Статья "Приёмы критического мышления, применяемые на уроках истории".
Оценка 5

Статья "Приёмы критического мышления, применяемые на уроках истории".

Оценка 5
Работа в классе
docx
история
5 кл—11 кл
24.03.2024
Статья "Приёмы критического мышления, применяемые на уроках истории".
Технологии критического мышления, применяемые на уроках истории. Подготовила учитель истории и обществознания 1 категории Волгина Наталья Александровна.
критическое мышление на уроках истории.docx

Развитие критического мышления на уроках истории.

Подготовила  учитель истории и

обществознания 1 категории

Волгина Наталья Александровна.


Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Технология относительно новая, разработанная в США, авторами Ч.Темплом, Д.Стиллом, К. Мередит.

 

Что такое критическое мышление?

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  5. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

I.                   Стадия Вызов

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” ). Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок истории  в 7  классе по теме: “Смутное время”.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты,  приход к власти Лжедмитрия I. .

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им понятии, характеризующие Смуту(синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

https://doc4web.ru/uploads/files/32/31909/hello_html_m3e589cad.gif

 

На этапе вызова используется  методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.    Например, на уроке истории в  6 классе по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Кто такие Мамай и Дмитрий Донской?

Дата битвы на Куликовом поле.

Причины и итоги битвы.

 

Благодаря чему князь Дмитрий Иванович смог одержать победу?

Избавилась ли Русь от власти Золотой Орды?

 

 

II  Стадия Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием “Инсерт” 

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

На примера урока в 6 классе «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Князь Владимир в 988 году крестил Русь.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Почему для Руси в качестве основной конфессии была выбрана именно православная вера?

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Православная вера насаждалась насильственными методами.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

III Стадия Рефлексия

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) (слайды 19, 20)

“П+”

Позитивный характер

“М– ”

Негативный характер

“И”

Интересно

 

 

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” –  негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Пример. Урок по теме: «Новая экономическая политика». (История России. 10 класс).

Цель: создать условия для усвоения знаний учащимися о политике НЭПа и его положительной и отрицательной роли для граждан советского государства 20- ых годов 20 века..

На стадии вызова с целью актуализации знаний по теме учитель обсуждает с учащимися ряд вопросов (фронтальная работа):

– Что такое НЭП?

–  Когда впервые в обществе стали говорить о НЗП?

–  Какие вы знаете причины перехода к новой экономической политике?

–  В чем положительное и отрицательное значение НЭП? Докажите, что НЭП имеет противоречия?

–  Все ли вы знаете о НЭП?

На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы: достигнута ли цель, которую ставил каждый ученик или нет. Высказывают свое мнение. Если знаний, полученных на уроке, недостаточно для достижения цели, можно предложить учащимся в качестве домашнего задания найти недостающую информацию из других источников.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Вот пример синквейна к уроку истории в 8 классе по теме «Правление Екатерины II”.

Екатерина 2.
Великая, властная.
Управляет, командует, приказывает.
Увеличила территорию страны в несколько раз.
Императрица.

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:

– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.


 

Развитие критического мышления на уроках истории

Развитие критического мышления на уроках истории

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” )

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” )

Благодаря чему князь Дмитрий

Благодаря чему князь Дмитрий

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2024