Статья "Проблема сенсорного развития у детей с нарушениями слуха"

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья Сенсорное развитие детей.Коврова И.Г..doc

Проблема сенсорного развития у детей с нарушениями слуха.

Учитель-дефектолог

 школы-интерната № 15

Коврова Ирина Геннадьевна.

 

Психомоторное  развитие ребёнка – сложный диалектический процесс, в нём отмечаются последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций.

  Отсутствие слуха у детей  дошкольного возраста влияет на создание полноценной основы для формирования восприятия. Негативно отражается на развитии восприятия невозможность зрительно-слуховой ориентации в пространстве, зрительного поиска невидимых звучащих предметов, локализации звуков.

   Особенности в развитии восприятия у слабослышащих и неслышащих детей становятся более выраженными на втором-третьем годах, так как слышащие дети в этот период овладевают речью, что существенно продвигает их сенсорное развитие.

Отсутствие или резкое недоразвитие речи – одна из основных причин отставания в сенсорном развитии детей с нарушнием слуха.

 У дошкольников с нарушениями слуха отмечаются трудности по сравнению со слышащими сверстниками в формировании образов представлений (нечёткость, расплывчатость эталонных представлений), замедленно происходит восприятие целостного образа предмета (например, при складывание разрезных картинок), становление предметного рисунка. Особенности сенсорного развития обнаруживаются в виде трудностей выделения свойств и отношений предметов в разных видах деятельности.

Уровень сенсорного развития неслышащих и слабослышащих дошкольников претерпевает существенные изменения в процессе обучения. Развитие восприятия опосредуется усвоением слов, фиксирующих сенсорные эталоны, что способствует закреплению более чётких, дифференцированных представлений о предметах.

 В дошкольном возрасте на развитие ребёнка оказывает влияние игровая, изобразительная, конструктивная, элементарная трудовая виды деятельности. В этот период происходит развитие различных сторон познания: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения; формирование произвольности психических процессов.

Развитие познавательных интересов, становление предметной деятельности, формирование игр способствуют сенсорному развитию неслышащих и слабослышащих детей.

Кроме того, дефект слухового анализатора может быть компенсирован за счёт других, сохранных анализаторов: зрительного, кожного, двигательного.

Эффективность работы повышается при совместном использовании различных анализаторов.