Статья: «Реализация проектной деятельности по формированию экологической культуры школьников в образовательно-воспитательном процессе»
Оценка 5

Статья: «Реализация проектной деятельности по формированию экологической культуры школьников в образовательно-воспитательном процессе»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
биология
7 кл—11 кл
18.12.2023
Статья: «Реализация проектной деятельности по формированию экологической культуры школьников в образовательно-воспитательном процессе»
«Реализация проектной деятельности по формированию экологической культуры школьников в образовательно-воспитательном процессе»
Статья _Опыт работы учителя биологии_.docx

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы учителя биологии

Мадаевой Заиры Дзаурбековны

 

 

«Реализация проектной деятельности по формированию экологической культуры школьников в образовательно-воспитательном процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всякая деятельность есть познание,
                                    Всякое познание есть деятельность.
                                                       У. Матурана, Ф. Вареда
                                                          «Древо познания»

В начале 21 века основной акцент в системе образования делался на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Произошёл поворот к новому подходу в обучении, так как современные условия развития общества требуют переориентации в обучении с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Модернизация образовательного процесса: предпрофильная подготовка, введение ЕГЭ, здоровьесберегающие технологии, личностно- ориентированное обучение, способствовала переоценке моей деятельности, как педагога, и послужило стимулом к новому подходу в обучении. В своей педагогической деятельности всегда большое внимание уделяла вопросам экологии в обучении и воспитании учащихся, развитию их творческого потенциала. В связи с новым подходом к процессу обучения передо мной встала проблема использования инновационных технологий современной дидактики в экологизации биологического образования и воспитания как условие творческого развития школьников. На мой взгляд, решать задачи целостной деятельности субъекта образования во всех её составляющих позволяет метод проектов. Поэтому я определила свою деятельность в следующем направлении: «Реализация проектной деятельности по формированию экологической культуры школьников в образовательно-воспитательном процессе».

Актуальность проектной деятельности на уроках в современной школе и, в частности, на уроках биологии, я считаю, заключается в том, что она позволяет решать  проблему в ходе самостоятельной, групповой и коллективных действий учащихся, создаёт условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, даёт ученику возможности реализовать себя,  применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Проектная деятельностьпризвана повысить качество образования и, прежде всего, за счёт увеличения времени, которое школьник тратит на самообразование, способствует развитию творческих способностей и приобщает школьников к приобретению жизненно важного опыта по решению различных  экологических проблем современности.

Проектная деятельность позволяет успешно решать следующие противоречия:

 -  Между введением в учебный процесс новых образовательных технологий и изменением способов организации познавательной деятельности школьников;

 - Между формированием культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских умений учащихся и стереотипностью процесса обучения;

 - Между потребностью общества в формировании гармонично развитой личности, ориентированной на ценностное отношение к природе и своему здоровью и ограниченностью времени на уроках биологии;

- Между традиционными формами обучения и необходимостью личностно-ориентированного подхода.

В настоящее время нежелание школьников учиться – едва ли не главная проблема школы. Причин возникновения такой ситуации много, и они самые разные. Но одна из главных причин нежелания учиться является недостаточное развитие, деформация познавательной потребности школьника.

Первые попытки работы над проектами я стала использовать припреподавании нетрадиционных курсоввалеологии и экологии в старших классах. На занятиях ребята получали необходимые знания о здоровье, связи человека с окружающей средой, рассматривались нравственно-этические и правовые нормы поведения в окружающей среде. С целью развития школьникам предлагались разные формы работы. Но первые самостоятельные  индивидуальные и групповые действия учащиеся  представили в виде буклетов. Затем ребята учились создавать мультимедийные презентации. Эти уроки в дальнейшем были исключены из базисного плана. И для того, чтобы каждый школьник обладал определёнными экологическими знаниями и владел экологической культурой, передо мной встала проблема экологизации биологического образования и воспитания.

Для решения педагогической проблемы для себя я поставила цель: формирование экологической компетентности школьников через проектную  деятельность.

Определила следующие задачи:

- Определить возможности проектной деятельности в образовательно-воспитательном процессе для формирования экологической культуры школьников;

 - Разработать направления по внедрению проектной деятельности учащихся в образовательно-воспитательный процесс;

-  Проанализировать результаты использования проектной деятельности в образовательно-воспитательном процессе.

Решая данную проблему, я пришла к выводу, что метод проектов предполагает использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат и разработку проблемы с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление, умение видеть, формулировать и решать проблему. Недаром китайская мудрость гласит «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму».

Проект - это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную значимую форму, которая может быть представлена.

Проектная деятельность учитывает психофизиологические особенности ребят, помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными.      

Чтобы достичь желаемого результата, перед собой я всегда ставила вопрос:Как изменить деятельность учителя и учащихся? Для решения этого вопроса я определила причины и в дальнейшем подтвердила их фактами.

№ п/п

Причины:

Факты:

1

Модернизация рабочей

программы.

 

Ученические проекты.

2

Предпрофильная подготовка.

Разработка программ элективных курсов.

3

Совершенствование процесса воспитания.

Система внеклассной работы.

4

Сотрудничество с коллегами.

Выступления педагога.

5

Активизация работы педагога.

Участие в областном конкурсе«Проектная деятельность с  использованием ИКТ»

 

6

Исследовательская деятельность учащихся.

Участие в научно-практических конференциях.

 

С целью   творческого развития детей и повышения качества образования при составлении календарно-тематического планирования,я определила темы, начиная с шестого класса, для проектной деятельности школьников. Учащиеся, работая индивидуально или группамисделаны следующие проекты: «Азбука здоровья», «Будни и праздники рабочей пчелы», «Вешалка и доспехи нашего организма», «Вдох – выдох», «Грибы-паразиты», «Живые барометры», «Живые индикаторы – лишайники», «Земля только одна!», «Кислотные дожди», «Лёгкие  как  важный  орган  в  жизни  человека», «Лесные пожары», «Любимые тенью», «Мягкие части нашего тела», «Невидимые глазом», «Ниточки движения», «О гигиене», «Пустынные жители», «Рациональное использование природных ресурсов», «Рациональное питание», «Цепочка жизни», «Что такое стресс» и другие.

Для учащихся 9 классов, с целью ликвидации противоречия между образовательными потребностями молодых людей и существующим спектром учебных предметов в школе, разработала и апробировала программы элективных курсов по предпрофильной подготовке школьников: «Основы экологии», «Гигиена и здоровье», «В мире профессий». Для учащихся 11 классов разработала  элективный курс «Таинственный язык наследственности», на котором углубленно изучается  материал и реализуется практическая часть программы в виде решения задач по различным разделам общей биологии, так как на уроках  мало времени отводится на их решение. Каждая программа  элективного  курса предусматривает защиту ученических проектов, в которых ребята представляют свои видения об окружающей среде и месте в ней человека. Моя основная цель, как педагога, в реализации элективных курсов: помочь учащимся найти мотивацию для обучения, включить их в активную, вполне реальную деятельность, позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками. Таким образом, через систему элективных курсов учащиеся приобщаются к практико-ориентированным и творческим видам деятельности экологической направленности.

Проектная деятельность используется мною и в системе внеклассной работы. Для проведения внеклассных мероприятий  мною разработанымультимедийные презентации: «Заклятое огниво»,  «Чёрные дыры цивилизации», «Золотая молодёжь» и другие.

На базе нашей школы открыта областная опытно-экспериментальная площадка «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов». Сохраняя экологическую направленность в  работе классного руководителя,  разработала программу «Зелёная планета».

Мультимедийные презентации использую при выступлениях на совещаниях, родительских собраниях, мероприятиях предметных недель, открытых внеклассных мероприятиях.

С целью развития личности, направленной на формирование системы научных, практических знаний и умений, мною разработана иапробирована программа по дополнительному образованию «Эко-ключ». Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний экологического состояния окружающей среды.

Я одна из первых стояла у истоков научного общества учащихся школы (НОУ), являлась руководителем эколого-биологической секции «Вита», которая объединяла увлекающихся биологией и экологией ребят среднего и старшего звена. Члены секции учились проводить исследования, оформлять полученные результаты и готовить мультимедийные презентации. Со своими проектами: « Что мы едим?», «Прививки - за и против», «Удар по печени», «Экология жилища», « Береги здоровье смолоду» ребята выступали  в своей школе, а также на межшкольных и районных научно-практических конференциях. Лучшие работы отмечены дипломами и грамотами.

С целью активизации работы педагога по некоторым темам в биологии я разработала учительские проекты. С проектом на тему «Обмен веществ и энергии» я выступала на областном конкурсе «Проектная деятельность с использованием ИКТ». Данный проект включает проекты учащихся: «Что мы едим?», «Пища и жизнь», «Вкусные сюрпризы», «Превращение энергии в организме». Работа размещена в Интернете на сайте ТОИПКРО как одна из лучших интегрированных работ.

Для учащихся проектная технология  способствует таким условиям, в которых обучающийся успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субъектно-объектных и субъектно - субъектных отношений, где он – активный творец этих отношений, а не только их созерцатель. Конкретные экологические знания, их система, выступают при этом как средство познания и преобразования действительности, а не как конечная цель.

При организации работы над проектами использую разнообразные виды деятельности:

Познавательная:  Работа над учебными проектами, организация и проведение мониторинга окружающей среды.

Ценностно-ориентированная: Моделирование различных отношений окружающей среде  и собственному здоровью через игровые роли, формирование умения принимать решение в ситуациях выбора; проектирование индивидуального экологического пространства.

Эстетическая:  Развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами:  в стихах,  рисунках, эссе и т. д,                                                       

Преобразовательная: Реальная деятельность по улучшению состояния своего социоприродного окружения.

Коммуникативная:  Общение, являющееся условием познания,  условием выработки человеком системы ценностей,  условием труда.

Результаты проведённой мною работы позволяют заключить, что проектная деятельность помогла мне активизировать мой личностный и педагогический потенциал, использовать интерактивные формы общения и обучения.

Проектная деятельность позволила моделировать обучение в зависимости от социального заказа, состава ученического коллектива, материально – технического оснащения школы.В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса. Проект обеспечивает тесную связь теории и практики, повышает интерес учащихся к проблемам экологического характера. Направленность проекта на конечный результат делает процесс получения экологических знаний целенаправленным.Поэтапность реализации проекта создаёт условия для разнообразной самостоятельной  деятельности школьников, формируются навыки самообразования, умение проводить исследовательские работы.Экологические проекты способствуют формированию ответственного отношения к природе и своему здоровью, готовность к активным действиям по охране окружающей среды.

Всё это позволяет эффективнее функционировать образовательной системе и реализовывать идеи образования для устойчивого развития, в числе которых формирование ключевых компетенций.

 

 

 

Информационные источники:

1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие.- 4-е изд.,испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2006. -368 с.

2. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. Научно-методический журнал «Биология в школе», №5 2006.

3. Комплексные методики активного обучения учащихся и педагогов в области экологического образования. Выпуск 12. С-П.; 1993.

4. Попова Т. А. Школьный экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей. -М.: Сфера, 2004.

5. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Научно-методический журнал «Биология в школе», №3,2003.

6. Смелова В.Г.Метод проектов в современной школе. Научно-методический журнал «Биология в школе», №6,2007.

7. http://www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опыт работы учителя биологии

Опыт работы учителя биологии

Всякая деятельность есть познание,

Всякая деятельность есть познание,

Проектная деятельностьпризвана повысить качество образования и, прежде всего, за счёт увеличения времени, которое школьник тратит на самообразование, способствует развитию творческих способностей и приобщает школьников к…

Проектная деятельностьпризвана повысить качество образования и, прежде всего, за счёт увеличения времени, которое школьник тратит на самообразование, способствует развитию творческих способностей и приобщает школьников к…

Для решения педагогической проблемы для себя я поставила цель: формирование экологической компетентности школьников через проектную деятельность

Для решения педагогической проблемы для себя я поставила цель: формирование экологической компетентности школьников через проектную деятельность

Чтобы достичь желаемого результата, перед собой я всегда ставила вопрос:Как изменить деятельность учителя и учащихся?

Чтобы достичь желаемого результата, перед собой я всегда ставила вопрос:Как изменить деятельность учителя и учащихся?

Для учащихся 9 классов, с целью ликвидации противоречия между образовательными потребностями молодых людей и существующим спектром учебных предметов в школе, разработала и апробировала программы элективных…

Для учащихся 9 классов, с целью ликвидации противоречия между образовательными потребностями молодых людей и существующим спектром учебных предметов в школе, разработала и апробировала программы элективных…

Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний экологического состояния окружающей среды

Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний экологического состояния окружающей среды

Эстетическая: Развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами: в стихах, рисунках, эссе и т

Эстетическая: Развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами: в стихах, рисунках, эссе и т

Информационные источники: 1.

Информационные источники: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023