Работа над повышением учебной мотивации на уроках
в младших классах
Выполнили: Новгородова Евдокия Алексеевна-
учитель начальных классов
Еремеева Ирина Удариновна -
учитель начальных классов
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ребенок, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Актуальность обусловлена следующим: мотивация выполняет важные функции в обучении, побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Актуальность заключается ещё и в том, что организация учебной деятельности, сопровождаясь развитием познавательного интереса, помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности. Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
Объекты исследования: учащиеся начальной школы.
Предмет исследования: мониторинг сформированности учебной мотивации у младших школьников.
В основу идеи положена гипотеза: проведение мониторинга сформированности учебной мотивации у младших школьников по предложенным критериям оценивания позволят: отследить динамики развития учебной мотивации; составить план дальнейших действий и корректировку программ; увидеть сильные и слабые стороны, как учителя, так и учеников; повысить уровень качества образования и знаний учащихся.
Цель исследования: получение объективной информации о динамике уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников.
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
2. Выбор диагностического материала для отслеживания сформированности учебной мотивации.
3. Составление таблиц обработки результатов диагностик по классу и индивидуальную карту развития УУД для каждого ученика.
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности учебной мотивации на ступени начального образования.
Для проведения мониторинга сформированности учебной мотивации были выбраны следующие методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение.
Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; повышение учебной мотивации школьников.
Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к учебному заведению, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
· Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
· Уверенность в себе;
· Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
· Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
· Потребность и возможность в самовыражении,
· Принятие и одобрение значимыми людьми;
· Актуализация творческой позиции;
· Осознание значимости происходящего для себя и других;
· Потребность в социальном признании;
· Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
Негативное отношение к обучению может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Мониторинг отслеживания учебной мотивации учащихся 4 –го класса
(по методике Лускановой)
№ |
Ф.И. учащихся |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1 |
|
|
|
средняя |
высокая |
2 |
|
низкая |
средняя |
высокая |
о/высокая |
3 |
|
высокая |
высокая |
высокая |
о/высокая |
4 |
|
средняя |
средняя |
высокая |
о/высокая |
5 |
|
высокая |
высокая |
о/высокая |
о/высокая |
6 |
|
средняя |
высокая |
высокая |
о/высокая |
7 |
|
|
средняя |
высокая |
высокая |
8 |
|
средняя |
средняя |
средняя |
о/высокая |
9 |
|
средняя |
средняя |
высокая |
высокая |
По итогам мониторинга отслеживания учебной мотивации к концу 4 класса учебная мотивация обучающихся повысилась.
Работа над повышением учебной мотивации на уроках в младших классах
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация — это
процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на
выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая
мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Проблема
низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома
практически каждому учителю.
Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители
учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с
сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а
желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с
тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к
учению. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный,
кропотливый и целенаправленный. Что же делать, если ребенок не
хочет учиться?
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что
кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников
формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин,
уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих
заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность,
внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование
и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования
мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. На
уроках постоянно ищем способы оживления урока: увлечённое преподавание; новизна
учебного материала; проблемное обучение; обучение
с компьютерной поддержкой; взаимообучение (в парах,
микрогруппах); создание ситуации успеха; соревнование
(с товарищами по классу); нестандартные уроки.
Приёмы, которые используем на уроках:
Создание проблемной ситуации: Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.
Групповая работа полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Использование ИКТ: активизирует познавательную деятельность учащихся; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета); повысить объём выполняемой работы на уроке; повысить эффективность урока;
Презентация - мощное средство наглядности: применение
мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает
в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает
детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее
утомительным.
Доброжелательный настрой урока: нужно
уделять внимание каждому ученику, хвалить детей за каждый новый, пусть даже
незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя
корректно и всегда приходить на помощь ребенку.
Урок литературного чтения
При изучении стихотворений используем такие задания:
1. Пересказать.
2. Написать мини-сочинение.
3. Придумать загадку.
4. Составить тест.
5. Написать отзыв.
6.Написать мини-рассказ по стихотворению.
Изучая стихотворения о зиме ребята писали рассказ, вот что получилось:
Стояла радостная осень, а через два месяца выпал снег. Чудно все деревья покрылись снежной бахромой. Лес стоит в глухой нерадостной тишине. Солнце светит своими тусклыми лучами на землю. Все в снегу.
На уроках используем и различные ребусы, кроссворды,
пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют
рисунки, пишут отзывы на прочитанные произведения, придумывают сказки.
К рассказам составляют вопросы, готовят тесты.
В первую очередь, развития у ребят учебных действий (познавательных,
коммуникативных, личностных, регулятивных), формирования способностей к
коллективной работе, приобретения навыков учебно - исследовательского труда. На уроках литературного чтения широко используем как один
из форм развития выразительного чтения – интегрированные уроки.
Уроки русского языка.
Используем занимательный материал, он способствует активизации деятельности учащихся, мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, ребята творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
1.Работая по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне
слова» используем:
а)Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.
б)Слова наоборот: пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво,
долох, дярто, дебо, дог.
2.По теме «Слог» используем упражнение «Составь слово по
опорным словам».
1)Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость, задумал, коряга - РАДУГА
Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА
3.Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же
буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять
предлоги.
Например: Петя пошел провожать папу к поезду.
4.Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались».
Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И
объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник.
Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести
грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые.
«Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк
закрыт».
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и
все на виду. Найдите их!
Для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка используем игровые технологии:
Групповая работа (кроссворды, план к тексту, загадки, )
«Отгадай о ком говорим»
«Подготовь рассказ»
«Опиши устно про…»
«Объясни…» «Составь задание другу»
Для формирования познавательных УУД даются такие задания:«Найди отличия»,«На что похоже», «Ищи лишнего…», «Хитроумные решения».
Урок математики.
1. Логические задачи
2.Проводим уроки-путешествия.
3. Математические уроки сказки
4. В 1- 2 классе используем веселые задачи в стихах
5.Математические загадки
6. С целью снятия мышечного напряжения на уроках используем различные физминутки, гимнастику для глаз.
Тест «Заполнение пропусков»
1. Произведение чисел 3 и 6 равно ______.
2. Если разность чисел 23 и 19 увеличить в 8 раз, получится _____.
3. Если число _____ умножить на 8, получится 40.
4. Если из 56 вычесть 37, получится ______.
5. 75 больше 25 на ______.
6. Частное чисел 42 и 6 равно ____.
7. Первое слагаемое 45, второе _____, сумма равна 68.
8. Если число _____ умножить на 7, получится 21.
9. Число _____ делится и на 3, и на 5.
10. Произведение чисел 4 и 9 равно _____.
Урок якутского языка.
1. Аат тылы уорэтиигэ «Тылы толкуйдаа», «Ким элбэх тылы булар?», «Инниттэн, кэнниттэн аахтахха уларыйбат тыллар»,
2. Да5ааьын ааты уорэтиигэ. «Таабырыны таай», «да5ааьыннары буллартаа», «толор, мин кимминий?», «бэйэн туьунан кылгас кэпсээн».
3. Туохтууру уорэтиигэ, солбуйар ааты уорэтиигэ, ахсаан ааты. «Ким тургэнник аа5арый?»
4. Биир биилкэ, икки иннэ, ус утулук, туорт туорэй, биэс биэ, алта ат, сэттэ сэргэ, а5ыс атах, то5ус торбос, уон уол.
5. «Чабыр5а5ы тургэнник аах». Грамматическай оонньуулар.
Торообут тыл уруоктарыгар араас ньымалары туьанан уруогу
интэриэьинэйдик ыытыы: «Эрээтинэн куоталаьыы»,
«Дьылабыай оонньуу», «Аукцион- уруоктар»; «Остуоруйа5а айан», «Брейн - ринг»
уо.д.а.
Заключение
Изменяется деятельность
учащихся на уроках в связи с введением ФГОС.
Сейчас игры на уроках используются широко. Используя разнообразные
формы и приёмы на уроках для формирования положительной мотивации, можем
выявить уровни развития и достижения каждым ребёнком метапредметных
образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО, а в
дальнейшем и сформированность УУД.
Развивается любознательность, повышается уровень познавательных
интересов.
Учим каждого ребёнка самостоятельно и нестандартно мыслить, это
повышает интерес к предмету и желание учиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.