статья "Применение средств ИКТ на уроках истории Отечества в 7-9 классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) "

статья "Применение средств ИКТ на уроках истории Отечества в 7-9 классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) "

Особые потребности
doc
история +1
СCУЗ, ВУЗ
08.02.2020
В статье раскрывается опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в классах для обучающихся с ОВЗ

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Применение ИКТ на уроках истории.doc

Применение средств ИКТ на уроках истории Отечества в 7-9 классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общества. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе-  объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

         Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации обучения и повышения качества образования в учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей школьников с особыми образовательными потребностями. Информационное пространство предоставляет огромные возможности для визуализации материала для развития детей. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления обучающихся с ОВЗ.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) – это дети, для которых характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально – волевая сфера этих обучающихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Имеет нарушения  и моторно – двигательная сфера школьников данной категории,  наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Но у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату и развитию. Проблемы, которые встают перед учителем коррекционной школы – это как и чем увлечь, занять детей с нарушением интеллекта, чтобы не пропал интерес к учёбе, как повысить их уровень знаний, интеллект. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых информационных технологий, оптимальное сочетание которых с традиционными определяют эффективность и результативность образовательного процесса. Обучающимся с ОВЗ предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении истории Отечества. Общеизвестно, что преподавание данного предмета невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе истории, не может наблюдаться обучающимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение истории Отечества в коррекционной школе  требует широкого использования таких пособий, как исторические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (географические и исторические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал (карточки, контурные карты, карты-схемы, перфоконверты, перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, исторические карты, видеофрагменты и т.д.), создать  мультимедийную учебную презентацию.

При изучении вопроса разнообразия  современных образовательных технологий меня заинтересовали возможности использования  информационных технологий на уроках истории при обучении обучающихся со сложной структурой дефекта. К настоящему времени мною накоплен определенный опыт практического применения ИКТ на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

 

Информационные технологии на уроках истории я использую следующим образом:

 1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает большим количеством специально созданных для коррекционных школ электронных программ по предметам гуманитарного цикла, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций), разработанных с помощью мультимедийных технологий, которые исполняют роль наглядного представления учебного материала и предъявляются обучающимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Презентация на уроках истории позволяет отказаться от  остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока.  Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Нарушение последовательности логического высказывания у обучающихся с ОВЗ  (интеллектуальными нарушениями) приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Поэтому, строя урок и деля его на отдельные смысловые части,  целесообразно использовать слайды презентации с уточняющими вопросами и заданиями,  сопровождающиеся  различными средствами наглядности. Это могут быть фотографии, иллюстрации, опорные схемы, таблицы – т.е. все, то,  что оказывает сильное воздействие на  память и воображение обучающихся, позволяют погрузить их в изучаемую эпоху, создать иллюзию присутствия. Примером является уроки, рассказывающие о различных битвах и военных сражениях. В презентации данных уроков представлены не только иллюстрации самих сражений, но и карты, схемы битвы, воины противников, их вооружение, используются видео и аудиозапись.

Бедность словарного запаса у данной категории обучающихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют серьезной работы на уроке над понятиями: теоретико-практическое пояснение, многократное использование на уроке, проговаривание. Для проведения словарной работы хорошо использовать слайды не только с  самим словарным словом и его пояснением, но и  подбирать ситуативную картинку. Например, урок в 7 классе «Роды и племена восточных славян и их старейшины» подразумевают работу с такими словарными словами, как семья, род. На слайде презентации выводится понятие «Семья-это несколько родственников, живущих вместе», а рядом со словарным словом размещается иллюстрация по данной теме и фотография современной семьи.

Трудности в запоминании хронологического материала  объясняются нарушениями пространственно-временных представлений. Поэтому использования в презентации хронологических таблиц и ленты времени в связке с изображением того или иного события дают возможность усилить внимание школьников на конкретизации данного факта или события, на установление причинно-следственных связей.

ПРИМЕР. Урок «Начало Отечественной войны 1812 года» 8 класс.

Во время моего рассказа заполняется таблица. Используя презентацию, таблица получается компактной, заполняется последовательно, в конце урока обучающиеся видят результат своей деятельности.

 2) Кроме мультимедийных презентаций, на своих уроках я использую видеофрагменты, которые позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны видеофрагменты на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют обуч-ся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Например, при изучении раздела «СССР в годы Великой Отечественной войны» в 9 классе я использовала на уроках видео всех значительных битв и военных операций того времени: битва за Москву, блокада Ленинграда, битва на Курской дуге, Берлинская операция и т.д., тем самым давая обуч-ся возможностью воочию увидеть ход военных событий тех времен.

 3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты, позволяющие обучающимся в полном объеме увидеть и разобрать ход того или иного сражения или исторического события.

4) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты кроссвордов. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.  Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.  В случае неудачного ответа созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

 6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины или игры по станциям, например:

 1.Игра по станциям « Великая Отечественная война 1941-1945гг».  Для  проведении  данной игры созданы 4 станции – историческая, музыкальная, художественная, литературная. Каждая  из станций имеет свою презентацию, на слайдах которой  выводятся вопросы и задания по данной теме, обучающиеся набирают баллы за каждый правильный ответ (правильные ответы появляются  на экран после каждого задания, вопроса).

2. Викторина «Знай и люби свой город» содержит в себе следующие задания: дополните предложения, узнайте историческое лицо, найдите соответствие, решите кроссворд, анаграммы, восстановите хронологическую цепочку.

3. «Путешественник». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного рода на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни  название, шарады, вопрос-ответ и т.д.

 4. «Русь в начале X – XIII вв.». Данная викторина относится к типу «Своя игра». На слайд выводятся разделы, где содержатся вопросы разные по баллам, которые может набрать команда. Обучающиеся выбирают любой уровень сложности заданий, отвечают на вопрос и в случае правильного ответа получают заслуженные баллы. Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов.

По желанию учителя могут быть использованы разнообразные виды викторин, которые делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели – прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала.

Анализ уроков истории с использованием ИКТ показывают высокий  уровень познавательной активности обуч-ся. Создание и использование информационно-ресурсного обеспечения позволяет стимулировать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья познавательный интерес к  истории, способствует развитию их информационной компетенции, индивидуализирует процесс обучения

Бесспорно, что в современной  школе для обучающихся с ОВЗ (ИН) компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также способствуют росту профессионализма и самообразованию учителей.

 


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)