Значение динамических перемен в учебном процессе
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Т.Н. Меркушева
учитель Государственного казённого общеобразовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2»
В статье акцентировано внимание на проблеме ухудшения здоровья детей, обусловленной недостатком двигательной активности обучающихся во время учебного процесса, описана роль достаточной двигательной активности школьников в течение учебного дня для сохранения их здоровья. Обозначены задачи педагога в работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с умственной отсталостью. Перечислены условия для увеличения продолжительности активного внимания учеников, профилактики и снижения утомляемости, восстановления работоспособности, успешной адаптации учащихся с умственной отсталостью в младших классах путем оптимизация физической, умственной и эмоциональной активности во время перемен между уроками.
Ключевые слова: здоровье, сохранение здоровья, двигательная активность, работоспособность, профилактика, умственная отсталость, интеллектуальные нарушения, динамические перемены, подвижные игры, физические упражнения, статическая нагрузка,.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов. Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие - зрительный аппарат ребенка испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья - нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности. Особенно недостаток в движении испытывают дети с повышенной возбудимостью. Ее причины кроются в нейрофизиологических особенностях организма детей. Такие дети не могут сидеть на месте, их поведенческие реакции сопровождаются двигательной расторможенностью, снижением концентрации внимания, эмоциональными всплесками. Они испытывают недостаток движения, который невольно пытаются компенсировать. Ребенок длительное время находится в статическом положении, происходит снижение двигательной активности, уменьшается способность эритроцитов переносить кровь к тканям и головному мозгу, и именно поэтому замедляются процессы восстановления и падает работоспособность.
Данные специфические особенности свойственны всем детям с интеллектуальными нарушениями. Их отличает от нормально развивающихся сверстников повышенная утомляемость, сниженная работоспособность во время уроков, отвлекаемость, пресыщаемость деятельностью, трудность переключения с одного вида деятельности на другой. Продолжительность активного внимания умственно отсталых учащихся в начальных классах составляет 10-15 минут после 20-35 минут занятий. Несмотря на физкультминутки во время уроков, у них резко падает работоспособность, деятельность становится малопродуктивной. Устранить утомление помогает активный отдых, переключение на другие виды деятельности. Поэтому, задача школы – создать условия для увеличения продолжительности активного внимания учеников начальных классов, профилактики и снижения утомления, восстановления работоспособности, успешной адаптации младших школьников с умственной отсталостью к условиям школы. Необходима оптимизация физической, умственной и эмоциональной активности учащихся.
С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время малые формы физической активности учащихся:
- физкультминутки;
- динамические паузы;
- зарядка до занятий;
- спортивные часы в группе продленного дня;
- прогулки и т.д.
Оправдано использование физических упражнений и подвижных игр на динамических переменах. Они помогают обеспечить необходимую для детей с интеллектуальными нарушениями двигательную активность, позволяют ребятам активно отдохнуть после умственного труда, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Такие перемены предназначены не для решения задач физического совершенствования, они носят главным образом релаксационный, оздоровительный и игровой характер. Игра остается ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста, через нее ребенок познает мир, открывает себя, учится строить отношения с другими детьми. Динамические перемены дают возможность возбудимым детям освободиться от излишнего напряжения. В ситуации, четко спланированной учителем, организация перемен способствует развитию у детей конструктивных способов взаимодействия друг с другом, установлению социальных контактов, привносят в жизнь школьников много новых впечатлений и положительных эмоций. Кроме этого, совместные игры педагога с учащимися способствуют укреплению их взаимоотношений, возникновению чувства эмпатии и доверия и педагогу.
Проведение такой перемены целесообразно после 3-4 урока. Местом ее проведения являются рекреации и коридоры школы, которые хорошо проветриваются. По продолжительности – это 15-20 минут активной динамической работы. Организацией динамических перемен занимается учитель. Проведение игр и физических упражнений требует тщательной подготовки.
Особенностью организации динамических перемен является то, что они проводятся в свободной обстановке и носят игровой характер. В начале перемены нагрузка постепенно повышается, достигая наибольшей величины. Затем следует постепенное снижение ее до относительно спокойного состояния учащихся. Завершают перемену игры малой подвижности. Они способствуют развитию произвольной регуляции поведения, формируют умение ориентироваться на цель, выполнять действия по образцу, помогают детям настроиться на рабочий лад, быть более организованными и сосредоточенными.
Динамические перемены часто сопровождаются музыкой, помогающей создавать хорошее настроение. Комплексы упражнений в подвижных играх включают в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они усиливают двигательную активность организма и вовлекают в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку. Упражнения могут выполняться сидя или стоя. Включены упражнения на интенсивное потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на «развертывание» грудной клетки и т.п. Они к тому же являются профилактическим средством от возможных искривлений позвоночника. Обязательны упражнения на осанку, возможна ходьба на носках с высоким подниманием коленей. Важны упражнения для ног, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением.
Игры проводятся в непринужденной форме. В зависимости от сути игры при делении детей на группы, учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого. Чтобы учащиеся с интеллектуальными нарушениями играли активно, необходимо создать у них правильное представление об игре, доходчиво объяснить правила, использовать простые доступные игры, не требующие серьёзных мыслительных операций.
Использование релаксационно-динамических пауз на переменах оптимально и для школьников с умеренной умственной отсталостью. Это способствует развитию психомоторики и переключению на другой вид деятельности, снятию нагрузки. С такими детьми на переменах проводятся пальчиковые игры и речедвигательные упражнения, которые благодаря простым рифмованным текстам, легко запоминаются детьми и позволяют развивать умение соединять речь и движение в меняющихся по ходу исполнения действиях. Для развития мимической моторики, способности понимать различные эмоции, в уроки и перемены включают динамические паузы со стихотворным материалом, позволяющие по подражанию повторять определенную мимику.
Используются следующие игры:
-темпо-ритмические упражнения, игры-имитации и движения, сопряженные с речью («Буратино»,«Речка», «Три медведя», «Хомка» и др.);
-упражнения на пространственные ориентировки («Аист», «Зарядка», «Часы», «Физкультпривет», «Самолет», «Мельница» и др.);
-физкультурные паузы со счетом.
Так как у учащихся с интеллектуальными нарушениями наблюдается медленный темп работы на уроке, слабо развиты высшие психические функции, резко снижена познавательная деятельность и уровень формирования навыков устных и письменных вычислений, возникла идея использовать во время динамических перемен игры, направленные на коррекцию устного счета, формирование познавательной деятельности, развитие высших психических функций.
С этой целью мною были разработаны комбинированные игры, предполагающие двигательную и познавательную активность одновременно. В рекреации перед классным кабинетом мною создана игровая зона. Стены и пол оформлены наглядным игровым материалом, который меняется в зависимости от пресыщения детьми, смены времени года и других факторов. Используется также оборудование для игр и физических упражнений (минитренажеры, мягкие модули, маты и др.).
Фото 1. Игровая зона.
Фото 1. Игра «Считарики»
В игру «Мистер-Твистер» играют на поле размером 160х140 см., расположенном на полу рекреации. На поле изображены большие цветные круги в четыре ряда по шесть штук в каждом. Специальная рулетка прикреплена к ближней стене и служит генератором случайности. Она разделена на четыре секции: правая нога, левая нога, правая рука, и левая рука. Каждая секция подразделена на четыре цвета. После вращения называется комбинация (например, правая рука на жёлтое) и игроки должны двигать их соответствующую руку или ногу в точку надлежащего цвета. Человек выбывает, если его локоть или колено коснётся пола. Правила игры могут меняться в зависимости от количества игроков.
Фото 2. Игра «Мистер-Твистер»
«Мини-твистер» -пальчиковая игра для детей. Игровое поле расположено на стене, имеет квадратную форму. На нём изображены цветные участки и кружки разного цвета и размера. Игроки передвигают пальцы рук по цветным кружкам к центру игрового поля, стремясь быстрее соперников занять самые выгодные финишные позиции. Ведущий крутит стрелку, и когда она остановится, называет палец и цвет кружка, на который игроки должны поставить пальцы. Игра заканчивается, когда один из игроков поставит свой палец на последний свободный сектор финишного круга.
Фото 3. Игра «Мини-твистер»
В игре «Кто я? Что я?» с помощью минимального количества вопросов надо угадать, что изображено на карточке, вставленной под повязку на голове. Чем меньше вопросов задают игроки друг другу, тем больше очков зарабатывают. При неправильном ответе игрок получает 0 очков и очередь переходит к следующему игроку. Победителем считается тот, кто к концу игры наберет наибольшее количество очков.
Фото 4. Игра «Кто я? Что я?»
Игровое поле подвижной игры «Классики» расположено на полу и состоит из квадратов по цепочке связанных между собой по одному, по два квадрата поочередно. Игрок бросает «биту» на квадрат с цифрой «1» и начинает прыгать на одной ноге по очереди на все классы с 1-10. На классы, состоящие из двух соединенных квадратов, игрок прыгает сразу двумя ногами. Потом игрок поворачивается на 180 градусов и обратно возвращается тем же ходом. Далее, он биту кидает на квадрат с цифрой «2» , «3» и т.д. В эту игру может играть сразу несколько игроков.
Фото 5. Игра «Классики»
Во время динамических перемен используется еще много разных подвижных игр: «Передай шапку», «Узнай меня», «Море волнуется», «Пятнашки», «Замени предмет», «Проведи мяч», «Мороз Красный нос», «Воробьи и кошка», «Неуловимый шнур», «Извилистая тропа», «Грибники» и др.
Динамические перемены играют большую роль в воспитании и развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Они способствуют усвоению социальных норм и правил, сплочению детского коллектива и формированию навыков коммуникации,
Создание здоровьесберегающего развивающего пространства позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье учащихся младшего школьного возраста, развить функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех образовательных нагрузок, обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья, повысить работоспособность, внимательность, активность, оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004. – 352 с.
2. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов. - М.: Классикс Стиль, 2005. - 248 с.
3. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Мн., 1976 год.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, изд-во «Вако», 2007 год.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- Москва, изд-во «Аркти», 2006 г.
6. Яковлев В.Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб., - Москва, изд-во «ФиС», 1975 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.