Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения
Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических технологий, многообразие появившихся в общем образовании программ значительно повысили возможность проявления индивидуальности обучающихся, осуществления творческой самореализации личности.
Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, способствующих возникновению продуктивных, оригинальных идей. Несмотря на различие подходов к определению творческих способностей, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
В процессе восприятия музыки на уроке обучающиеся знакомятся с сочинениями классическими и современными, отечественных и зарубежных композиторов. При этом способность учащихся к эмоциональному и в то же время основанному на размышлении, осмысленному восприятию музыкальной классики, свидетельствует о степени их музыкального развития, музыкальной культуры.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-творческое развитие учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.
Д. Б. Кабалевский выделяет важнейшей особенностью формирования творческой культуры обучающегося средствами музыки развитое активное восприятие. Он считает необходимым добиться того, чтобы учащийся не только слушал музыку, но слышал ее, не только воспринимал, но и сопереживал ее содержание и настроение. Особенность восприятия музыки заключается в том, что воспринимаются художественные образы музыкального произведения, вызывающие настроения, чувства и даже мысли, связанные с ними.
Методика развития музыкально-творческих способностей обучающихся при изучении музыкального произведения строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:
- дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов;
- альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т.п.);
- решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т.п.;
- нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий).
Очень важным этапом развития музыкально-творческих способностей является развитие мышления, которое характеризуется стремлением передать свое понимание музыкального образа доступными средствами, например, рисунок, устный рассказ, описание, в виде стихов, сказок.
Изобразительное и словесное оформление музыкальных впечатлений становится основой ассоциативно-образного мышления. Для развития детского творчества при изучении музыкального произведения можно использовать разнообразные приемы импровизации: двигательные (передача характера музыки в ритмических движениях); вербально-перцептивные (сочинение стихов, прозаических миниатюр); изобразительно-иллюстративные (создание рисунков, графического изображения структуры произведения).
Доступным и эффективным «методом активизации» и выявления творческих возможностей учащихся в процессе восприятия музыки является графическое моделирование музыки. Правомерность использования данного метода подтверждается исследованиями Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, Т.Е.Овчинниковой, Т. Е. Еременко и др., в работах которых доказано, что переживания, связанные с восприятием музыки у обучающихся, проявляются в характере их образов и выразительных движений, возникающих в процессе восприятия музыки.
Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления, поиск им таких выразительных средств в других видах искусства, которые помогли бы учащимся осознать содержание музыкальных образов.
Поэтому целесообразно использовать подбор иллюстраций (литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям, графическое и цветовое моделирование музыки (подбор цветовых пятен, раскрывающих настроение музыки, разные состояния природы, души человека) и пр.
В «иллюстрациях-рисунках» обучающихся отражаются различные признаки эмоционального переживания музыки: активность (резкие или плавные штрихи); интенсивность (сила нажима карандаша или кисти); динамика развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линий); различные средства выразительности музыки — регистр (положение линии); сила звучания (нажим карандашом); темп (характер движения); звуковысотная линия мелодии (направление линии); ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыки, форма музыкального произведения (последовательность различных по характеру и цвету линий) и т. д.
Для выявления эмоциональных переживаний и особенностей творческого подхода учащихся к осмыслению музыки в ситуации ее восприятия могут быть использованы несколько вариантов методики цветовых предпочтений:
· выбор цвета из предложенных вариантов (в данном случае целесообразно использовать набор цветового теста, включающий 8 цветов — серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный);
· выбор цветовой композиции (построение — конструирование учащихся в момент звучания музыки цветовой «линии ее развития» с помощью разноцветных фигур);
· создание собственной цветовой композиции.
Анализ психолого-педагогической литературы (Радынова О.П., Подласый И.П. и другие) позволил выделить следующие критерии музыкального восприятия:
- увлеченность процессом музыкального творчества;
- эмоциональность;
- образное мышление;
- воображение.
Эмоциональность — универсальный для всех видов творчества показатель, как основа творческих способностей (эмоциональная отзывчивость, эстетические эмоции, способность к ассоциациям, выразительность музыкально-художественных образов, эстетическая эмпатия и др.). Творческие способности проявляются в своеобразном сочетании импрессивной и экспрессивной эмоциональности. Импрессивная эмоциональность - проявление эмоциональной отзывчивости на художественные явления любого уровня и различной модальности (звук и его качества, цвет и его разнообразие, форма, интонация, целостный образ и т.п.). Экспрессивная эмоциональность - способность личности к адекватному выражению эмоционального удержания различными средствами.
Образное мышление – это преобразование информации, осуществляемое с помощью действий с образами. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощённая в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.
Художественное воображение — универсальная способность человека к построению новых образов путем преобразования практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта. Воображение - способность к синестезии: объединению, ассоциации на основе музыкального, словесно-логического, цветового, интонационного уподобления художественному образу и др.
Уровень музыкально-творческого развития проверяется прежде всего путем наблюдения за учащимися в процессе их общения с музыкой.
Таблица 3
Критерии и показатели формирования музыкально-творческих способностей младших школьников в исполнительской деятельности
Критерии |
Показатели |
Методы диагностики |
Увлеченность процессом музыкального творчества |
· Наличие инициативы, желания включаться в музыкально-творческую деятельность в процессе восприятия музыкального произведения; · Активное участие в творческом процессе; · Привлечение имеющегося музыкального опыта; · Степень осознанности замысла. |
Метод наблюдения |
Эмоциональ- ность |
· эмоциональная отзывчивость; · выразительность и вариативность эмоциональных проявлений; · богатство, глубина и разнообразие эмоционального опыта; · эмоциональная гибкость, способность к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому; · восприимчивость к невербальным проявлениям эмоций и чувств и др. |
Метод наблюдения за выполнением творческого задания |
Образное мышление |
· оригинальность, неординарность мышления; · установление связей с другими видами искусства (живописью, литературой и др.); · выражение образов в художественных проявлениях (в рисунке, в стихах, в прозе и др.) |
Метод анализа продуктов творческой деятельности |
Творческое воображение |
· Изобретательность воплощения замысла; · Способность найти неординарное, новое, оригинальное решение, отличное от всех предложенных решений, неповторимость образов; · Индивидуальность в выборе средств воплощения; · Яркость образов, их реалистичность, жизненность, достоверность. |
Метод анализа продуктов творческой деятельности |
При выполнении творческих заданий учащиеся могут понять и установить взаимосвязь между конкретными художественными образами (на передачу которого направлены действия) и средствами его воплощения. Приведем несколько заданий, которые можно использовать при изучении музыкального произведения:
1. Передать различными красками настроение музыкального произведения, объяснив свой выбор.
2. Сочинить рассказ «О чем может рассказывать эта музыка?».
3. Сочинение стихов к произведению.
4. Передать темп произведения во время его звучания определенным жестом, движением тела или изобразить графически в пространстве.
5. Выбрать инструменты для сопровождения произведения. Определить, какой из предложенных педагогом вариант сопровождения наиболее соответствует настроению произведения.
6. Сравнить прослушанное произведение с картиной художника, прокомментировать выбор сюжета и цветовой гаммы и др.
Музыкальное творчество проявляется не только как активное выражение «деятельности» и умением применять знания на практике, но и глубинным стремлением личности к духовному самоопределению – через музыкальное искусство. Отсюда проистекает потребность в самовыражении, когда учащийся выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве: в самопознании, - когда «исследует» свой духовный мир через музыку; в самоутверждении, - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.
Список литературы
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
2. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] /В.А.Борзова, А.А.Борзов. - Самара, 1994. – 132 с.
3. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей: музыкальные способности [Текст] / Д.К, Кирнарская.- М.: Таланты XXI век, 2004.- 496с.
4. Новикова, Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей [Текст] / Г.П. Новикова – М.: АРКТИ, 2002.- 224с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.