Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.
Оценка 4.6

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Оценка 4.6
Семинары
doc
администрации
Взрослым
24.06.2017
Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.
Среди множества проблем, стоящих перед современным образованием, есть одна, волнующая всех, кто так или иначе связан с образованием - преподавателей, обучающихся и их родителей. К тому же она становится все более актуальной. Это проблема неуспеваемости. Можно дать образное сравнение студентов со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и обучающиеся. Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие. Каковы же причины неуспеваемости и каковы пути преодоления неуспеваемости? Что же такое неуспеваемость?
неуспеваемость.doc
Акатова Галина Сергеевна, председатель ЦМК специальных дисциплин Г(О)Б ПОУ ЗПТ Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.  г. Задонск, 2016 г  «Все человеческое горе происходит от  невежества.  И много вреда происходит от малого знания»                                        древняя мудрость.                                           Среди множества проблем, стоящих перед современным образованием, есть одна, волнующая всех, кто так или иначе связан с образованием ­ преподавателей, обучающихся и их родителей. К тому же она становится все более актуальной. Это проблема неуспеваемости. Можно дать образное сравнение студентов   со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная   масса   редеет.   То   же   и   обучающиеся.   Впереди   –   успевающие,   сзади   –   отстающие, неуспевающие.   Каковы же причины   неуспеваемости и каковы   пути преодоления неуспеваемости? Что же такое неуспеваемость?  Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Что же влечёт за собой неуспеваемость?  (Слайд 4.) Академик Ю.К. Бабанский – выявил следующие общие  причины неуспеваемости: Слабое владение навыками учебного труда; • Большие пробелы в знаниях; • Сильная утомляемость; • Отрицательное отношение к учебной деятельности; • Недисциплинированность; • • Низкий уровень волевой воспитанности; • Отрицательное влияние семьи и улицы.  Неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из основных техникумьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости ­ это проблема, появившаяся у современной техникумы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагоги  и психологи. Но, когда речь   заходит   о   конкретных   психологических   рекомендациях,   то,   к   сожалению,   вырисовываются только два подхода к решению данной проблемы. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость студентов далеко не всегда объясняется низкими умственными   способностями   или   нежеланием   учиться.   Неуспеваемость   всегда   вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.  (Слайд 5.) Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.  Что можно отнести к внешним причинам?  1)В   первую   очередь   социальные   причины,   т.е.   снижение   ценности   образования   в   обществе, нестабильность существующей образовательной системы.  «Целенаправленная работа техникума  по предупреждению   неуспеваемости   может   дать   надлежащие   плоды   лишь   при   общем   улучшении социальных условий». (В.С. Цетлин) К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему. 2)К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах   (неинтересные   занятия,   отсутствие   индивидуального   подхода,   перегрузка   учащихся, несформированность  у учащихся приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.). 3)Надо   отметить   и   отрицательное   влияние   извне   ­   улицы,   семьи   и   т.д.   Во   времена   активной воспитательной работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно. Итак, внешними причинами неуспеваемости являются: 1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе). 2. Несовершенство учебного процесса. 3. Отрицательное влияние семьи, улицы. Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости? 1) Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья студентов, вызванные  ухудшением уровня материального благосостояния семей,  а также нездоровым образом жизни.   По данным МО РФ среди детей,  поступающих на первый  курс, свыше  60% относятся  к категории риска неуспеваемости. Число студентов, не справляющихся с требованиями стандартной профессиональной программы за последние 20 лет возросло в 2,5 раза, достигнув 30 %. За 4 года обучения в техникуме количество здоровых детей сокращается в 4­5 раз. Среди жизненных ценностей современный подросток ставит на первое место здоровье, 34% опрошенных студентов называют свое здоровье   основным   источником   беспокойства.   Безусловно,   все   это   необходимо   учитывать   при организации учебного процесса. Понятно, что студент, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.  2)К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся. 3)   К   внутренним   причинам   следует   отнести  проблему   отсутствия  мотивации   учения:  у   ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.  4)И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле студента, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются: 1. Дефекты здоровья современных студентов 2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие. 3. Отсутствие мотивации к учению. 4. Слабое развитие волевой организации студента.  Таким образом, неуспеваемость студентов объясняется не только нежеланием учиться, как считают многие   учителя,   все   гораздо   сложнее,   чем   это   кажется   на   первый   взгляд.     В   зависимости   от особенности   мыслительной   деятельности   и   направленности   личности   ребенка,   его   отношения   к учению, можно выделить определенные типы неуспевающих студентов: Типы неуспевающих студентов: 1.Учащиеся   с   недостаточным   развитием   мыслительной   деятельности     (слабое   развитие познавательных  процессов  ­ внимания, памяти,  мышления,    несформированностью  познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению. 2. Учащиеся с хорошим развитием  мыслительной деятельности, но  с отрицательным отношением к учению. 3. Учащиеся   с недостаточным развитием мыслительной   деятельности, да еще и   с отрицательным отношением к учебе. Такая   типология,   на   наш   взгляд,   имеет   большое   практическое   значение.   Зная   истинные   причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.  Неуспевающий студент  – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон,   Дарвин,   Вальтер   Скотт,   Линней,   Эйнштейн,   Шекспир,   Байрон,   Герцен,   Гоголь.   В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в техникуме   трудности   с   обучением   и   были   отнесены   к   категории   безнадёжных.   Эти   факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим студентом не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий студент? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого: Неуспевающий студент – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих студентов. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот   или   иной   студент,   числившийся   в   безнадёжных   двоечниках.   А   чуда   никакого   нет   –   это   был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в техникуме. Наш техникум рассчитан на среднего студента. Любому другому в ней неуютно. Ребёнку не среднему, неуспевающему, с отклонениями в развитии  c  таким техникумом не сдружиться. И не потому, что здесь   работают   чёрствые,   бездушные   люди.   А   потому,   что   они   ограничены   общими   условиями   и требованиями, вынуждены на какой­то момент предоставить результаты своей работы. Требования жёсткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью – значит плохой, не умеешь решать задачи – отстающий, не можешь запомнить стихотворение – неуспевающий. Одна   из   наиболее   распространенных   мер   преодоления   неуспеваемости   ­   это   организация дополнительных  занятий  с  отстающими   во  внеурочное  время.   Причем  используется   она  для  всех студентов независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков студентов из первой и второй групп. И тем и другим дает задание и говорит: «Сидите,   учите!»,   но   ведь   этим   студентам     нужна   разная   помощь.   Дополнительное   занятие   с учащимися   из   второй   группы   в   какой­то   степени   оправданно,   поскольку   дома   они   к   урокам   не готовятся. Но почему сюда же попали студенты из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы.  Другой пример. После уроков учитель оставляет студентов с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость.  В обоих приведенных выше примерах   учитель   использовал   экстенсивный   подход   преодоления   неуспеваемости:   увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость. Итак,   данные   примеры   убеждают   нас   в   том,   что   каждой   группе   неуспевающих   необходимо подбирать   определенные   формы   и   методы   помощи   ­   как   в   учебное   время,   так   и   во   внеурочных элементах работы с студентами. Для  первой   группы   неуспевающих  (со   слабым   развитием   мыслительной   деятельности,   но   с желанием   учиться)   рекомендуются   специально   организованные   занятия   по   формированию познавательных   процессов   ­   внимания,   памяти,   отдельных   мыслительных   операций:   сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в техникуме бесполезно. Они сами  болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед. Причиной   плохой   успеваемости   учащихся  второй   группы  является   их   внутренняя   личностная позиция   –   нежелание   учиться.   В   силу   разных   причин   их   интересы   лежат   вне   рамок   учебной деятельности.   Техникум   они   посещают   без   всякого   желания,   на   уроках   избегают   активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об студентах   этой группы можно сказать так: будет мотивация ­ будет продуктивность учебной деятельности!  И, наконец, самой сложной группой неуспевающих студентов является третий тип. Как не грустно, таких студентов становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание на том, что он действительно может. Неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1­ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:  1) педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в техникум); 2) психологическая   неготовность   к   обучению   (в   80%   случаев   сочетается   с   педагогической запущенностью); 3) низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей); 4) нарушение анализаторских систем (студенты не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);   5)   недостаточное развитие   образного  мышления  (такие  учащиеся  не умеют  работать  по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения). Хотелось бы обратить ваше внимание на позднюю неуспеваемость. Она появляется в средних классах. При переходе начальной техникумы в среднее звено качество знаний снижается на 30%. В это время усложняется   техникумовская   программа,   учиться   становится   труднее.   Некоторые   дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.  Это,    во­первых,  дети   с   высокой   обучаемостью,   подготовленные   к   техникуме   лучше   многих ровесников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной техникумы. Учебные     неудачи,   необходимость   снова   завоевывать   авторитет   приводят   к   изменению   учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.  Во­вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового  возраста, переключением интереса на общение со  сверстниками. Такое нежелание учиться приводит к неуспеваемости бывших троечников.  В­третьих,  часто   бывают   случаи,   что   учеба   запускается   из­за   того,   что   большую   часть   времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся. Вывод:  если   студент   любого   возраста   отстаёт   в   учении,   необходимо,   прежде   всего,   установить причину его неуспеваемости. В   монографии   Ю.К.Бабанского   «Оптимизация   процесса   обучения»   (1972)   приведена   обще дидактическая классификация стадий неуспеваемости : I   Первая стадия­ кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе уроков. 2.Вторая   стадия   ­   кратковременная,   четвертная   неуспеваемость,   устраняемая   в   очередной учебной четверти. 3.Третья   стадия­   устойчивая   неуспеваемость   в   течение   двух   или   более   четвертей,   но устраняемая в течение учебного года или летних занятий. 4.Четвертая стадия – устойчивая  неуспеваемость  в течение всего  учебного  года,  требующая повторного обучения в том же классе.  Кто из учащихся обычно являются неуспевающими: 1. Обычно это дети конфликтные, не умеющие строить отношения с другими учащимися класса. 2.   У   многих   детей   деформированная   личностная   мотивация,   т.е.   направленность   личности   на безмятежную, внешне занимательную жизнь и получение наслаждения от жизни. 3.   Это дети, у которых нарушена психика, бедна речь, читают мало, часто пропускают занятия в техникуме, здоровье  ослаблено. 4.  В семье обычно за успеваемостью этих детей нет должного контроля. Самое   страшное   зло   неуспеваемость   наносит   самому   неуспевающему   студенту.   Где­то   в   душе неуспевающий студент считает себя неудачником, перестает верить в свои силы и возможности, он не развивает, а губит те добрые задатки к способностям, которые были даны ему природой. Если ребенок   не почувствовал в процессе обучения в техникуме успех, он как любой нормальный человек нуждается в каком то успехе, чтобы утвердить себя как значимую личность. Как же мы можем помочь детям в учебе? «Нынешняя   молодежь   привыкла   к   роскоши.   Она   отличается   дурными   манерами,   презирает авторитеты и не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей»     Cократ(470­399г.г. до нашей эры) Слова Сократа актуальны и в наши дни. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся обучая и воспитывая детей остаются такими  же как и много лет тому назад. Сегодня педагог является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно­воспитательный процесс, ведет развивающее обучение. В   настоящее   время   одним   из   важнейших   качеств   педагога   является   его   умение   организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. А способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним ­ на том, что в науке суховато называется профессионально­педагогической направленностью личности преподавателя.  (Слайд 14.) «И воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует  воспитательно…» ­ писал Лев Николаевич Толстой. Он четко подметил и дал характеристику преподавателю. Лев Николаевич Толстой писал: «Если преподаватель имеет только любовь к делу, он будет хороший преподаватель. Если преподаватель имеет любовь к студенту, как отец, мать, он будет лучше того преподавателя,  который  прочел  все книги,  но не имеет  любви ни к делу, ни к студентам.   Если преподаватель соединяет в себе любовь к делу и к студентам, он – совершенный преподаватель» Слово преподавателя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если преподаватель узнал студента,   проявил   к   нему   внимание,   чем­то   помог   ему,   т.е.   установил   с   ним   отношения   через совместную деятельность  «Преподавателя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте собственных знаний в своей специальности» ­ писал Д.И.Менделеев. А что же нам помогает общаться? Слова – 7 %, Интонация – 38 %, Мимика, жесты, поза – 55 % Известно, что больше половины информации о человеке мы получаем не из его слов, а из жестов, мимики, голосовой интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Преподаватель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза,   и   навыки   общения,   ­   располагает   к   себе   людей.   Хорошие   манеры   помогают   быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми, повышают возможность воздействия на них. Преподаватывая это, перед любым уроком преподавателю надо представить себе, предварительно проиграть в воображении  содержание  предстоящих действий,  логический  ход своих  рассуждений, необходимые образы и понятия, средства и способы их предъявления, эмоциональное состояние, т.е. создать необходимые внутренние условия эффективного педагогического процесса для поддержания положительного отношения техникумьников к работе на уроке, их желание трудиться. Самое главное чего мы должны добиться на уроке, чтобы ребенок хотел преподаваться, хотел быть студентом. При подготовке к уроку мы должны помнить о способах усвоения знаний учащимися и преподавать коэффициент усвоения знаний. 90 % знаний люди получают визуально 10% усваивают на слух (Слайд 18.) Коэффициент усвоения знаний  ­Ели только рассказывать – 15 % ­Если только показывать – 25 % ­Если рассказывать и показывать – 65 % Хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: 1)­ теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться – по способностям; 2) ­должен присутствовать принцип связи теории с практикой ­ преподавать детей применять знания в необычных ситуациях. 3)­ принцип доступности :техникумьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант преподавателя – угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;  4)   –   принцип   сознательности:   ребенок   должен   знать   что   он     проходит(   в   начале   обучения   темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать) 5) – должна быть установка не на запоминание, а на смысл изучаемого материала; 6) – принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания; 7) – мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки; 8) – принцип наглядности (отработка умения наблюдать; 9) – принцип оптимизации (выделение главного, учет времени) Преподаватель   не   должен   забывать   о   своей   главной   задаче   –   держать   студентов   в   состоянии постоянного интереса к происходящему на уроке. А для этого надо использовать различные формы и методы работы с учащимися на уроке, способствующие созданию высокого уровня познавательного интереса   и   самостоятельной   умственной   активности   учащихся,   обеспечению   положительной мотивации. Известный психолог Я.А.Коменский писал, что «все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью» Есть известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему­ то напреподавался, ­ обеспечь ему первый успех. Исследования показывают, что дети, ориентированные на успех, научаются быстрее и легче, чем дети, ориентированные на неудачу. И   чтобы   ребенок   в   техникуме   успешно   преподавался,   был   успевающим,   необходимо   осторожно направлять процесс развития способностей ребенка: 1)Обеспечить благоприятный микроклимат. (Эффективность урока зависит и от того,   с каким   настроением   преподаватель входит в класс. А для этого преподавателю надо начинать с себя и выполнять заповеди педагога.) 2)  Обеспечить учащемуся хоть маленький, но успех на каждом уроке. 3) Чаще детей оценивать. И помнить:                                                                   Студент имеет право на ошибку. Мы не должны зажимать его «страхом ошибки», а наоборот ­ помочь ему исправить ее. 4) Развивать интерес к предмету через урочную и внеурочную (внеклассную работу). 5)   Использовать   на   уроке   индивидуальные,   дифференцированные   задания   ­   как   одну   из   форм контроля знаний. 6) Исходить из уже проявленных ребенком способностей. 7) Максимально использовать золотой  ключик – интерес. Но одного интереса недостаточно. Для достижения успехов необходима мотивация и ориентирование на   общественную   значимость   личности.   Нужно   на   каждом   уроке   развивать     познавательную потребность   учащихся.   А   для   этого   не   стоит   скупиться   на   похвалу,   похвала   им   необходима. Необходимы также указания на ошибки и недочеты. Формирование   способностей   у   учащихся   требует   от   родителей   и   преподавателей   упорной   и терпеливой работы. Эту работу надо проводить постоянно вместе с учащимся и обязательно верить в его силы, и в критической ситуации помочь ему преодолеть трудности. По мнению советского   гигиениста М.С.Громбаха, задача преподавателя в том, чтобы сделать: «трудное   – привычным,  привычное – легким,     легкое – приятным».  И тогда учеба в техникуме будет доставлять детям радость.  10 правил работы со «слабоуспевающими»  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» студента и старайтесь передать ему эту веру. 2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с преподавателем, с классом, самостоятельно). 3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Напреподаватесь ждать. 4.   Каждый   урок   ­   продолжение   предыдущего,   Каждый   вносит   свою   лепту   в   изучаемую   тему. Многократное повторение основного материала ­ один из приемов работы со слабыми. 5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить. 6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. 7. Общение ­ главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе ­ не полпреподавате и результатов обучения. 8. Напреподаватесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход ­ займутся своими делами. 9.   Напреподаватесь   привлекать   к   обучению   слабых   более   сильных   ребят.   Изложили   материал, опросили сильных ­ посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба. 10.  Не требуйте от ребят «невозможного», пусть научатся элементарному и поверят в себя.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа с неуспевающими. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017