Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)
Оценка 4.9

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Оценка 4.9
Научные работы
doc
администрации
Взрослым
22.01.2020
Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)
В статье описан опыт работы школы по созданию здоровье сберегающей среды в ОУ
статья из опыта работы на конкурс.doc

Мазаева Наталья Витальевна

Заместитель директора по УВР

 Муниципального общеобразовательного учреждения

 средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального района город Нерехта

 и Нерехтский район Костромской области.

 

         «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения»

(из опыта работы)

Для того чтобы человек мог

соответствовать своей роли венца природы

и выполнять историческую миссию

на земле и в космосе,

он должен быть здоровым»

И.И. Брахман

 

Мы живём в трудное время. Социально – экономические проблемы накладывают свое отпечаток на обучение и воспитание  подрастающего поколения. Объективные причины разрушения здоровья детей связаны в первую очередь с условиями их  жизни и воспитания. Лишь 50 % детей воспитываются в полных благополучных семьях. Низкая заработная плата, алкоголизация, недостаточное количество рабочих мест в родном городе – основные причины социального неблагополучия семей и как следствие безнадзорность и слабое здоровье подрастающего поколения. В тоже время, на здоровье подрастающего поколения оказывает влияние высокая интенсивность  процесса обучения и воспитания в школе.

Обновлённое образование сегодня призвано сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско – правовой и бытовой культурой. Для решения данных проблем необходимы функционально - грамотные, творческие, умеющие самостоятельно добывать знания, быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, здоровые граждане. Важно помочь учащимся осознать, что здоровье является главной жизненной ценностью, научить их выбирать и вести здоровый образ жизни.

С 1996 года МОУ СОШ № 1 муниципального района город Нерехта и Нерехтский район  Костромской области  работает над проблемой внедрения здоровье – сберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс. Работа над темой была обусловлена проблемами,  выявленными в ходе первичного мониторинга.

·                        В ОУ отмечалась тенденция к увеличению учащихся со школьно- обусловленными заболеваниями.

·                        Отмечалось нарушение санитарно - гигиенических норм в классных кабинетах.

·                        Отмечалось негативное психо - эмоциональное состояние учащихся на уроках.

·                        Отмечался высокий уровень  школьной тревожности у учащихся 5, 9, 11 классов.

·                        Было выявлено большое количество учащихся, имеющих хронические заболевания при поступлении в 1 класс.

·                        При ранжировании желаемых качеств личности своих детей родители на 1 место из 15 поставили здоровье.

·                        У учащихся отсутствовали глубокие знания, умения и навыки по вопросам здоровьесбережения, отсутствовало желание вести здоровый образ жизни.

В связи с этим в школе была создана кафедра «Здоровья» и разработана программа «Здоровье» Ведущая цель программы: создания условий для сохранения и формирования здоровья учащихся. Школа стала муниципальной экспериментальной площадкой по внедрению здоровье – сберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс, а с 2007 года школа работает как «Школа – территория здоровья»

 ЗСТ представляют собой совокупность принципов, приёмов, методов средств педагогической деятельности, программно- методического обеспечения, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания наделяют их признаками здоровьесбережения. Структура здоровьесберегающих технологий представляет сложную, многогранную систему деятельности педагогического коллектива через:

·                      Учебный план.

·                      Воспитательную деятельность.

·                      Физкультурно- оздоровительную деятельность.

·                      Санитарно- гигиенические условия

·                      Организацию питания.

·                      Внеурочную деятельность.

·                      Работу с  кадрами.

·                      Взаимодействие с заинтересованными организациями в области охраны здоровья и формирования основ здорового образа жизни.

 

Задача школы сегодня – создать условия для успешной социализации  учащегося в современном, быстроизменяющемся мире, помочь выбрать в дальнейшем профессию, в которой он сможет быть успешным. В любой профессии основой движения вперёд является творчество. Но человек творит тогда, когда он здоров. И поэтому особое внимание все педагоги школы уделяют таким технологиям проведения уроков и внеклассных занятий, которые  позволяют обучать и воспитывать  детей, сохраняя здоровье.

Прежде всего – это технологии направленные на развитие ребёнка, что и является конечной целью обучения: проблемно- диалогическое обучение, деятельностное обучение. В начальной школе активно используются игровые технологии. Использование этих технологий позволяет снять  психическое напряжение учащихся во время урока, создать ситуацию успеха для каждого ученика, даже самого слабого. Технологии дифференцированного обучения, применяемые 70 % педагогов школы  направлены,  прежде всего,  на приобретение знаний, на индивидуальное развитие каждого ребёнка в зависимости от уровня его подготовки. Здесь педагогам следует помнить несколько правил: не наказывать незнание, а предупреждать его возникновение, соблюдать право ученика на выбор уровня обучения, обеспечивать значимость учебного успеха и мотивацию учащихся, использовать базовый уровень для обеспечения гибкости и адаптивности технологии с точки зрения здоровьесбережения. Начиная с начальной школы, учащиеся учатся работать в разноуровневых группах, парах, самостоятельно выбирать роль в группе и уровень заданий для выполнения.

Технологии проектирования и исследовательские технологии, которые в соответствии с ФГОС,  сегодня применяются,   начиная с 1класса, ценны тем, что использовать их можно с разными целями: с целью усвоения общеобразовательной программы,  а так же с целью создания условий для успешной социализации учащихся в обществе (выполнение социальных проектов), сохранения и укрепления здоровья.

Учителя начальной школы используют элементы технологии В.Ф. Базарного: в течение урока несколько раз происходит смена динамических поз у обучающихся, выполняется гимнастика для глаз, пальцев, используется музыка для релаксации, выполняются упражнения для снятия статистического напряжения.

В самом уязвимом положении в школе находятся дети, из семей находящихся в социально - опасном положении. Как правило, это дети с дефицитом массы тела, девиантным поведением, хроническими  заболеваниями.  В связи с этим они испытывают трудности в обучении и, следовательно, школа становится для них стрессогенным  фактором, ухудшающим и без того слабое здоровье. С началом опытно- экспериментальной работы в школе широко стали использоваться технологии психологического сопровождения, которые обеспечивают снижение риска влияния на здоровье психопатогенных школьных и социальных факторов. Семьи,  находящиеся в социально - опасном положении находятся под постоянным патронажем классного руководителя, социального педагога, педагога – психолога. Учащимся из этих семей, их родителям оказывается консультационная психолого – педагогическая,  а по возможности и материальная помощь. Дети из таких семей в первую очередь обеспечиваются бесплатными путевками в оздоровительный школьный лагерь «Колокольчик», в загородные оздоровительные лагеря. Оздоровительный лагерь «Колокольчик» работает ежегодно на базе школы в период летних каникул. Особое внимание в лагере уделяется оздоровительным процедурам: витаминизации пищи, закаливанию, спортивно – оздоровительным мероприятиям. В лагере ежегодно действует профильный спортивный отряд.  Школа ежегодно  получает Почётные грамоты за организацию летней оздоровительной кампании.

С началом ОЭР  учебный   план МОУ СОШ № 1 претерпел изменения:

·                        Учебный день во всех классах начинается с утренней зарядки.

·                        Третий час физической культуры во всех классах введен с 2004 года, то есть задолго до того, как он был введён в федеральный компонент учебного плана.

·                        Введены часы «Психологии здоровья» в 5-7 классах. Программа занятий разработана педагогом -  психологом школы.

·                        Уроки ОБЖ на протяжении многих лет работы проводятся с 5 по 11 класс.

·                        С целью предпрофильной подготовки  учащихся и дальнейшей их успешной социализации в современном обществе,  введены 2 часа технологии в 8 классе на базе школы,

·                         С этой же целью введены 2 часа по программе «Путь в профессию» на базе  ГОУ Нерехтский политехнический техникум в 9 классе,

·                        Ведутся  4 часа профильной подготовки по профессии повар – кондитер в 10,11 классах на базе НПТ.

По окончании 11 класса, наряду с аттестатом, учащиеся школы имеют возможность получить свидетельство о получении разряда по профессии повар- кондитер.

С 2010 учебного года школа стала базовой по обучению детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.. В индивидуальном  учебном  плане учащихся с ОВЗ и детей- инвалидов  с учетом физического и психического здоровья детей,  есть  уроки коррекционно- развивающего  обучения, проводимые школьным психологом в кабинете комплексного обучения с использованием специального оборудования и тренажеров. Обучение общеобразовательным предметам ведётся как в традиционной, так и в дистанционной форме с применением специального оборудования. В кабинете комплексного обучения оборудовано семь рабочих мест для дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов. В распоряжении психолога имеются  дидактические материалы для сенсорного развития детей, методические пособия и специальные тренажеры для детей с  нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Расписание учебных занятий составляется строго в соответствии с требованиями к школьному расписанию с учетом трудности предметов, биоритмологического оптимума умственной и физиологической работоспособности в течение учебного дня и учебной недели. Здоровьесберегающее значение имеет и 5 дневная учебная неделя для учащихся 1- 11 классов с продолжительностью  урока – 35 минут в течение всего учебного года у учащихся 1 класса, а для учащихся 2-4 классов в сентябре и мае.  Для постепенного увеличения нагрузки на растущий организм, снижения уровня тревожности в период адаптации в течение 6 недель начала учебного года  в первом классе проводится 3 урока с обязательной динамической паузой на свежем воздухе. Здоровьесберегающий эффект даёт и безотметочное обучение в 1 классе и 1 полугодии 2 класса.

    Воспитательная работа в школе ведётся в соответствии с программой   «ЗОРИ» - здоровье – основа развития индивидуальности, автором которой является заместитель директора по УР, которая нацелена на предупреждение безнадзорности среди несовершеннолетних и сохранение их здоровья. Частью данной программы является физкультурно - оздоровительная и внеурочная деятельность. Вся система воспитательной  работы построена на принципах и основах проектной деятельности и КТД. Так, например,  учащимися школы успешно реализованы проекты: «Школьный цветник» «Помоги ветерану», «Школьный музей».  Совместно с родителями реализованы проекты: «Детско –родительский зимний лагерь», «В гостях у Снегурочки», «Папа, мама, я – спортивная семья»

В школе в системе проводятся Дни здоровья и спорта, к участию в которых привлекаются и учащиеся с ОВЗ и дети- инвалиды в качестве судий, организаторов, помощников. Ежегодно осенью и весной проводятся общешкольные туристические походы по родному краю. В школе в системе работают секции волейбола, баскетбола, футбола. Учащиеся школы ежегодно занимают призовые места в спортивных соревнованиях различного уровня. В школе создан и работает спортивный клуб «Олимп» В методической копилке классных руководителей  большое количество разработок  проведённых мероприятий.  Это:  уроки здоровья, классные часы, викторины, праздники,  диспуты, дискуссии, КВН, конкурсы, ток – шоу по темам « Внимание:  наркотики и СПИД», «Будь здоров, дорогой», «Как изучить самого себя» и другим.

 Классными руководителями большое внимание уделяется работе по профилактике употребления ПАВ и предупреждению безнадзорности. В школе разработаны и реализуются  программы: «Будущее для всех», «Профилактика употребления ПАВ», «Право и закон». В  школе в системе работает Совет по профилактике, Психолого – медико педагогический консилиум, позволяющие своевременно решать проблемы учащихся и их родителей, предупреждать преступления и правонарушения среди несовершеннолетних. На сегодняшний день в школе нет учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Для родителей регулярно проводятся общешкольные, классные родительские собрания, круглые столы   связанные с вопросами обеспечения защищенного и благополучного детства, сохранения и укрепления здоровья детей. Активными участниками этих мероприятий становятся, педиатры детской поликлиники, специалисты Центра Психолого – медико социального сопровождения , работники инспекции по делам несовершеннолетних.

Первоочередное внимание уделяется в школе соблюдению санитарно- гигиенических требований. Приведено в нормативное состояние освещение во всех учебных кабинетах и мастерских. Проведена замена старой  школьной мебели на новую,   в соответствии с ростом учащихся. В школе имеется современный спортивный зал со всем необходимым для качественного проведения уроков  физической культурой оборудованием.

Организация правильного питания учащихся – неотъемлемая часть работы по здоровьесбережению. 100 % учащихся получают горячие завтраки и обеды в школьной столовой. Столовая оснащена необходимым оборудованием для качественного приготовления пищи. В рацион детского питания введены продукты,  богатые белком, витаминами: свежее мясо говядины , мясо птицы, рыба, творог, йогурт, овощи, фрукты. В течение недели дети получают разнообразные мясные блюда: шницель, биточки, фрикадельки, гуляш. Также в меню включаются рыбные блюда: филе горбуши, припущенное с молоком, рыбные котлеты. Обязательны в  школьном меню   молочные блюда: каши, творожные запеканки, йогурт, молоко,  а так же  овощи: капуста, свёкла, морковь, огурцы. Разнообразны напитки: компот из сухофруктов, кисель, чай с лимоном, какао; присутствуют в меню молочные каши. Приказом директора школы назначен  педагог, ответственный  за организацию питания, бракеражная комиссия, в состав которой вошли: медицинская сестра и заместитель директора по ВР.

Большое внимание уделяется в школе организации внеурочной деятельности учащихся. Музыка, рисование, танцы – самая доступная форма художественного самовыражения. В школе на протяжении многих лет большое внимание уделяется хоровому и сольному пению. Работу с голосовым аппаратом мы рассматриваем и в экологическом аспекте. Воздух – среда обитания многих болезнетворных микроорганизмов, которые оседают на голосовых связках, впитывающих их, как губка. Те, у кого голосовые связки работают только в голосовом режиме,  всегда подвержены заболеванию верхних дыхательных путей. Каждому человеку, а особенно ребёнку,  для очищения связок от болезнетворных микробов необходима вокальная нагрузка. Именно поэтому в режиме внеурочной занятости проводятся уроки хорового пения,  занятия школьных хоров, вокальных ансамблей, хора мальчиков. Ежегодно проводится традиционный конкурс вокалистов «Хрустальный голос», собирающий большое количество конкурсантов. Вокалисты школы занимают призовые места в конкурсах вокалистов муниципального, регионального, международного уровня.

Для будущих первоклассников и их родителей ежегодно работает «Школа будущего первоклассника». Цель ее работы: создание условий для успешной адаптации детей к школьному обучению, а основная задача - выравнивание стартовых возможностей дошкольников.

Для снижения уровня тревожности учащихся в период перехода из начальной школы в среднее звено педагогом - психологом школы проводятся групповые коррекционные занятия «Новичок в средней школе» Для учащихся начальной школы во внеурочное время реализуются психологические программы «Тропинка к своему я», «Азбука успеха». Выпускники основной и средней школы получают психологическую помощь в период подготовки и проведения итоговой аттестации. Школьный психолог ведёт занятия со старшеклассниками по программе «Путь в профессию», которые помогают учащимся успешно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Успешно реализованы в школе проекты «Класс здоровья», «Класс социально- психологической поддержки» «Класс развития творческих способностей», работающие в режиме полного дня. Такой режим работы классов был обусловлен социальным составом семей учащихся и позволил организовать внеурочную занятость и досуг  учащихся из семей, находящихся в социально- опасном положении.

Для увеличения двигательной активности учащихся в течение учебного дня в режиме внеурочной деятельности ведутся уроки ритмики и занятия по ОФП, работает танцевальный кружок. Благодаря этому учащиеся устраняется утомление,  увеличивается мотивация к учебной деятельности.

Основная ответственность за сохранение здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания лежит на педагогах.  Поэтому  на протяжении многих лет в школе работает постоянно действующий семинар «ЗСТ в учебно- воспитательном процессе». На семинарах педагоги знакомятся с работами ученых, врачей, педагогов: НМ Амосова, ММ Безруких, МФ Базарного и других, изучается опыт по здоровьесбережению детей в различных образовательных учреждениях России. При педагогической экспертизе используем различные виды анализа уроков: анализ уроков с позиции здоровьесбережения, оцениваем санитарно- гигиенические условия урока и так далее. В школе работает методический совет, предметные методические объединения, на которых постоянно рассматриваются вопросы  здоровьесбережения.

Вся работа в школе строится на основе анализа  проводимых мониторинговых процедур: проводится мониторинг состояния и развития учащихся, мониторинг  сезонной заболеваемости, мониторинг удовлетворенности школьным обучением, мониторинг  психо- эмоционального состояния,  уровня тревожности и так далее.

Работа по здоровьесбережению в школе невозможна без организации взаимодействия и сотрудничества с заинтересованными в сохранении здоровья и охране безопасности детства организациями. Такая сеть взаимодействия сформирована в нашей школе. На протяжении многих лет  школа заключает договор о совместной деятельности с Муниципальным центром психолого – медико – социального сопровождения. Под руководством специалистов центра на базе школы реализуются программы для разных возрастных категорий: «Игры песочной страны», «С музыкой и кисточкой в ладошке», «Азбука профессий» и другие. Для учащихся, педагогов, родителей специалистами центра  проводятся тренинги, игровые программы, развивающие индивидуальные и групповые  занятия, индивидуальные консультации. Педагог- логопед центра проводит коррекционные занятия  с учащимися на базе школы, что очень удобно для ребят и их родителей.

Организовано тесное сотрудничество педагогов школы с Домом детского творчества. Учащиеся вместе с классными руководителями и  родителями на протяжении многих лет являются активными участниками программ и социальных проектов, организуемых педагогами ДДТ в рамках программ «Радуга» для учащихся  начальной школы и «Новое поколение» для учащихся основной школы. Привлечение родителей к совместной внеклассной воспитательной деятельности даёт положительные результаты. В школе сокращается число семей находящихся в социально опасном положении и создаёт условия для охраны детства, прав и свобод ребёнка.

 Школа сотрудничает с центром социального обеспечения населения. Благодаря этому сотрудничеству дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей ежегодно обеспечиваются бесплатными путёвками в оздоровительные лагеря.

Партнером школы в вопросах охраны детства и здоровья детей является и центр  временного содержания и реабилитации «Радуга».  В этот центр с согласия родителей помещаются дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию сроком от 1 месяца до полугода. Это позволяет решать вопросы безнадзорности и беспризорности учащихся, предупреждая правонарушения и преступления среди несовершеннолетних в период отсутствия родителей.

 Взаимодействие с ОВД также направлено на охрану безопасного детства. Сотрудники группы по работе с несовершеннолетними ОВД являются членами Совета по профилактике, совместно с классными руководителями осуществляют патронаж семей, проводят беседы на родительских собраниях и классных часах.

Врачи детской поликлиники проводят в школе регулярные медицинские осмотры, плановую вакцинацию, выступают на родительских собраниях с вопросами по охране здоровья детей.

Тесное сотрудничество с муниципальными учреждениями культуры позволяет организовывать досуговую деятельность учащихся , прививать навыки ведения здорового образа жизни. В вопросах сохранения духовного здоровья детей и их родителей неоценимую помощь школе оказывают православные фонды Тихона Луховского и Сергия Радонежского. При их поддержке учащиеся посещают православные святыни родного города, области и соседних областей, приобщаются к православной культуре.  Учащиеся школы неоднократно принимали участие в конкурсах рисунков и стихов «Рождество Христово – вечной жизни свет», «Вифлеемская  звезда», в которых становились победителями. Уроки доброты и милосердия, проводимые сотрудниками центра, благотворно влияют на духовное состояние наших воспитанников.

Проводимая в школе работа дает свои  положительные результаты:

·                        Сегодня школа является Муниципальной демонстрационной площадкой по вопросам здоровьесбережения.

·                        Изменилось отношение педагогов с здоровьесберегающей педагогике.

·                        Учащиеся школы имеют хорошие знания по здоровьесбережению.

·                        Наблюдается положительная динамика по наличию у учащихся школьно обусловленных заболеваний.

·                        Наблюдается снижение  количества семей, находящихся в социально- опасном положении.

·                        Контингент учащихся школы не уменьшается. За последние три года намечается положительная динамика увеличения контингента учащихся.

·                        Родители удовлетворены  организацией образовательного и воспитательного процесса в школе.

·                        100% самоопределившихся учащихся после завершения школьного образования.

·                        Школа пользуется авторитетом в городе и является конкурентно способной.

·                        В 2012 году школа стала победителем конкурсного отбора образовательных учреждений в рамках ПНПО.

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)

Статья  по теме:"«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения» (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020