«Повышение информационной грамотности учащихся в условиях обновленной системы образования»
Действующий на сегодня в системе образования и в секторе индивидуального пользования парк компьютеров, а также предложенное массовой школе программное обеспечение к ПК позволяют оценить виртуальную среду как уже достаточно подготовленное к полномасштабному использованию в обучении средство повышения его эффективности. В этих условиях научное педагогическое сообщество обязано обратить внимание на проблему целенаправленного формирования у подрастающего поколения элементов новой информационной культуры учения. Сложившийся у школьников в процессе освоения курса информатики опыт работы с виртуальной средой должен быть непременно задействован в изучении основ наук. На достижение этой цели нас ориентируют требования к уровню подготовки выпускников школ, сформулированные в ГОСО. При изучении физики на основном и профильном уровнях учащиеся должны освоить практику сочетания в учебном познании новых и традиционных способов работы в предметной информационной среде. При этом важно, чтобы они овладели общими подходами к восприятию, обработке и использованию информации по физике независимо от того, представлена ли она устной речью, книгой или размещена на электронном носителе. Решение этих задач определяет новый более высокий уровень развития информационной культуры школьников.
Актуальность темы исследования обусловлена:
1) объективными изменениями в среде обучения, появлением и развитием в ней цифровых образовательных ресурсов, а также новых средств обработки учебной информации;
2) важностью формирования у подрастающего поколения умений оперативно ориентироваться в информационно-образовательной среде, отбирать и использовать в учении оптимальный комплекс источников информации, эффективно применять в изучении основ наук новые технологии ее поиска и обработки;
3) необходимостью разработки в условиях обновления системы средств обучения методики и технологии формирования у учащихся важнейших составляющих их предметной информационной культуры.
Следует отметить, что целый ряд аспектов проблемы формирования информационной культуры личности, в условиях предметного обучения (физика), остается пока неисследованным. Наиболее ярко обозначили себя те ее аспекты, которые связаны с комплексным подходом к анализу учебной деятельности школьников в многокомпонентной информационной среде.
Важность дальнейшей разработки проблемы формирования информационной культуры учащихся определяется существующими в образовательной практике противоречиями:
1. между стремительно нарастающим образовательным ресурсом современных источников информации, усложнением состава включенных в них учебных объектов, увеличением разнообразия видов познавательной деятельности учащихся в современной информационной среде и отсутствием целостной системы обучения, реализующей возросший образовательный потенциал данной среды;
2. между необходимостью формирования у учащихся элементов информационной культуры при изучении школьного курса физики и недостаточной разработанностью теоретико-методической и технологической компонент организации данного процесса;
3. между значимостью целенаправленного формирования у школьников умений в работе с учебными объектами сложной (многокомпонентной) среды обучения и отсутствием специальных дидактических материалов для учащихся, развивающих их самостоятельность в потреблении и обработке наполняющей среду информации.
Содержание указанных противоречий определяет проблему исследования: как должно быть организовано обучение в комплексной информационной среде, чтобы оно обеспечивало формирование у учащихся уровня ин формационной культуры, соответствующего требованиям ГОСО по физике?
Разнообразие подходов к решению данной проблемы связано с различиями в толковании сущности феномена информационной культуры личности. В нашем понимании, информационная культура личности как ее интегральная характеристика включает в себя основные составляющие информационной культуры общества и определяется следующими компонентами: 1) информационная грамотность; 2) объем и содержание усвоенной информации; 3) организация информации в индивидуальном сознании и на персональных носителях; 4) информационная активность; 5) информационное мировоззрение. Информационная грамотность является исходной (базовой) составляющей информационной культуры. На ее основе формируется информационная компетентность, которая как составляющая информационной культуры определяется преимущественно остальными ее компонентами (2-5).
Необходимость целенаправленного формирования предметной информационной культуры учащихся требует создания такой системы обучения, которая будет базироваться: на последовательном овладении школьниками языковыми нормами информационного обмена (т.е. формировании у тех информационной грамотности); на формировании у учащихся знаний по предмету, на развитии системности их мышления и соответствующих подходов к организации собственной учебной деятельности, на совершенствовании информационной активности детей и на формировании у них представлений об информационной картине мира (т.е. на формировании информационной компетентности). Это есть основные направления развития предметной информационной культуры личности.
Обозначенная проблема и подходы к ее решению определили выбор темы исследования «Формирование предметной информационной грамотности и компетентности учащихся при обучении физике».
Объект исследования: процесс обучения физике в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование предметной информационной культуры учащихся при обучении физике средствами комплексной (двухкомпонентной) образовательной среды: «учебная книга - электронные учебные издания».
Цель исследования: разработка методики и технологии формирования у учащихся предметной информационной культуры (грамотности и компетентности) при обучении физике.
Гипотеза исследования: процесс формирования предметной информационной культуры учащихся (их информационной грамотности и компетентности) при обучении физике будет эффективным, если:
1. методика обучения будет построена с учетом структуры предметной информационной культуры личности и будет предусматривать комплексное развитие составляющих ее компонентов;
2. организация учебной деятельности в двухкомпонентной среде будет обеспечиваться информационной базой, в состав которой входят источники «готовой» учебной информации, содержащие весь спектр учебных объектов {текст, рисунки, графики, таблицы, виртуальные динамические модели, видеосюжеты и др.), и комплекс дидактических средств самостоятельного учения;
3. технология обучения будет базироваться на использовании обобщенных моделей знаний и способов деятельности, разработанных А.В. Усовой, Е.В. Оспенниковой.
В качестве критериев эффективности предложенной методики и технологии были приняты: 1) уровни развития информационной грамотности {начальная, базовая, профессиональная); 2) уровни развития предметной информационной компетентности {начальный, средний, высший).
Общая цель и гипотеза исследования определили содержание его конкретных задач:
1. Выполнить теоретико-методологический анализ проблемы исследования, изучить состояние ее решения в практике школьного обучения.
2. Уточнить содержание предметной информационной культуры учащихся, выявить дидактические условия, способствующие ее росту, и основные направления развития в процессе обучения физике.
3. Разработать методику формирования у учащихся обобщенных умений в работе с учебными объектами комплексной (двухкомпонентной) информационной среды при обучении физике.
4. Разработать технологию обучения в двухкомпонентной среде, направленную на формирование у учащихся предметной информационной грамотности и компетентности и описывающую процедурно-операционные модели деятельности учителя и учащегося; создать соответствующую данной технологии систему дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся с источниками учебной информации по физике.
5. Провести педагогический эксперимент с целью проверки результативности разработанной методики и технологии обучения.
Для решения поставленных задач использовались эмпирические и теоретические методы исследования. Эмпирические методы включали в себя: анализ нормативных документов, определяющих содержание учебного процесса; изучение педагогического опыта; анализ системы источников информации, используемых в школьной практике, и дидактических средств обучения; изучение результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования в психологии, дидактике, теории и методике обучения физике; педагогическое наблюдение и констатирующий педагогический эксперимент. Теоретические методы включали: систематизацию педагогических фактов и их обобщение; анализ теоретических моделей обучения в психологии и дидактике, их объясняющего и прогностического потенциалов; выдвижение гипотез и теоретическое моделирование учебного процесса; использование положений теории и методики обучения для проверки справедливости педагогической гипотезы в формирующем эксперименте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.