Проблема сенсорного развития у детей с нарушениями слуха.
Учитель-дефектолог
школы-интерната № 15
Коврова Ирина Геннадьевна.
Психомоторное развитие ребёнка – сложный диалектический процесс, в нём отмечаются последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций.
Отсутствие слуха у детей дошкольного возраста влияет на создание полноценной основы для формирования восприятия. Негативно отражается на развитии восприятия невозможность зрительно-слуховой ориентации в пространстве, зрительного поиска невидимых звучащих предметов, локализации звуков.
Особенности в развитии восприятия у слабослышащих и неслышащих детей становятся более выраженными на втором-третьем годах, так как слышащие дети в этот период овладевают речью, что существенно продвигает их сенсорное развитие.
Отсутствие или резкое недоразвитие речи – одна из основных причин отставания в сенсорном развитии детей с нарушнием слуха.
У дошкольников с нарушениями слуха отмечаются трудности по сравнению со слышащими сверстниками в формировании образов представлений (нечёткость, расплывчатость эталонных представлений), замедленно происходит восприятие целостного образа предмета (например, при складывание разрезных картинок), становление предметного рисунка. Особенности сенсорного развития обнаруживаются в виде трудностей выделения свойств и отношений предметов в разных видах деятельности.
Уровень сенсорного развития неслышащих и слабослышащих дошкольников претерпевает существенные изменения в процессе обучения. Развитие восприятия опосредуется усвоением слов, фиксирующих сенсорные эталоны, что способствует закреплению более чётких, дифференцированных представлений о предметах.
В дошкольном возрасте на развитие ребёнка оказывает влияние игровая, изобразительная, конструктивная, элементарная трудовая виды деятельности. В этот период происходит развитие различных сторон познания: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения; формирование произвольности психических процессов.
Развитие познавательных интересов, становление предметной деятельности, формирование игр способствуют сенсорному развитию неслышащих и слабослышащих детей.
Кроме того, дефект слухового анализатора может быть компенсирован за счёт других, сохранных анализаторов: зрительного, кожного, двигательного.
Эффективность работы повышается при совместном использовании различных анализаторов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.