статья "Приёмы критического мышления, применяемые на уроках истории".

  • Работа в классе
  • docx
  • 24.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологии критического мышления, применяемые на уроках истории. Подготовила учитель истории и обществознания 1 категории Волгина Наталья Александровна.
Иконка файла материала критическое мышление на уроках истории.docx

Развитие критического мышления на уроках истории.

Подготовила  учитель истории и

обществознания 1 категории

Волгина Наталья Александровна.


Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Технология относительно новая, разработанная в США, авторами Ч.Темплом, Д.Стиллом, К. Мередит.

 

Что такое критическое мышление?

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  5. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

I.                   Стадия Вызов

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” ). Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок истории  в 7  классе по теме: “Смутное время”.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты,  приход к власти Лжедмитрия I. .

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им понятии, характеризующие Смуту(синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

https://doc4web.ru/uploads/files/32/31909/hello_html_m3e589cad.gif

 

На этапе вызова используется  методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.    Например, на уроке истории в  6 классе по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Кто такие Мамай и Дмитрий Донской?

Дата битвы на Куликовом поле.

Причины и итоги битвы.

 

Благодаря чему князь Дмитрий Иванович смог одержать победу?

Избавилась ли Русь от власти Золотой Орды?

 

 

II  Стадия Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием “Инсерт” 

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

На примера урока в 6 классе «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Князь Владимир в 988 году крестил Русь.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Почему для Руси в качестве основной конфессии была выбрана именно православная вера?

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Православная вера насаждалась насильственными методами.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

III Стадия Рефлексия

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) (слайды 19, 20)

“П+”

Позитивный характер

“М– ”

Негативный характер

“И”

Интересно

 

 

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” –  негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Пример. Урок по теме: «Новая экономическая политика». (История России. 10 класс).

Цель: создать условия для усвоения знаний учащимися о политике НЭПа и его положительной и отрицательной роли для граждан советского государства 20- ых годов 20 века..

На стадии вызова с целью актуализации знаний по теме учитель обсуждает с учащимися ряд вопросов (фронтальная работа):

– Что такое НЭП?

–  Когда впервые в обществе стали говорить о НЗП?

–  Какие вы знаете причины перехода к новой экономической политике?

–  В чем положительное и отрицательное значение НЭП? Докажите, что НЭП имеет противоречия?

–  Все ли вы знаете о НЭП?

На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы: достигнута ли цель, которую ставил каждый ученик или нет. Высказывают свое мнение. Если знаний, полученных на уроке, недостаточно для достижения цели, можно предложить учащимся в качестве домашнего задания найти недостающую информацию из других источников.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Вот пример синквейна к уроку истории в 8 классе по теме «Правление Екатерины II”.

Екатерина 2.
Великая, властная.
Управляет, командует, приказывает.
Увеличила территорию страны в несколько раз.
Императрица.

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:

– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.


 

Посмотрите также