Развитие критического мышления на уроках истории.
Подготовила учитель истории и
обществознания 1 категории
Волгина Наталья Александровна.
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ).
Технология относительно новая, разработанная в США, авторами Ч.Темплом, Д.Стиллом, К. Мередит.
Что такое критическое мышление?
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
1– я стадия |
2– я стадия |
3– я стадия |
Вызов: – актуализация
имеющихся знаний; |
Реализация смысла: – получение
новой информации; |
Рефлексия: – размышление,
рождение нового знания; |
I. Стадия Вызов
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.
Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” ). Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
Пример: урок истории в 7 классе по теме: “Смутное время”.
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. .
Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им понятии, характеризующие Смуту(синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.
На этапе вызова используется методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию. Например, на уроке истории в 6 классе по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:
Что знаем |
Что хотим узнать |
Узнали |
Кто такие Мамай и Дмитрий Донской? Дата битвы на Куликовом поле. Причины и итоги битвы.
|
Благодаря чему князь Дмитрий Иванович смог одержать победу? Избавилась ли Русь от власти Золотой Орды? |
|
II Стадия Реализация смысла
Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием “Инсерт”
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
Пометки могут быть следующие:
На примера урока в 6 классе «Правление князя Владимира. Крещение Руси»
– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Князь Владимир в 988 году крестил Русь.
– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Почему для Руси в качестве основной конфессии была выбрана именно православная вера?
– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Православная вера насаждалась насильственными методами.
– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.
III Стадия Рефлексия
Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) (слайды 19, 20)
“П+” Позитивный характер |
“М– ” Негативный характер |
“И” Интересно |
|
|
В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.
Пример. Урок по теме: «Новая экономическая политика». (История России. 10 класс).
Цель: создать условия для усвоения знаний учащимися о политике НЭПа и его положительной и отрицательной роли для граждан советского государства 20- ых годов 20 века..
На стадии вызова с целью актуализации знаний по теме учитель обсуждает с учащимися ряд вопросов (фронтальная работа):
– Что такое НЭП?
– Когда впервые в обществе стали говорить о НЗП?
– Какие вы знаете причины перехода к новой экономической политике?
– В чем положительное и отрицательное значение НЭП? Докажите, что НЭП имеет противоречия?
– Все ли вы знаете о НЭП?
На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы: достигнута ли цель, которую ставил каждый ученик или нет. Высказывают свое мнение. Если знаний, полученных на уроке, недостаточно для достижения цели, можно предложить учащимся в качестве домашнего задания найти недостающую информацию из других источников.
Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.
Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.
Вот пример синквейна к уроку истории в 8 классе по теме «Правление Екатерины II”.
Екатерина
2.
Великая, властная.
Управляет, командует, приказывает.
Увеличила территорию страны в несколько раз.
Императрица.
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:
– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем,
таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять
признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения,
вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.