Статья по теме "Приемы мотивации"
Оценка 4.9

Статья по теме "Приемы мотивации"

Оценка 4.9
docx
13.06.2023
Статья по теме "Приемы мотивации"
Приемы мотивации.docx

1.     Прием "М&Мs"

Этот прием позволяет мотивировать учащихся на работу на последних уроках, когда дети устали. Необычный способ опроса активизирует работу школьников.

Вам понадобятся две упаковки сладких драже М&Мs. Подготовьте заранее карточки с заданиями по цветам драже (обычно их шесть, но можете проверить сами), например:

Красный – расскажите о (мхах).

Желтый – расскажите о (папоротниках).

Коричневый – расскажите о (хвощах).

Разделите учеников на две группы, просите каждую группу встать в круг лицом друг к другу. Вручите им М&Мs и карточку с заданием того цвета, какая конфета попалась. Пусть ученики по очереди ученики угощаются драже и выполняют задание, записанное на карточке. Так все дети смогут принять участие в опросе - и даже будут этому рады.

Секрет успеха: сладости любят все дети, учитель ломает систему, разрешая есть драже на уроке:)

Возможные проблемы: если класс большой, придется сдвинуть часть парт.

P.S. Вы же не забыли выделить в классе "учеников-мишеней"? Обратите особе внимание, как они будут реагировать на задание. 

2. Прием «Шпаргалки»

Не знаем, как вы, а мы шпаргалки писали. И пишем до сих пор, например, на открытый урок). Попробовали превратить это в прием для учащихся. Этот прием мотивирует детей работать с текстом учебника. Учащиеся знают, что их шпаргалка поможет на следующем уроке, поэтому они ответственно подходят к ее созданию.

Учащимся предлагается прочитать текст параграфа. После этого им необходимо передать его содержание (можно с помощью рисунков, условных обозначений или схем). Подписанные шпаргалки ученики отдают учителю. Ими они могут воспользоваться на следующем уроке.

И здесь возможны два варианта:
Вариант 1. Ученики подходят к учителю и берут свою шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести информацию. Учитель отмечает лучшие шпаргалки и докладчиков.
Вариант 2. Если любите рисковать, до начала урока прикрепите рандомно шпаргалки под стулья. Пусть ребята попробуют воспроизвести информацию по чужим подсказкам. Будет замечательно, если они поймут, что шпаргалки - дело индивидуальное).

3. Прием "Шведский стол"

У нас есть учащиеся, которые не всегда выполняют домашнее задание. У вас такие есть?

Сегодня мы хотели бы напомнить про такой интересный прием, который мотивирует выполнить домашнее задание. Этот прием мы подсмотрели в книге Нины Джексон «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии» и модифицировали под себя.

Что это за прием?

Учащимся предлагается «меню» с вариантами домашних заданий по теме урока. «Меню» - представляет собой карточку, на которой расписаны несколько вариантов выполнения заданий. Задания варьируются от самого простого до сложного. Обязательно стоит добавить творческие задания. Около каждого задания прописаны баллы, которые учащиеся могут получить, если выполнят именно это задание.

Пусть ребята самостоятельно набирают себе из «меню» «блюда».
На следующем уроке проверка домашнего задания обязательна.

Лайфхак. Если прием подойдет вам и вашим учащимся, сделайте универсальный шаблон «Меню» и заламинируйте его.

 

4. Игра “Испорченный телефон”  

Как мотивировать учить правила, определения? Это довольно-таки скучное занятие, но такое необходимое.

Предложите детям простую игру «Испорченный телефон». Учитель начинает, то есть негромко передает сообщение (например, определение термина, правило, законы или закономерности) первому учащемуся, а он уже дальше по цепочке. Обычно всем очень весело узнать начальное сообщение и увидеть, насколько оно отличается от того, что получилось в итоге!

Будет замечательно, если вы дадите, каждому ряду разные задания.  

5. Прием «Мотивационная перфокарточка»

В самом начале урока учащиеся получают личные перфокарточки. На карточке написаны все задачи на урок (сделал домашнее задание, задал вопрос учителю и др.). В течение урока учитель пробивает дыроколом выполненное задание. В конце урока можно предложить какой-то приз на ваше усмотрение.

В чем плюсы такого приема? Учащиеся все вовлечены в урок. Они следят за ходом урока, и у них непременно возникает желание получить как можно больше пробитых учителем ячеек.

6. Прием «Читатели-писатели»

Для того чтобы поработать над учебным материалом совместно и ощутить все радости взаимодействия в парах, предлагаем прием “Читатели-писатели”.

До начала непосредственной работы ученики выбирают себе роли. Кто-то из них будет записывать информацию, а кто-то – находить. Листы с информацией для изучения размещают в разных углах класса, если поверхность стен позволяет, то и на стены (если что, малярный скотч не оставляет никакого следа ни на обоях, ни на окрашенных стенах). В общем, постарайтесь рассредоточить листы так, чтобы пути детей не пересекались. Учитель включает таймер. Первый ученик выходит, читает информацию, старается запомнить ее и передать своему партнеру. Подходить к листу с информацией можно не один раз. Второй ученик записывает информацию, и затем учитель проверяет, кто справился с заданием быстрее и качественнее.

 

7. Прием «Конверты успехов и ошибок»

Мы понимаем, что этот прием в нижеприведенном описании уже поздно использовать, но не смогли удержаться.

Итак, в начале учебного года надо наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Конверт с успехами», другой - «Конверт ошибок». Весь учебный год (или пока не закончится тетрадь) идёт «коллекционирование»: накапливаются работы (если вы пишете из на листочках), которые составляют содержимое конверта «Успехи». Тем, кто написал плохо, даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками, получить дополнительную работу, чтобы листочек перекочевал из конверта ошибок в конверт успехов.

Прием учит не бояться ошибок, повышает уверенность в себе, помогает анализировать свою деятельность. Главное, чтобы хватило сил продержаться учебный год!

8. Прием «Цветные поля»

Прием для тех, кто готов немного заморочиться с цветными карандашами, но все окупится настоящей обратной связью. Прием "Цветные поля" блестяще справляется с задачей мотивации к выполнению упражнений, решению задач, тестов и помогает формировать здравое отношение к собственным ошибкам.
Итак, ученик, выполняя письменную работу, обводит задания/слова/примеры цветными карандашами. Эти цвета имеют смысловую нагрузку:

Красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю,

Зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

Синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

Чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

 

9. Прием «Фанты»

Учителя привыкли, что опрос с точки зрения учащихся - это всегда что-то очень нежелательное. Дети на уроках начинают возмущаться, почему Мишу спросила, а Варю - нет. Опрос по цепочке — скучно. Кто-то точно при этом “выпадет с урока”, когда не его очередь отвечать.

Чтобы сохранить вовлеченность каждого ученика, можно сделать из опроса интересную активность с помощью игры в фанты. Дети пишут фразу со своим уникальным качеством (умею готовить плов, хожу в разных носках, у меня фиолетовые волосы и т.д). Дальше можно просто тянуть карточку, зачитывать, класс угадывает отвечающего по описанию его уникального качества.

 

10. Прием «50 на 25»

Для мотивации учащихся на уроке полезно сменять виды деятельности. Предлагаем совместить парную работу с работой с текстом учебника. Попросите учащихся проработать текст параграфа (можно брать часть параграфа).

После проработки текста разделите учащихся на пары. Их задача – придумать и записать краткое содержание текста, уместить его в 50 слов. Затем попросите их обменяться своими произведениями и сократить доставшееся краткое содержание до 25 слов.

После очередного обмена учащиеся опять сокращают текст, только теперь до одного предложения (10-12 слов). В результате зачитайте полученные варианты и выберите самое лучшее краткое содержание. Такие задания однозначно помогут разбавить атмосферу предсказуемости в классе во время работы с текстом учебником.

 

11. Прием «Бутерброд»

Прием будет полезен не только немотивированным ученикам, но и всем вообще.
В последнее время замечаем за собой, что часто видим только нескончаемый список ошибок и совсем не концентрируются на том, что ребенок сделал правильно и где преуспел. Это убивает мотивацию к обучению. Мы это прекрасно понимаем, поэтому и пробуем «Бутерброд».

Суть приема состоит в том, чтобы подать не самую приятную информацию для школьника в прослойке между двумя положительными фактами. Сильные стороны ученика – хлеб, а слабые стороны – кусочек колбаски между ними. После устного ответа, теста, диктанта разделите лист бумаги на три колонки и запишите ошибки по центру, а достижения в колонках слева и справа. Когда будете давать обратную связь, используйте информацию из всех трёх колонок.

Например: «Мне очень понравилось, как ты сравнил папоротники и плауны, это не очень легко вспомнить. Не забывай, что для оплодотворения папоротникам нужна вода. А вот этот пример забавный, мне он очень понравился». С помощью этого приема мы даем объективную оценку, но послевкусие после критики или исправлений останется самое приятное. Попробуйте сами, и вы увидите, как ваши школьники после работ буквально воспрянут духом.

 

13. Прием «Раскачка вопросами»

На первом уроке расшевелить детей сложно: еще все досыпают. Предлагаем "разбудить" учащихся и мотивировать их на работу простым приемом «Раскачка вопросами».
Что нужно делать? Учитель дает короткую информацию. Например, у томата плод ягода, а у огурца – тыквина.

Ученики должны задать 5 вопросов на основе информации учителя, соблюдая при этом следующие правила:
1) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «да».
2) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «возможно».
3) задайте вопрос чтобы можно было ответить «томаты и огурцы».
4) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «нет».
5) задайте вопрос, чтобы можно было ответить так: «В предоставленной информации нет ответа на ваш вопрос».

 

14. Прием «Мотивационное письмо»

Честно говоря, мы этот прием используем в начале учебного года/четверти. Но что-то в третьей четверти слишком много детей просят дополнительное задание для получения более высокой отметки за четверть. Поэтому мы и вспомнили о "Мотивационном письме".

Вначале рассказываем детям о том, что мотивационное письмо - это эссе в свободной форме, в котором нужно убедительно рассказать, почему именно вы должны получить гранд/поступить в магистратуру ит.д. В нашем случае мотивационное письмо объясняет, почему учащийся претендует на более высокий балл.
Можете предложить это задание всему классу (результаты могут быть для вас неожиданными), а можете именно жаждущим изменить отметку в колонке "3 четверть".
Если есть желание заморочиться, возьмите шаблоны мотивационных писем в Canva.

 

15. Прием «Мотивирующее колесо фортуны»

Универсальный прием для любого предмета. Особенно интересно получить от учеников обратную связь в конце четверти.

Можно сделать колесо на сайте Wheelofnames. Сайт имеет удобный и интуитивно понятный интерфейс. На одной половине расположено колесо, а на другой есть поле для заполнения. Каждая строка поля — отдельный пункт. Если вы зарегистрируетесь, то будете иметь возможность сохранять подборки «колес фортуны» в своем профиле. Сайт бесплатный, есть возможность удалять то, что уже выпадало из списка. Можно настраивать цвета, добавлять картинки, ссылки на интерактивные задания.

В общем, сервис вам понравится.

Но мы сделали колесо фортуны в старом и добром PowerPoint, так как не у всех есть доступ к Интернету в кабинете, а прием стоит того, чтобы им воспользоваться.

 

16. Игра «Но зато я...»

Этот прием идеален для последних уроков в конце учебной четверти. В чем плюсы для учителя? У вас есть возможность узнать секретики детей, понять их и простить) В чем плюсы для учеников? Для детей это лишний повод оценить свои достижения/провалы в прошедшей четверти и возможность снизить тревожность (узнав, к примеру, что не только они что-то не выучили, но и другие тоже).

Вам нужен мячик или что-то мягкое) Учащиеся становятся в круг и перебрасываются мячиком или игрушкой. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не …». Отвечающий, ловя, должен ответить: «Но зато я…». Например: «Я не сделал домашнее задание по теме "Мхи» — «Но зато я написал 15 пословиц про плоды».

Хорошо, когда все фразы произносятся добродушно, с улыбкой. Доброжелательный смех действует сильнее, чем замечания, наказания.

 

17. Прием «Что в моей голове?»

Не знаем, как вы, а мы выставляем отметки за четверть. Чтобы ученики не "мешали" в этот ответственный момент, предлагаем им такое задание: на листе нарисовать контур головы, а внутри написать, что они запомнили из уроков. Это упражнение занимает от 10 до 15 минут (как раз посчитаете средний балл). Пусть ученики будут честными и пишут/рисуют откровенно. Попросите подписать листики и сдать их. Вы получите прекрасный материал для рефлексии на каникулах)

 

18. Приём «Аффирмации на урок»

На одном из сайтов мы прочитали, что учительница начальных классов из Калифорнии (США) по имени Кэти Бузер уже десять лет каждый урок начинает с вдохновения школьников. Учитель зачитывает им аффирмации — краткие фразы, создающие позитивный психологический настрой. Учащиеся повторяют фразы, и это помогает им чувствовать себя более спокойно и уверенно, особенно перед тестированием или важным экзаменом, или просто в начале четверти).

Обычно урок начинается с таких фраз: «Я верю в себя», «Я верю, что смогу», «Я считаю, что я классный» и т. д. Здорово! Родители, чьи дети учились у Кэти Бузер говорят, что они даже через несколько лет вспоминают утверждения, которые повторяли на уроках, и они помогают им справляться с более трудными задачами, чем проверочные работы на уроке.

Мы тоже решили попробовать аффирмации на уроках. И сделали их на карандашах и палочках от мороженого.

Как пользуемся?

Каждый ребенок перед уроком имеет права вытянуть палочку с аффирмацией и прочитать ее. Дети могут поделиться аффирмацией с одноклассниками или положить эту палочку на парту и повторять ее про себя в течение всего урока.
А можно написать тонким маркером аффирмации на карандаше. Если ребенку на уроке понадобится карандаш, предложите ему карандаш с аффирмацией. Это здорово помогает учащимся работать дальше.

 

19. Приём «Капуста»

Весёлый прием для опроса после, например, изученной темы или для повторения. Скомканные листы бумаги с записанными вопросами складываются в “капусту”. Вопросы может писать и сам учитель, и ученики. Передаем “капусту” по кругу, каждый ученик снимает верхний лист "капусты" и отвечает на вопрос.

 

20. Приём «Ромб»

Сначала каждому ученику надо согнуть лист пополам, потом ещё пополам и загнуть угол, чтобы при развороте ромб оказался в центре листа. Надеемся, понятно написано)

Внутри ромба пишем слово/понятие, с которым работаем на уроке. В левом верхнем углу (Р) надо записать равные по смыслу слова, синонимы. В правом верхнем углу (О) пишем отличные по смыслу слова, то есть антонимы. В правом нижнем углу (М) записываем минусы, то есть что мы теряем, если не будет этого понятия. В левом нижнем углу (Б) записать бонусы, плюсы, что мы приобретаем, когда это понятие есть. После этого в центре записываем определение слова/понятия, используя слова каждого угла.

21. Приём «Тарсия»

Наверное, многие из нас любят в свободную минутку озадачить свой мозг интересной головоломкой. Дети тоже. Предлагаем вам "Тарсию". Придумана эта головоломка была как математическая. Но может быть использована и учителями других предметов.

Цель головоломки - правильно собрать фигуру. Это может быть треугольник, ромб и т.д.

Есть бесплатная программа "Formulator Tarsia". Но нам не очень хотелось заморачиваться, поэтому мы нашли в Сети готовый шаблон.
Осталось внести свои вопросы и ответы. В левое поле записали вопросы, в правое - ответы. Заламинировали, разрезали головоломку на части и предложили детям поработать в паре.

 

22. Приём «Чек-лист урока»

Нет большей радости, чем вычеркнуть из списка сделанное задание) Для учащихся тоже. Поэтому очень удачным способом мотивировать учащихся к выполнению задания является чек-лист урока.

Что мы включаем в чек-лист? Прежде всего задания различного типа, которые подходят для учащихся как с высокой, так и с низкой мотивацией. Задания подбираются так, чтобы любой ученик смог решить хотя бы одно задание. А для сильных учеников нужно включать задания посложнее.

Чек-лист по теме урока может содержать задания, выполняемые в течение всего урока. Чтобы пробудить интерес учащегося к выполнению заданий, желательно подобрать удачное оформление чек-листа: картинки, фоновые изображения, стильное оформление заданий. Текст должен быть читаемым, графики и диаграммы — с хорошей визуализацией. Весь объем материала желательно разместить на одной странице, максимум на двух, так как большое количество заданий может отпугнуть учеников.

Мы использовали чек – листы для самоанализа учащимися своих проблем и достижений. Поэтому включали в чек-лист параметры: знаю/умею/затрудняюсь, знаю/сомневаюсь/требуется помощь, знаю/могу выполнить сам(а)/нужна помощь и т. п. Чек-листы позволяют обучающемуся получить результаты в виде выводов, а не отметок, тем самым сохраняется его мотивация к обучению. По итогам оценивания учениками самих себя у учителя будет представление о том, скольким школьникам удалось хорошо усвоить материал, а скольким нужно помочь дополнительно, и скорректировать свою педагогическую деятельность в дальнейшем. Чек-листы также можно использовать для проверки домашнего задания.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Прием "М&Мs" Этот прием позволяет мотивировать учащихся на работу на последних уроках, когда дети устали

Прием "М&Мs" Этот прием позволяет мотивировать учащихся на работу на последних уроках, когда дети устали

Обязательно стоит добавить творческие задания

Обязательно стоит добавить творческие задания

Прием учит не бояться ошибок, повышает уверенность в себе, помогает анализировать свою деятельность

Прием учит не бояться ошибок, повышает уверенность в себе, помогает анализировать свою деятельность

Это убивает мотивацию к обучению

Это убивает мотивацию к обучению

Можно сделать колесо на сайте

Можно сделать колесо на сайте

Каждый ребенок перед уроком имеет права вытянуть палочку с аффирмацией и прочитать ее

Каждый ребенок перед уроком имеет права вытянуть палочку с аффирмацией и прочитать ее

Текст должен быть читаемым, графики и диаграммы — с хорошей визуализацией

Текст должен быть читаемым, графики и диаграммы — с хорошей визуализацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023