Мелодия школьной жизни
Оценка 4.8

Мелодия школьной жизни

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
07.11.2017
Мелодия школьной жизни
Выступление на педагогических чтениях, на педагогическом совете, подведение итога классного руководителя, представление собственного восприятия классного руководства. Мелодия школьной жизни - описание педагогического опыта на конкурс профессионального мастерства, конкурс классных руководителей. Своеобразное эссе, сравнение возраста ребёнка с музыкальным инструментом. Выступление сопровождается презентацией.Музыка школьной жизни. Выступление на педчтениях. Эссе
выступление на педагогических чтениях.doc
МОУ Кассельская СОШ  Нагайбакского муниципального района Челябинской области Первые районные педагогические чтения  ВСЕЛЕННАЯ УЧИТЕЛЯ Музыка школьной жизни Выступление учителя МОУ Кассельская СОШ Глазовой Л. А. п. Кассельский 2011 г. Музыка школьной жизни «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Ш.А. Амонашвили С   тех   пор   как   существует   педагогика,   она   уделяет   изучению   личности   и   труда   учителя большое внимание. Я. А. Коменский одним из первых назвал должность учителя превосходной. К. Д. Ушинский отмечал, что личность учителя — это плодотворный луч солнца для молодой души, который   ничем   заменить   невозможно;   личность   воспитателя   значит   все   в   деле   воспитания. Советская педагогика считала учителя центральной фигурой учебно­воспитательного процесса. Для выполнения   своих   почетных   и   ответственных   функций   учитель   получает   соответствующую профессиональную   подготовку,   он   знает   требования   общества   к   воспитанию,   знает   и   глубоко понимает   ученика,   он   (учитель)   изучил   теорию   воспитания   и   владеет   необходимыми   умениями организации   воспитательного   процесса.   Если   руководители   школы   направляют   свои   усилия   на работу с учителями и добиваются их постоянного роста и совершенствования, они имеют отличную школу,   пользующуюся   признанием   родителей.   Заслужить   это   признание   —   важнейшая   забота школы.  С переходом учащихся  в IV класс  начинается  новый  этап в жизни и организации учебно­ воспитательной работы. Преподавание учебных предметов осуществляют учителя­предметники, а внеклассную   и   внешкольную   работу   осуществляет   классный   руководитель.   Деятельность   его своеобразна. Работая длительное время с одним составом учащихся, вкладывая свой труд в их воспитание,   классный   руководитель   имеет   возможность   наблюдать   рост   и   развитие   детей   и испытывать   ни   с   чем   не   сравнимое   чувство   удовлетворения   от   результатов   своего   труда. Воспитательная   деятельность   —   это   процесс   непрерывного   творчества.   Она   ставит   педагога   в положение  исследователя,  выдвигая  перед ним все  новые и новые задачи. Процесс их решения представляет большие трудности, но и доставляет большое удовлетворение настоящему учителю. Вот почему учителя, избравшие свою профессию по призванию, не мыслят своей деятельности без классного руководства. Каждый   ребенок   особенный,   он   уникален.   В   каждом,   без   исключения,   заложено   природой много хороших качеств, из каждого ребенка может вырасти творческая Личность с большой буквы. Задача   учителя   найти   в   ребенке   зародыши   этого   творческого   начала.   Для   того   чтобы   каждый маленький человек в   будущем состоялся и был на своём месте, классный руководитель должен хорошо знать и  умело  развивать  возрастные  способности учащихся. Вся воспитательная  работа должна  создавать условия для самосовершенствования и саморазвития, самоактуализации ребёнка. В школьные годы ребенок стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в   различные   человеческие   сообщества   (потребность   в   социализации)   и   утвердиться   в   них (потребность в самоопределении и самоутверждении). Все это невозможно сделать без учителя. Возникает   множество   «помех»:   незнание   самого   себя,   неумение   самостоятельно   принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.  Все   дети   от   природы   наделены   различными   способностями.   Поэтому   ребенку   нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности те, которые ему ближе. Большое внимание в своей работе классные руководители уделяют проведению внеклассных мероприятий, так как они учат общению в коллективе, позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие   способности,   сплотить   учащихся   в   единый   коллектив,   увлечь   каким­либо   полезным занятием.  Однако   деятельность   классного   руководителя   предъявляет   к   нему   ряд   требований. Непременным   качеством   является   его   идейная   убежденность,   помогающая   ему   формировать мировоззрение   учащихся.   Не   менее   важное   значение   для   классного   руководителя   имеет педагогический оптимизм. У классного руководителя должны быть ярко выражены организаторские способности   и   умения,   при   этом   важно   не   только   организовать   учащихся,   но   и   вызвать   у   них желание самим включаться в деятельность. Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение   строить   свои   взаимоотношения   с   учащимися   и   перестраивать   их   по   мере   их   роста   и развития. Характер воспитательной работы классного руководителя от класса к классу меняется в зависимости от уровня развития учащихся и особенностей их учебной деятельности, их положения в школьном коллективе, в органах ученического самоуправления. В каждом классе выдвигается ряд главных направлений, которые определяют всю работу с классом.  Выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал: «К педагогическому делу надо призывать, как   к   делу   морскому,   медицинскому   или   тому   подобным,   не   тех,   которые   стремятся   только обеспечить себе жизнь, а тех которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».  Я считаю, что жизнь классного руководителя похожа на петлю… Каждые семь лет учитель набирает новый класс. Для кого­то этот промежуток времени пролетает как дни одной недели, кто­ то сравнит эти годы с радугой, ассоциируя их с семью цветами.… И только от самого учителя зависит, превратится эта петля в спираль или замкнется по кругу… Проведя   анализ   своей   «классной»   жизни   я   пришла   к   выводу,   что  я   слушала   музыку, изображенную графически…. Не у каждого человека есть слух, но любой из нас признается себе, что в душе мы все артисты и поем «про себя» очень даже не плохо. И мелодия души каждого человека индивидуальна, она единственна и неповторима. А графика нас везде выручает. Если некоторые видят грязное пятно, то я скажу – штриховка… и пусть она ахроматична, т.е. не содержит цвет.  Белый и черный  цвет не могут друг без друга. В сочетании белого и черного мир предстает более многообразным. Сколько простора для нашей фантазии! Ведь черный цвет – это смесь разных цветов – красный, синий, желтый…. А белый цвет, если пропустить его через призму, распадется на семь цветов радуги… Так   что  музыка   и   графика  сопровождают   нас   везде   и   всегда,   и   делают   нашу   жизнь   более насыщенной и яркой. Предназначение классного руководителя в моем понимании заключается в том, чтобы ввести в этот мир детей и научить их смотреть вокруг и «читать между строк». Каждый ребенок сам сочинит свою мелодию и напишет картину своей жизни теми красками, которые он выберет сам. Классного   руководителя   я   наделяю   ролью  КАМЕРТОНА,   точно   и   ясно   издающего  звук определённой   высоты   со   слабыми  гармоническими   призвуками.     Ролью,   так   называемого, наблюдателя, но незаметно ведущего за собой, подсказывающего верный путь, источника звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении.  Возраст пятиклашек, по моим наблюдениям, соответствует  веселым ноткам­почемучкам… Бесконечные «Как это понять?», «Может быть, это…», «Это похоже на…», «Это существует?», «Зачем?»,   «Она   живая?»,   «Что   это?»,   «Это   всё   еще   будет?»…   сыпятся   на   голову   классного руководителя. Они еще не смелые, и ряд не ровный, и музыка еще не всегда получается…  В   этом   возрасте,   как   правило,   состоится   первый   настоящий   поход   с   костром,   где   дети чувствуют себя «совсем большими» – мальчики показывают дорогу, девочки демонстрируют свои кулинарные способности. В пятом классе мы учим детей правильно отдыхать с пользой для своего здоровья. Дети с классным руководителем часто играют в подвижные игры на свежем воздухе, ходят на экскурсии для наблюдения за климатическими изменениями в природе, учатся беречь природу и достопримечательности родного поселка. Ученики и классный руководитель в первый год сотрудничества узнают друг друга, притираются.    Так к окончанию пятого класса музыка уже звучит, нотный стан ровный, без изъяна…  Только мелодию   своей   жизни   дети   хотят   вести   сами,   хотят   звучать   в   полный   голос,   хотят   быть самостоятельными! В них столько энергии, оптимизма, столько жизни! Пятиклашки хотят сами выводить свою мелодию! Возраст детей  6 класса  я ассоциирую с  балалайкой. Они еще дети, им играть, шалить, да резвиться…     Ребята   такие   же   озорные   и   веселые,   как   этот   музыкальный   инструмент.   Это   тот возраст, когда уже можно взять на себя некоторые обязательства. В 6 классе им доверяют взять шефство над 1 классом и проводить с ними различные мероприятия. Детям нравится дежурить в столовой на переменах, участвовать в общешкольных праздниках. Они с охотой принимают участие в   легкоатлетических   соревнованиях   и,   чаще   всего,   занимают   призовые   места.   Перед   сдачей дежурства  по школе  мальчики  по традиции  убирают мусор  на территории.    Дети  сами  делают ремонт в своем кабинете! Любимый праздник шестиклассников – Новый год. Дети  пока еще любят играть, веселиться, балагурить, балаболить… Значит, они – балалайки!   Мелодия в 7 классе почему­то не всегда получалась… Кастаньеты. Да­да­да… 7 класс – это именно кастаньеты. Дети за лето выросли, они уже считают себя взрослыми, думают, что все знают и умеют, и обойдутся без советов взрослых. Кастаньеты – это парный ударный инструмент. Только в паре получается красивый ритм. Так и семиклассники – разделились на две «враждующие» группы – девочки и мальчики. Вместе плохо, а врозь – никак.… Именно от классного руководителя – камертона, зависит, сумеют ли дети найти эталон звука, настроятся ли они на нужную волну. А остальные   взрослые   –   родители,   учителя,   как   опытные   руки   музыканта   –   помогут   классному руководителю в этом.  В   подростковом   возрасте   дети   учатся   всему   заново   –   быть   дружными,   преодолевать трудности,   добывать   знания   и   просто   учатся   учиться…   Но   это   также   и   тот   возраст,   когда семиклассники творчески подходят к выполнению любого дела, участвуют и побеждают в конкурсе «Безопасное   колесо».   В   походах   они   учатся   беречь   природу,   обустраивать   стоянку,   вести хозяйственные дела, варить, рубить дрова, мыть посуду… А главное, дети учатся быть дружными и нужными друг другу. Они учатся работать слаженно, дружно, продолжая трудиться на благо своей родной школы – ремонтировать кабинет, мебель, убирать территорию.  Только к окончанию 7 класса у ребят и классного руководителя получается красивая мелодия. Возраст   детей   к   окончанию   7   класса   я   ассоциирую   с  ксилофоном.  Ксилофон  –   это   ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Дети, как палочки в этом ударном инструменте уложены в ряд. Чтобы извлечь звук, нужно стукнуть по палочке. Так и подростки… Нужно суметь достучаться до   каждого   и   сделать   это   бережно.   Только   железная   дисциплина   и   чуткое   сердце   позволит классному руководителю справиться с этим трудным возрастом – начало взросления, «бунтом души и тела». Если ударить по одной палочке – это будет только звук, а если попробовать поочередно быстро   ударять   по   всем,   то   получится   красивая   мелодия.   Это   возраст,   когда   детям   особенно необходимо внимание классного руководителя, но не как учителя, а как воспитателя, как старшего товарища, как человека дающего совет и не выспрашивающего ничего «лишнего» на взгляд ребенка. В  8   классе  мелодия   школьной   жизни   звучит   по­новому...  Гитара…  Именно   с   этим музыкальным   инструментом   я   ассоциирую   возраст   восьмиклассников.   Это   романтический инструмент… Первое влечение, первая влюбленность. Первые записки не со словами «Катя – дура», а со словами «Катя, ты мне нравишься…». Романтика ночных посиделок у костра… Юноши, чтобы понравиться девушкам учатся петь именно под гитару. Дети почти повзрослели – «голоса» юношей и девушек звучат по­другому, изменился их внешний вид. Им уже все чаще доверяют ответственные дела, они уже проявляют самостоятельность. Дети настраиваются на новый лад, звучат по­иному, и это им нравится!  В кругу возле костра ребята впервые испытали друг к другу трепетные чувства нежности, любви и доброты… Они учатся быть искренними, верными, настоящими… воспоминания об этом времени сохранятся на всю жизнь. Восьмиклассники с увлеченностью участвуют в соревнованиях и любят получать заслуженные награды. Трудиться «взрослые дети» любят,   и не боятся никакой работы. Наступил тот возраст, когда ребята сами решают взять шефство над детским садом, ведь там   работают   одни   женщины.   Дисциплинированности,   ответственности,   взаимовыручке восьмиклассники   учатся,   принимая   участие   в   военизированной   эстафете   «Зарница   –   школа безопасности».   Посещение   музея   во   внеурочное   время   помогает   им   узнавать   новое   из   истории своего поселка, из жизни людей, живущих рядом с ними, из жизни предков. Подростки заботятся о малышах,  проводят с  ними различные  мероприятия.    Ребятам 8 класса  доверяют, поэтому они представляют школу на районных мероприятиях. 9 класс  заиграл многоголосьем и музыка стала намного сложнее и серьезней.  Рояль  – это струнный ударно­клавишный музыкальный инструмент. Очень сложный механизм. Как и дети – у каждого   свой   характер,   привычки,   склонности,   пристрастия.   Но   вместе   –   это   единая   команда. Струны  я связываю с поведением детей – серьезный возраст, когда отношения между детьми и взрослыми ещё могут натянуться.  Клавиши – это наша школьная жизнь, где есть место радостям и невзгодам,   мелким   обидам   и   взаимопониманию.   Есть   также   и  педали,   от   которых   зависит громкость, ритмичность   звучания – это внешние факторы, окружающие нас, те обстоятельства, которые сопровождают нас. Именно с этим инструментом я соотношу детей в 9 классе. Музыка звучит серьезная, но может и пошутить. Дети стоят перед первым серьезным выбором – экзамены, возможно дальнейшая учеба вне школы. Но всегда можно приоткрыть крышку рояля или закрыть на время  клавиши. Ребята   уже   вполне   самостоятельные   и   им   под   силу   многодневные   походы.   Наши   юноши научились оберегать девушек от трудностей. Дети уже совсем взрослые – им доверяют ремонт других кабинетов и берут в школьную команду КВН, это означает, что их ценят и прислушиваются к их мнению! Девятиклассники осознанно принимают активное участие во встречах с ветеранами различных войн. Юноши бережно относятся к местным достопримечательностям, шефствуя над родником.   Ребята   умеют   работать   и   за   хорошую   работу   их   хвалят.   Они   учатся   работать   на компьютере. Именно работать, а не играть… 10 класс звучит мелодично, плавно и нежно… Арфа – это моя ассоциация с возрастом детей 10 класса. Несмотря на свою легкость и необычную форму, она устойчива и прочно стоит на ногах. Струны издают волшебный звук, но они такие разные и не одинаковы по размеру. Так и в 10   в классе – каждый имеет свой голос и право высказаться. Дети  дружны, сильны, едины. Каждый из десятиклассников прочно стоит на ногах. Они уже определились с выбором своего дальнейшего жизненного пути. Готовятся к поступлению в ВУЗы, хоть это еще будет только через год. Они поют, репетируют, в общем, живут в ногу со временем.  Также принимают участие в интеллектуальных играх и побеждают! Дети по­прежнему любят веселиться и шутить. Новый год им нравится, как и в детстве. Это счастливый год между детством и взрослой жизнью. Десятиклассники это понимают и ценят, стараются «наверстать» то, что не успели в младших и средних классах… Возраст детей 11 класса я ассоциирую не с одним инструментом, а со сложным механизмом – синтезатором,  электронным инструментом, способным создавать большое разнообразие различных звуков, высот и тембров. Компьютерные технологии позволяют синтезатору воспроизводить звуки других музыкальных инструментов.  Так иногда хочется взрослым детям побаловаться, и они уже опять становятся балалайками. А если нахлынут чувства, то гитара всегда под рукой. Но это тот возраст, когда нужно «вылетать из родного гнезда», поэтому рояль с черно­белыми клавишами, как нельзя, кстати, подходит и одиннадцатиклассникам. Ребят ждут новые испытания – сдача ЕГЭ, поступления в ВУЗы, самостоятельная жизнь… Но они еще не  закончили свою мелодию...  Придет время, и дети зазвучат на всю округу. Об их достижениях узнает вся страна! И у каждого ребенка будет свое звучание, индивидуальное, которое не спутаешь ни в каком большом оркестре… А я оставляю за классным руководителем роль камертона. Эталоном звука, примером для подражания. И задача классного руководителя сделать все возможное, чтобы дети не подвели тех, кто на них возлагает большие надежды – родители, учителя, общество – Государство! Дети – это гордость, наше будущее. Дети – это наша жизнь. Классно быть многодетной мамой. Классно, они доверяют нам свои секреты, просят у нас советов,   когда они даже на отдыхе не забывают нас  и звонят по телефону. Классно, что мы им просто нужны. В моей душе нет страха, нет сомненья. Я знаю – все что сделано – не зря. И остается легкое волненье, Ведь мы живем  от сентября, до сентября!  Их много – курносых, несхожих,                             Влетающих в школу гурьбой.                    И с ними  ­ не просто.                                   И все же, душе нашей дорог любой Ведем  их по жизни просторной.                                  Учим  прощать и дружить.                      И верим, что вместе мы сможем  Любую мелодию сочинить! Наша классная дружба прочна                И соединяет нас воедино.                   И пусть все мы такие разные, Но вместе мы – классные!

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни

Мелодия школьной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017