Статья ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Оценка 4.8

Статья ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Оценка 4.8
docx
13.09.2022
Статья ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Статья Марченко И. С..docx

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

 

Марченко Ирина Сергеевна

Педагог – психолог ГУ «Школа – лицей № 2

отдела образования акиматагорода Костаная»

vbc3@yandex.ru

с.т. 87774124882

 

Аңдатпа

Мақалада кәсіби өзін-өзі анықтау мәселелері және дарынды орта мектеп оқушыларына кәсіби бағдар беру мәселелері ашылады.

Педагогикалық білім беру жүйесінің дамуы қоғамның өзгеретін жағдайларына бейімделе алатын кәсіби маманның қалыптасуына, инновациялық педагогикалық және психологиялық технологияларды тиімді іске асыруға, кәсіби қызметте өзін-өзі дамытуды жүзеге асыруға, жеке тұлғаның өзін-өзі жобалауына басты назар аударады.

Демек, кәсіби дайындықтың сапасын арттырудың міндетті шарты-кәсіби қызметке дайын болу, өзін-өзі тәрбиелеу, кәсіби және жеке өзін-өзі жетілдіру, өзін-өзі көрсету, кәсіби өзін-өзі тануды қалыптастыру, кәсіби дағдыларды және жеке рухани-адамгершілік қасиеттерді жетілдіру.

 

Аннотация

Статья раскрывает вопросы профессионального самоопределения и проблемы профориентационного сопровождения одаренных старшеклассников. Развитие системы педагогического образования акцентирует внимание на формирование специалиста-профессионала, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические и психологические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование, самопроектирование личности. Отсюда непременным условием повышения качества подготовки профессионала является готовность к профессиональной деятельности, самообразование, профессиональное и личностное самосовершенствование, саморефлексия, формирование профессионального самосознания, совершенствование профессиональных умений и личностных духовно-нравственных качеств.

Annotation

The article reveals the issues of professional self-determination and problems of career guidance for gifted high school students. The development of the system of pedagogical education focuses on the formation of a specialist- professional who is able to adapt to the changing conditions of society, implement productively innovative pedagogical and psychological technologies, carry out self-development, self-education, and self-design of the individual in professional activities. Hence, a prerequisite for improving the quality of professional training is readiness for professional activity, self-education, professional and personal self-improvement, self-reflection, formation of professional self-awareness, improvement of professional skills and personal spiritual and moral qualities.

Негiзгсөздер: мәселелері, кәсіби маманның, инновациялық педагогикалық және психологиялық технологияларды, өзін-өзі тәрбиелеу, кәсіби және жеке өзін-өзі жетілдіру, өзін-өзі көрсету, кәсіби өзін-өзі тануды қалыптастыру.

 

Ключевые слова: профессиональное  самоопределение, профориентационное  сопровождение одаренных старшеклассников, инновационные педагогические и психологические технологии, саморазвитие, самообразование, самопроектирование личности.

 

Keywords: professional self-determination, gifted high school students, innovative pedagogical and psychological technologies, self-education, professional and personal self-improvement, self-reflection, formation of professional self-awareness.

 

 

В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Развитие системы педагогического образования акцентирует внимание на формирование специалиста-профессионала, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические и психологические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование, самопроектирование личности. Современная педагогическая и психологическая наука предполагает различные системы профессиональной подготовки старшеклассников в зависимости от их индивидуальных возможностей и различий, и с учетом ряда других факторов.

Профориентационное сопровождение одаренных учащихся старших классов предполагает профессиональную диагностику, согласно требованиям профподбора кадров в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков, требуемых отделами по подбору кадров определенной структуры деятельности.

В результате профориентационного сопровождения  развивается мировоззрение. Сопровождение происходит во взаимодействии педагога – психолога и высокомотивированного обучающегося, также важна самостоятельная работа одаренного старшеклассника, его активная позиция в обучении. Цель профориентационного сопровождения, теснейшим образом связана со смысложизненным самоопределением. Для профессионального занятия, к примеру,  психологией важны личностные качества, так как инструментом работы для психолога, во многом, является его личность. С целью формирования личности профессионала используются разнообразные психолого-педагогические стратегии, такие как, стратегия развития и саморазвития нужных психологических качеств; стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий; стратегия мягкого формирования как обучения широкому спектру трудовых действий; стратегия коррекции; стратегия развития личности профессионала [1,с.101].

Важным аспектом профориентационного сопровождения является формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, составе профессиональной деятельности. Это является проблемой, так как сложные виды профессиональной деятельности не поддаются строгому анализу, всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска.

Особую проблему составляет построение смысловой картины мира профессионала. По мнению гуманистических психологов, основная задача образования - не передача знаний, а с формирование способности находить уникальные смыслы. Профессия - это один из способов ответить на вопрос: зачем я в этом мире? Где мое место в нем? Ответы на эти вопросы связаны с развитием профессионального самосознания, собственно и обеспечивающего профессиональное развитие, рост и нормальное ежедневное функционирование профессионала.

Профессиональное самосознание - это представление о себе как о профессионале, совокупность самооценок и описаний, эмоциональных отношений к себе как к профессионалу. Именно эта структура позволяет недовольство собой превратить в профессиональный рост [1, с.107].

При сопровождении профессионального направления одаренных старшеклассников  встает один из основных вопросов о подготовке нравственного профессионала. Главное в такой подготовке - это формирование правильного отношения к труду. Чтоб труд становился потребностью, привычной и любимой частью жизни.

Важное место в сопровождении занимает активность, самостоятельность и интерес самого старшеклассника. Многим обучающимся только предстоит стать субъектами учебной деятельности, овладеть теми навыками самостоятельно, индивидуально учиться, то есть большая часть подготовки к учебным занятиям в рамках наступившего дистанционного обучения, работе по удаленным ресурсам,  которыми не представляло возможности овладеть в обычном режиме школьного образования. Самостоятельность одаренного старшеклассника в обучении – это умение систематизировать, планировать, осуществлять, контролировать и регулировать свою учебно-профессиональную деятельность и познавательно-мыслительные действия без видимой помощи и прямого руководства преподавателя [2,с.168].

Для развития самостоятельности у одаренных старшеклассников нужно формировать следующие умения: планировать соответствующее выполнение учебных заданий, определять и систематизировать умственные и практические действия (методы и средства), необходимые для этого; самостоятельно контролировать свои действия, сопоставляя их с целью. Если есть необходимость, то нужно согласовывать их между собой, корректировать, уточнять и регулировать их применения оценивать результаты работы и определять дальнейшие ее перспективы. Высоко мотивированным учащимся  рекомендуется вырабатывать свой стиль учебно-профессиональной деятельности, овладевать самостоятельной работой с учебниками, развивать склонности к исследовательской и практической работе. Становление будущего мастера своего дела зависит от того, что сам старшеклассник сделает: – от его установок, интересов, потребностей, активности при получении научных знаний и умений, – от целеустремленности при работе над собой. Активная позиция одаренного обучающегося относительно своей личности, своей будущей профессиональной деятельности является важнейшим мобилизующим фактором и зарядом для саморазвития. Для повышения мотивации старшеклассников к профессиональному самосовершенствованию необходимо соотносить учебный материал с будущей профессиональной деятельностью, с содержанием учебного материала. Вводить информацию, имеющую значение для личностного роста учащегося как профессионала; наращивать содержание и новизну учебного материала; предоставлять детям необходимую свободу для выражения своих возможностей; моделировать ситуации, которые требуют поддержки или побуждение к деятельности [2,с.216]. Важное значение для формирования готовности будущих специалистов к профессиональному самосовершенствованию имеет их самовоспитание. Эффективность самосовершенствования зависит от установки человека, его ориентации на познание себя, собственных ресурсов и личностного роста.

Самосовершенствование прежде всего состоит в управлении своими переживаниями, чувствами, это понимание причин своих радостей и страданий, приобретаемое в опыте, следовательно самосовершенствование заключается в получении этого опыта. Учитывая это главным условием и средством успеха профессионального воспитания и самовоспитания старшеклассника должна быть деятельность. Как средство, для самовоспитания можно использовать также такие организационные формы, как индивидуальные планы. Обучающихся нужно ознакомить с такими методами самовоспитания как: самопознание (самонаблюдение, самоанализ) и самооценка, самостимулирование.

Важными методами и приемами самовоздействия является самоинструкция, самоконтроль и самоотчет. В идеале система мобилизации одаренных старшеклассников к самовоспитанию должна способствовать тому, чтобы ребенок вырабатывал в себе навыки самонаблюдения и самопознания; учился проектировать изменения своей личности; сознательно руководил своим поведением, развитием необходимых качеств; овладевал аутогенной тренировкой и учился управлять своим физическим и психическим состоянием. Это приводит к значительной перестройке мышления старшеклассника в сторону формирования профессионального. Личностная и профессиональная значимость не всегда совпадают в реальном процессе обучения учащихся старших классовс самопознанием и психологией. То, что может стать профессионально значимым в будущей практической педагогической деятельности не всегда осознается, как таковая в актуальной профессионально-образовательной ситуации, а то, что является для учащихся личностно-значимым не всегда соотносимо с актуальными задачами профориентационного сопровождения.

То есть непременным условием повышения качества подготовки профессионала является готовность к профессиональной деятельности, самообразование, профессиональное и личностное самосовершенствование, саморефлексия, формирование профессионального самосознания, совершенствование профессиональных умений и личностных духовно-нравственных качеств.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, И.С. Теоретико-методологические аспекты профессионального становления специалистов педагогического профиля / Под ред. С.В. Паниной. – М.: Спутник, 2016.

2.  Макаров С.П. Профессиональная подготовка специалистов / Материалы межрегиональной конференции. - Элиста, 2013.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Annotation The article reveals the issues of professional self-determination and problems of career guidance for gifted high school students

Annotation The article reveals the issues of professional self-determination and problems of career guidance for gifted high school students

Профориентационное сопровождение одаренных учащихся старших классов предполагает профессиональную диагностику, согласно требованиям профподбора кадров в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков,…

Профориентационное сопровождение одаренных учащихся старших классов предполагает профессиональную диагностику, согласно требованиям профподбора кадров в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков,…

Главное в такой подготовке - это формирование правильного отношения к труду

Главное в такой подготовке - это формирование правильного отношения к труду

Эффективность самосовершенствования зависит от установки человека, его ориентации на познание себя, собственных ресурсов и личностного роста

Эффективность самосовершенствования зависит от установки человека, его ориентации на познание себя, собственных ресурсов и личностного роста

ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеева, И.С

ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеева, И.С
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022