Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СШ № 29" г. Смоленска
Хропина Ирина Анатольевна
«Работа с одаренными детьми
как фактор повышения качества образования»
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Многие утверждают, что одаренность дается человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться», - писал А. Бебель.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
В нашей школе в течении учебного года систематически проводятся индивидуальные и групповые занятия с одаренными детьми. Это позволяет нам достигать хороших результатов на олимпиадах и конкурсах.
В своей работе используем дифференциацию и индивидуализацию в обучении:
· разноуровневый подход к детям (разноуровневые задания, обучающие и контролирующие, не только на уроках, но и в виде домашнего задания);
· обучение самостоятельной работе (учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу);
· систематические творческие задания.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений. Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
При проведении уроков учителя используют разнообразные современные образовательные технологии. Информационно-коммуникационные технологии, деловые игры, интегрированные уроки, театрализация, песни и многое другое.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. С этой целью учитель должен постоянно совершенствоваться на курсах повышения квалификации, различных интернет-тестированиях и олимпиадах.
В заключение необходимо напомнить, что одаренные дети – это в будущем талантливая молодежь, а талантливая молодежь – это надежда нашей страны. Главное дать возможность развитию талантов одаренных детей, чтобы они могли проявить свои индивидуальные способности и развивать их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.