Технология продуктивного чтения как средство
формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
Ключникова Наталья Владимировна
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа?
Актуальность темы связана с тем, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
ФГОС«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе обучения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Учить правильному чтению способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными.
Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. 1.Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
2.Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
3. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.
2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.
3.Озаглавливание частей.
4. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
5. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов
6. Диалог с автором- это естественная беседа через текст
Например, прием комментированного чтения.
1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель.
2.Приветствуются также и детские суждения.
3.Комментарий должен быть кратким и динамичным.
4.Комментарий не должен превращаться в беседу.
5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно.
(Слайд 13)Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.
2.Беседа. Понимание авторского замысла.
3.Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного).
4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
5.Выполнение творческих заданий. Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка
1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)
2.« Проиллюстрируй…»
3.« Сочини…»
4.« Придумай…»
5.Структурная модель текста.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.
На каждом этапе формирования читательских компетенций проводится мониторинг.
Технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Совершенствуя образовательные процессы, применяя активные формы ведения урока, обеспечиваю постоянный интерес обучающихся к учебе. Это позволяет добиваться устойчивых результатов, 100% успеваемости, при качестве 90%.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.