1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Чакаева Я.В. |
Место работы |
МБОУ «СОШ №15» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс |
8 А,Б,В,Г |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
61 |
Тема урока |
Животные и среда обитания |
Уровень изучения |
базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ Комбинированный урок |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой |
|
Предметные умения Применять информационно-коммуникационные технологии при проведении мини-проектных, мини-исследовательских работ в области зоологии, физиологии и экологии животных, ветеринарии, животноводстве |
|
Межпредметные Различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать.Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления |
|
Ключевые слова ЗАКОН ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО ФАКТОРА, ЭКОЛОГИЯ, ЗАКОН ОПТИМУМА, БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ЗАКОН КОНКУРЕНТНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ |
|
Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)", "Диагностическая работа", "Интерактивный тренажер по выполнению заданий (от простого к сложному)", "Обучающие видеоролики". |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Запустите обучающий видеоролик. Возможно отключить звук и провести занятие с использованием материалов видеолекции. Обсудите кратко с обучающимися, чему человек научился у природы и для чего нужно изучать приспособления животных к окружающей среде. Чему человек научился у животных? Обучающие видеоролики
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Давайте начнем урок с интересного вопроса, относящегося к теме «Зоология». Могут ли слоны плавать? Как вы думаете? Кто считает, что умеют? Поднимите руки! А кто считает, что не умеют? И почему. (На обсуждение 1 минута). На самом деле слоны умеют плавать и очень хорошо. Животное может полностью погружаться под воду, держа над поверхностью воды только хобот! |
Этап 1.3. Целеполагание |
Ты узнаешь про среды обитания животных |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Основные среды жизни животных, это: водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют животные. Для того, чтобы подробно рассмотреть каждую среду жизни, давайте разделим работу между всеми учащимися, поделившись на группы. Необходимо 4 группы учащихся (по 5-6 человек). Каждая
группа вытягивает карточку, на которой будет написана среда обитания, которую
необходимо рассмотреть. 1. Наземно-воздушная 2. Пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. 3. Самая разнообразная по условиям обитания. 4. Животные отличаются сложным поведением и многообразием. 1. Водная 2. Рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, насекомые. 3. Плотность воды в 1000 раз больше, чем плотность воздуха. Более сильные перепады давления. 4. Активное поглощение солнечных лучей. 1. Почвенная 2. Дождевые черви, клещи, личинки насекомых, муравьи, медведки. 3. Очень плотная структура почвы, свет не проникает. 4. Многие животные проводят всю жизнь под землей. 1. Тела живых организмов 2. Аскарида, лентецы. 3. Защита от воздействий внешней среды, ограниченность внешнего пространства, но не ресурсов. 4. Нехватка кислорода. Каждая группа дописывает информацию по среде обитания в тетрадь, отмечая особенности. От среды обитая мы переходим к местам обитания животных. Но перед этим, расскажу вам пару интересных фактов о животных: 1. У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа. 2. Слон, единственное животное с 4 коленями. 3. Порода собак Бесенджи не умеет лаять, а издает звуки, похожие на урчание. 4. Гепард – единственная кошка, которая не умеет прятать когти. 5. Глаз страуса, больше, чем его мозг. Вы немного отдохнули, отвлеклись, теперь переходим дальше, к теме урока. В любой среде животные занимают наиболее благоприятные участки среды, их называют – места обитания. На стр. 12 в учебнике, посмотрите, какие места обитания характерны для: Соловья Щуки Дельфина Синицы К каждому месту обитания животные хорошо приспособлены. Например, у животных, ведущих древесный образ жизни - длинные лапы с острыми когтями, у водных жителей – ласты, плавники; так же, помогает окраска, спасающее животное от хищников. В завершении темы, мы сегодня поговорим о взаимоотношениях животных. Животные постоянно контактирую друг с другом и другими организмами. Первый тип взаимоотношений – хищничество. Одни животные добывают других, умерщвляют и питаются ими. Примеры: медведь, поедающий рыбу, лев, поедающий зебру. Животные на которых охотятся хищники – жертва. Некоторые животные постоянно живут в теле хозяина, питаясь его тканями – такие животные получили название паразиты. Пример: минога, паразитирующая на крупных рыбах Организм, внутри которого находится паразит - называют хозяином. Животные, населяющие одно и тоже место обитания или питающиеся сходной пищей вступают в конкурентные отношения. Есть еще один вид взаимоотношений - это симбиоз.Взаимовыгодные отношения между организмами. Например, рак отшельник, специально пересаживает на свою раковину актинию. Она защищает рака от нападения врагов, а рак отшельник, передвигаясь, позволяет актинии получать больше пищи, меняя местообитание. На рисунке 12, в учебнике, прочтите про квартирантство (запишите определение). Взаимоотношения между животными, которые полезны для одного животного и безвредны для другого. Пример: В норе сурка могут соседствовать насекомые, жабы, ящерицы. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Какие среды жизни мы сегодня обсудили? Что называют местами обитания животных? Чем характеризуется тип взаимоотношений «Хищничество»? Чем характеризуется «Паразитизм»? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Тест в формате ГИА |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Запустите обучающий видеоролик. Возможно отключить звук и провести занятие с использованием материалов видеолекции. Организуйте обсуждение заданных вопросов по ходу видеоролика. Самолет и птичка колибри Обучающие видеоролики |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания. ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ А) медведь 1) наземно-воздушная Б) щука 2) водная В) акула 3) почва Г) крот 4) другие организмы Д) заяц Е) ель Ж) землеройка З) дождевой червь И) паразиты в кишечнике человека К) простейшие в желудке коровы |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Запустите интерактивный тренажёр «Животные и окружающая среда. Экология. Экологические факторы» и организуйте индивидуальную работу с тренажёром. Задания структурированы в формате «от простого к сложному». Если обучающийся допускает ошибку, система предложит выполнить другой вариант задания. В случае допущения нескольких ошибок система перенаправит обучающегося на повторное изучение и систематизацию материала. Предложите обучающимся подсчитать, сколько ошибок ими допущено, и оценить, насколько усвоен материал урока. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Запустите интерактивный тренажёр «Проверка функциональной грамотности» и организуйте индивидуальную работу с тренажёром. Если обучающийся допускает ошибку, система предложит выполнить другой вариант задания. В случае допущения нескольких ошибок система перенаправит обучающегося на повторное изучение и систематизацию материала. Предложите обучающимся подсчитать, сколько ошибок ими допущено, и оценить, насколько обучающиеся могут с научной точки зрения объяснять явления. Тренажер для проверки функциональной грамотности Диагностическая работа |
Этап 5.1. Рефлексия |
Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно |
Этап 5.2. Домашнее задание Написать небольшой конспект и выучить |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.