Статья "Профессиональное развитие преподавателя как важное условие повышения качества образовательного процесса в учреждениях СПО"
Оценка 4.6

Статья "Профессиональное развитие преподавателя как важное условие повышения качества образовательного процесса в учреждениях СПО"

Оценка 4.6
docx
18.12.2023
Статья "Профессиональное развитие преподавателя как важное условие повышения качества образовательного процесса в учреждениях СПО"
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.docx

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Фалейчик Надежда Борисовна, преподаватель

Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (IT-колледж), г. Пенза

Аннотация: статья посвящена осмыслению основных проблем развития СПО на современном этапе, важнейшей из которых является качество преподавательского состава. Показано, что с изменением подхода к системе СПО в советский и российский периоды, менялась и роль педагогов в образовательном процессе. На современном этапе стимулирование профессионального роста преподавателей в системе СПО является важнейшим условием для преодоления данной системой всех основных внутренних проблем и противоречий.

Ключевые слова: преподаватель, система СПО, профессиональное развитие, компетентность, рефлексия, качество образовательного процесса.

На современном этапе развития России система среднего профессионального образования является важнейшим элементом всего образовательного комплекса страны. Она не только позволяет обеспечить формирование у подрастающего поколения общекультурных, социальных и профессиональных компетенций, не только реализовать потребности молодежи в профессиональной ориентации, но и обеспечить сохранение преемственности в процессе формирования профессионального мастерства.

В то де время, несмотря на в целом положительную динамику развития системы СПО в нашей стране в последние годы, в ней существуют внутренние проблемы, которые не позволяют полностью использовать весь потенциал данной образовательной ступени. Важнейшей проблемой являются серьезные диспропорции между требованиями работодателей и уровнем профессиональной подготовки специалистов, из-за чего у выпускников зачастую возникают проблемы как с трудоустройством по специальности, так и в процессе собственно трудовой деятельности, когда начинает сказываться нехватка необходимых трудовых навыков и профессиональных компетенций.

Другой важнейшей проблемой современной системы СПО является сильная изношенность материально-технической базы образовательных учреждений, а также недостаток современного оборудования, без чего, естественно, невозможна нормальная подготовка специалистов, в которых нуждается современный рынок.

В-третьих, серьезнейшей проблемой современного СПО в нашей стране является недостаток в качестве образовательного процесса. Во многом это связано с тем, что материальные, кадровые и финансовые возможности образовательных учреждений отстают от требований ФГОС нового поколения, которые предполагают широкое использование в техникумах и колледжах усовершенствованной методической и технологической базы, цифровых методов и средств ведения образовательного процесса, внедрение инновационных технологий. Кроме того, на уровень качества образования в учреждениях СПО негативно влияет невозможность полноценного проведения всех видов практик.

Еще одной проблемой СПО в современной России является то, что школьное образование в нашей стране на протяжении последних нескольких десятилетий было во многом ориентировано на поступление в высшие, а не средние учебные заведения. Это напрямую сказывается на отношении выпускников школ к ССУЗам как к учебным заведениям «для неудачников», получив образование в которых будет очень тяжело сделать успешную карьеру и занять достойное место в жизни. Это, в свою очередь, приводит к недостаточной заинтересованности обучающихся в учебном процессе, недостаточной мотивации студентов к профессиональному обучению

Наконец, по сути, самой главной проблемой современного среднего профессионального образования в России является недостаток высококвалифицированных педагогических кадров. Преподаватели СПО почувствовали на себе все те изменения, которые пережило и продолжает переживать наше общество. Процессы, происходящие внутри страны и во внешней политике на протяжении последних десятилетий, привели к общему снижению образованности общества, падению авторитета знаний, изменению мотивов и целей педагогической деятельности.  Изменение требований к образовательному процессу в СПО привело к тому, что современный преподаватель должен представлять из себя творчески активную, креативно мыслящую личность с глубоким системным мышлением. Преподаватель СПО должен иметь четкое представление о правовых и методических основах своей деятельности, постоянно повышать свою квалификацию, использовать в своей работе новейшие методы и приемы обучения, включая информационные и цифровые технологии.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что профессиональное развитие и совершенствование преподавательского состава является важнейшим элементом развития учреждений СПО на современном этапе. Остается ответить на вопрос, в каком направлении должно происходить данное развитие и на каких компонентах системы СПО это в конечном счете скажется.

На заре формирования в нашей стране системы начального и среднего профессионального образования преподавательский состав должен был соответствовать в первую очередь тем критериям, которые определял заказчик в лице государства к выпускникам профтехучилищ и техникумов. То есть ставка делалась на обучение не предмету, а профессии. В 1970-80-е гг. в системе НПО и СПО произошла настоящая революция,  когда появилась и стала внедряться идея интегрированной подготовки преподавателей, которые должны были совмещать в себя функции как мастеров, так и педагогов-психологов. По большому счету те требования к преподавателю СПО, которые были сформулированы в тот период, во многом определяют требования к педагогам и их роли в образовательном процессе и на сегодняшний день.

В то же время в свете тех изменений, которые происходят последние несколько лет в системе среднего профессионального образования России, должен меняться подход и к основным характеристикам преподавателя, и к его роли в образовательном процессе в целом. Естественно, процесс трансформации преподавателей, будет крайне сложным, однако во многом именно от него зависит общий рост качества всего образовательного процесса.

Профессиональное развитие преподавателя СПО в современных условиях обязательно должно включать в себя развитие методической, социально-психологической, педагогико-психологической и профессиональной компетентностей. Методическая компетентность подразумевает овладение преподавателем основных педагогических методик, что позволит ему творчески подходить к образовательному процессу, учитывать особенность разных групп и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении каждого студента.

Развитие социально-психологической компетентности позволит более эффективно выстраивать процессы общения и взаимодействия между преподавателем и студентами, внутри учебных групп, а также между студентами и другими преподавателями техникумов и колледжей.

Профессиональная компетентность преподавателя включает в себя не только знания основ наук, в рамках которых преподаватель осуществляет свою деятельность, не только умения и навыки, позволяющие доносить до студентов эти основы на практике, но и знания основ тех специальностей и профессий, которым обучаются студенты. Это позволит преподавателю выстраивать образовательный процесс с упором на то, что в большей степени пригодится студентам в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Особую роль в профессиональном развитии преподавателя СПО должно играть совершенствование педагогико-психологической компетентности. Этот процесс предполагает, с одной стороны, продуктивное использование приобретенных педагогических знании и компетенций, а с другой, - постоянный анализ своей деятельности, рефлексия достигнутых успехов и неудач, совершенствование своих духовных качеств и ценностей.

Основным мотивом в развитии профессиональных качеств преподавателей СПО на современном этапе так называемый аксиологический компонент, который включает в себя создание у педагога представления о своей деятельности как о социально значимой, способствующей развития не только обучающихся, но и самого преподавателя. В ходе своей работы педагог овладевает необходимыми педагогическими ценностями, что в дальнейшем служит основой и для развития его профессиональных качеств.

Однако с точки зрения выстраивания образовательного процесса в учреждениях СПО в современных условиях профессиональное развитие преподавателя важно не только само по себе, но и с точки зрения развития всего данного процесса. Профессиональное развитие преподавателя позволит не только повысить качество обучения данного предмета, но и создать предпосылки для выстраивания межпредметных связей, для превращения образовательного процесса в единое целое, где основной задачей будет подготовка специалиста, полностью отвечающего всем требованиям современного общества. Кроме того, профессиональный рост преподавателя, совершенствование его профессиональных, нравственных, коммуникативных умений позволит повысить значимость педагогической профессии, что крайне положительно скажется на восприятии студентами образовательного процесса и их восприятия своих целей и задач в социальном пространстве учебного заведения.

Таким образом, профессиональное развитие преподавателя является непременным условием развития СПО в современных условиях. Оно представляет собой сложный процесс профессионального и духовного самосовершенствования педагога, освоения им современных методик, технологий и способов их интерпретации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.      Алтынова Т.А. Профессиональные совершенствования педагогических кадров как условие качественной подготовки специалистов: системно-профессиональный подход // Среднее профессиональное образование. 2008. № 8. С. 4-8.

2.      Иванова Н.Н, Филимонюк Л.А. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве // Мир науки, культуры, образования. – 2019. - №1 (74). – С. 280-281

3.      Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М.: Центр педагогического образования, 2009.- 448с.

4.      Волченкова Т. В. Формирование у педагогов готовности к инновационной педагогической деятельности // СПО. – 2009. – № 12. – С. 2-4


 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ФГОС нового поколения, которые предполагают широкое использование в техникумах и колледжах усовершенствованной методической и технологической базы, цифровых методов и средств ведения образовательного процесса, внедрение инновационных…

ФГОС нового поколения, которые предполагают широкое использование в техникумах и колледжах усовершенствованной методической и технологической базы, цифровых методов и средств ведения образовательного процесса, внедрение инновационных…

По большому счету те требования к преподавателю

По большому счету те требования к преподавателю

Однако с точки зрения выстраивания образовательного процесса в учреждениях

Однако с точки зрения выстраивания образовательного процесса в учреждениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023