Статья по теме: «Воспитательный потенциал уроков истории»
Оценка 4.8

Статья по теме: «Воспитательный потенциал уроков истории»

Оценка 4.8
doc
17.03.2023
Статья по теме: «Воспитательный потенциал уроков истории»
Воспитательный потенциал уроков истории.doc

Статья по теме: «Воспитательный потенциал уроков истории»

В отечественной школе урок остается основной формой организации обучения. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Урок -  форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков)которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собойСтруктура урока зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций типов уроков.

1.     Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведения (И. Н. Казанцев). По первому критерию (содержанию) уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них - в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.

2. Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (С. В. Иванов):

  • вводный урок;
  • урок первичного ознакомления с материалом;
  • урок усвоения новых знаний;
  • урок применения полученных знаний на практике;
  • урок закрепления, повторения и обобщения;
  • контрольный урок;
  • смешанный, или комбинированный, урок.

3.     Классификация уроков по цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (М. И. Махмутов). В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков:

    • уроки изучения нового учебного материала;
    • уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
    • уроки обобщения и систематизации;
    • комбинированные уроки;
    • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

4. Классификация уроков по преобладающему компоненту урока (В. И. Журавлев). По этой классификации уроки подразделяются на смешанные (комбинированные) и специальные. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным урокам относятся:

    • урок усвоения нового материала;
    • урок закрепления;
    • урок повторения;
    • урок контроля, проверки знаний.

5. Классификация уроков по дидактической цели (Б. П. Есипов, Г. И. Щукина и др.):

    • урок ознакомления учащихся с новым материалом или изучения новых знаний;
    • урок закрепления знаний;
    • урок выработки и закрепления умений и навыков;
    • обобщающий урок;
    • урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

Рассмотрим более подробно данную классификацию.

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знанийЭто такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе учитель сам излагает новый материал или проводится самостоятельная работа учащихся под его руководством. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

Урок закрепления знанийСодержание учебной работы на уроке составляет повторное осмысление ранее приобретенных знаний с целью их более прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т. п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыковПроцесс закрепления умений и навыков идет на нескольких уроках подряд. От урока к уроку материал должен усложняться, чтобы действительно было видно, что учащиеся все успешнее справляются с данной учебной задачей.

Уроки обобщения и систематизации знаний - систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области; установить недостатки в овладении материалом; наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме.

Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

В практике работы школы наибольшее распространение получили комбинированные или смешанные уроки, на которых решаются сразу несколько дидактических задач. Примерная структура комбинированного урока:

  • проверка домашней работы и опрос учащихся;
  • изучение нового материала;
  • первичная проверка усвоения;
  • закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;
  • повторение ранее изученного в виде беседы;
  • проверка и оценка знаний учащихся;
  • задание на дом.

Типология и структура урока. Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. Для того чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии уроков, их систематизации довольно сложная. В отечественной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии уроков, что вполне правомерно.

В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, киноуроки, уроки-беседы, уроки практических занятий и т. п.

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами.

В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков:

  • уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
  • уроки формирования и усвоения умений и навыков;
  • уроки обобщений и систематизации знаний;
  • уроки повторения, закрепления.
  • контрольно-проверочные уроки;
  • комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

К сожалению, и эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как практически далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде любой из приведенных типов уроков, кроме комбинированного. Кроме того, приведенная классификация отражает только образовательные цели, не учитывает реализацию на уроке воспитательных задач и характер учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.

 

2.    Интеграция на уроках истории.

На протяжении более двух десятилетий проведения реформ в нашей стране и, в частности, в системе образования многие факты нашей истории получили новую интерпретацию. То, чем когда-то гордились многие поколения наших соотечественников – победы в войнах, освоение новых территорий, деятельность великих полководцев, подвиги героев – стало рассматриваться исключительно с критических позиций. Патриотизм стал считаться отжившей ценностью, мешающей строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов. 

Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных, изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе в истории своей страны. Российское общество оказалось тяжело больным. Спасти его могла только национальная идея, благодаря, которой общество могло бы объединиться. Долго наши власти искали эту идею и, наконец, нашли. Вернее, поняли, что для русского человека патриотизм является его характерной чертой, высшей ценностью и только прививая молодым людям любовь к Родине, гордость за свой народ, можно спасти нацию. Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят любовь к Родине и интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания.

Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму, вечному. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое современное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону, воспитать новое поколение. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Воспитание патриотизма я всегда считал главным на уроках истории. Первое, что я должен привить своим детям – это любовь к своей истории, Родине, городу. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России – это в значительной мере история войн, в которых наши предки проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие соотечественники и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов нашей Родины.

Как учитель истории с 34-летним опытом работы считаю необходимым развитие духовных качеств личности на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Для этого я стараюсь:

- создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников;

- применять современные технологии обучения и воспитания;

- формировать коллектив творчески работающих единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого, формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию учащихся;

- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно – исторических ценностей страны, региона, города, широко используя традиции Коми края, Воркуты, гимназии, повышать культуру межнациональных, этнических отношений;

- формировать общечеловеческие ценности.

Реализация моего плана позволяет мне вести работу по нескольким направлениям:

1. Работа на уроках истории и обществознания.

2. Работа на факультативных занятиях.

3. Научно-исследовательская деятельность.

4. Краеведческая деятельность.

5. Внеклассная деятельность.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. 

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть. История – это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине.

Каждый период истории России драматичен и напряжен. Задача на уроках отечественной истории – раскрыть и донести до сознания школьника преемственную связь времен и народов, поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим школьников. Патриотическая направленность занятий основывается на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции. Большую помощь в воспитании патриотизма даёт школьный краеведческий музей, где учащиеся занимаются исследовательской работой, ежегодно проводятся мероприятия, посвящённые победе в Великой Отечественной войне. В музее учащиеся делают выставки, посвящённые разным историческим событиям.

Патриотизм является неотъемлемой чертой высоконравственного человека. Патриотическое воспитание личности является существенным фактором в ее социализации. Нравственно – патриотическое воспитание должно закладываться еще в семье, развиваться в школе и воплощаться в поступках человека в самостоятельной жизни. Задачей педагогов и родителей является пробуждение в детях любви к родной земле, формирование у них нравственных и ценностных ориентиров, которые помогут ему стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у подрастающего поколения. В дошкольном и школьном возрасте дети любознательны, восприимчивы и отзывчивы, умеют искренне сочувствовать и переживать. Для нравственного воспитания эта пора является самой благоприятной почвой для педагогов и воспитателей. Так как любовь к Родине должна закладываться еще в раннем возрасте, то тут большую роль играют стихотворения детских поэтов, написанные на понятном детям языке.

Что мы Родиной зовём? Стихотворение В. Степанова как нельзя лучше отражает понятие любви к Родине – патриотизм, для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь он ведет дружеский диалог со своим читателем – ребенком, показывая то, что их многое объединяет: дом, березки, праздники и песни. Осознание причастности к жизни своей страны, своего народа являются начальной ступенью в формировании патриотизма. В. Степанов пишет просто, ярко, образно – так, чтобы его понимал самый несмышлёный кроха. Его добрая интонация вызывает у детей доверие и желание читать и учиться.

Анализируя произведения из школьного курса литературы, мы обратили внимание, что каждый автор по-своему видит священную связь человека и Родины, но все они сходятся в одном – как сказано в русской пословице: «Человек без родины – соловей без песни». Тема патриотизма во всех гранях отражена в литературе.

Лирика С. Есенина проникнута необъятной любовью к Родине. В его произведениях она предстает как живая, настоящая женщина, мать, возлюбленная. Его стихотворения полны необыкновенного трепета и уважения, преклонения и восхищения перед своей Отчизной. Есенин является одним из великих поэтов, истинных патриотов своей Родины. В его творчестве отражена вся душа, мораль русского народа и красота русской природы. Он сам говорил: «Моя лирика жива одной лишь любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Воспел русскую дубраву, русский народ и природу Ф.И. Тютчев. В своем творчестве Ф. Тютчев выплеснул все свои чувства к родной природе. Природа предстает перед нами наиболее емко и красочно, словно мы смотрим кинофильм. Описывая картины природы, Ф. Тютчев не просто показал их во всей красе, но и тем самым доказал богатство и неисчерпаемость великого русского языка. Это немаловажное в патриотическом воспитании – знание и уважение родного языка. Множество его стихов были очень озабоченны родиной, но в то же время трезво правдивы. Преданность и патриотизм в стихотворениях отточен до эталона.

С чего начинается Родина? Михаил Матусовский, который воспел великую Россию, однозначно знал. Любовь к Отчизне впитывается с молоком матери, звучит в ее колыбельных и чувствуется в прикосновении ее добрых рук. М. Матусовский привил любовь к Родине всем советским детям. На его стихи были написаны песни, которые трогают за душу любого.

Влияние высокохудожественных произведений на морально – нравственные ориентиры детей без преувеличений можно назвать важнейшим фактором. «Главное избежать фальшивок среди патриотических произведений, так как литература дает идеал мировоззрения», – уверен писатель М.И. Веллер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Статья по теме: «Воспитательный потенциал уроков истории»

Статья по теме: «Воспитательный потенциал уроков истории»

Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведения (И

Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведения (И

Классификация уроков по преобладающему компоненту урока (В

Классификация уроков по преобладающему компоненту урока (В

Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и…

Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и…

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области; установить недостатки в овладении мат ериалом; наметить пути дальнейшей…

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области; установить недостатки в овладении мат ериалом; наметить пути дальнейшей…

В отечественной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков

В отечественной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков

Поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики

Поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики

Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса

Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса

Коми края, Воркуты, гимназии, повышать культуру межнациональных, этнических отношений; - формировать общечеловеческие ценности

Коми края, Воркуты, гимназии, повышать культуру межнациональных, этнических отношений; - формировать общечеловеческие ценности

Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся

Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся

Патриотизм является неотъемлемой чертой высоконравственного человека

Патриотизм является неотъемлемой чертой высоконравственного человека

Человек без родины – соловей без песни»

Человек без родины – соловей без песни»

Статья по теме: «Воспитательный потенциал уроков истории»

Статья по теме: «Воспитательный потенциал уроков истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2023