СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
Оценка 4.6

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

Оценка 4.6
docx
воспитательная работа
5 кл—9 кл
27.11.2020
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
Классный час, посвящен решающей битве в ходе Великой Отечественной войны.
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.docx

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

Цель: знакомство с важной исторической битвой Великой Отечественной войны, славным героическим прошлым города-героя Волгограда.

Задачи:

1.      Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.

2.      Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.

3.      Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.


ХОД

1.      Организационный момент. Обозначение темы.

На доске написаны пословицы: В бою за отчизну и смерть красна.
С родной земли умри, но не сходи.

Учитель: - Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

- Эти пословицы придумали русские люди в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы вспомним те героические для нашей страны дни, узнаем о великой битве на реке Волге – Сталинградской битве, славной победе, которой недавно исполнилось 70 лет. Поговорим о значении победы в этой битве для нашей страны.

2. Обозначение задач.

Учитель: Сегодня, благодаря подобранным учениками класса историческим сведениям, стихам, песням военных лет, вы должны узнать, когда и почему произошла битва на берегах реки Волги, как она проходила, кто защищал город, и чем завершилось это сражение.

2.      Введение в тему.

Учитель:

- Давайте вспомним, когда началась Великая Отечественная война?

- Какими для нашей страны были первые месяцы войны?

- Где происходило первое крупное сражение с немцами? Кто в нем победил?

( Битва под Москвой. Немецкая армия была отброшена от столицы нашей Родины.)

 

4.      Поэтапное решение задач.

Учитель: Потерпев поражение под Москвой, летом 1942г. фашисты начали новое наступление на юге. Для танков и самолетов, автомашин нужно было много горючего. Нефтью, из которой делают горючее, богат советский Кавказ. Для того, чтобы кормить миллионную немецкую армию, необходимо много продуктов. Хлебом богата советская Кубань.

Фашисты стремились выйти к Волге, захватить Кавказ, Кубань и отрезать их от Москвы и центральных районов России. И конечно, они по-прежнему пытались уничтожить Советскую Армию и закончить войну быстрой победой.

Ученики:

1. Грозным было лето 1942г. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге.Показ слайдов 2,3,4.

2. 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда (ныне Волгоград). Под Сталинградом развернулось упорное сражение. С обеих сторон в битве участвовало свыше 2 миллионов человек, до 26 тысяч орудий, более 2 тысяч танков. Ежедневно до 1000 фашистских самолетов бомбили Сталинград.

3. Сгущались тучи в пепельном рассвете,
И сединой покрылись небеса,
И битву века ожидала вся планета,
Дыханье в ожиданье затая.

4. И приближался взрывов грохот дикий, 
И смерть, смеясь, готовила капкан. 
Нельзя назад - там Родины погибель, 
Сказал нам перед боем капитан.

5. Давай, вперед, пока мы братья живы! 
Нельзя назад, вперед, сквозь пулей град,
Давай, вперед, за матушку-Россию! 
Давай, вперед, за жизнь, за Сталинград!

6. От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Всё пылало над Волгой-рекой.



7. В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал СТАЛИНГРАД.



8. Время придёт – рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку, снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нём:

Это железный русский солдат,

Он защищал СТАЛИНГРАД.



Учитель:

« Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» - так поклялись бесстрашные защитники города. Показ слайда 5.

Дети слушают фрагмент из песни Б.Окуджавы «И значит нам нужна одна победа»:

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною - дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!

Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.


Учитель:

Жители города покинули Сталинград. Те, кто не смог уйти, прятались в подвалах домов. Женщины и подростки строили оборонительные сооружения, работали на заводах наравне с мужчинами.

Ценой огромных потерь гитлеровцам удалось 13 сентября ворваться в Сталинград, но советские войска продолжали защищать город. Бои шли на улицах и в цехах заводов, в жилых домах. Показ слайда 6.

Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству..

О героях Сталинградской битвы.

1 ученик:

Примерами героизма стали подвиги простых солдат, офицеров, мирных жителей.

Подвиг снайпера Пётра Гончарова. В боях под Сталинградом он уничтожил 445 фашистов. Показ слайда 7.

Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях после Сталинградской битвы. Погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года.

10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

2 ученик:

ЯКОВ ФЕДОТОВИЧ ПАВЛОВ

Не только сталинградцам известен подвиг защитников дома Павлова, но и всему миру. Обыкновенное четырехэтажное здание горстка советских воинов превратила в неприступную крепость. 58 дней группа воинов под командованием сержанта Якова Павлова отстаивала свою крепость от врагов. Их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов

 

Вместе со взрослыми Сталинград защищали дети и подростки.

Они были партизанами и разведчиками, прачками и санитарками, рулевыми и охранниками порядка. Об этих мальчишках и девчонках писал дитя войны Лев Киселев: Мы быстро подрастали, как грибы,

Но только под свинцовыми дождями.

Усталые отцовские ряды

Все чаще пополнялись сыновьями.

Война шла очень долго, без конца –

Три года с гаком, по народным меркам.

И за станком ушедшего отца

Стояли мы, подростки-недомерки.

Нам не хватало, может быть, трех дней,

Чтоб быть в строю ударных батальонов,

Чтоб заменить оплаканных парней,

Ушедший в бой с подножек эшелонов.

Ведущий: Девочки во время войны большую часть дня пропадали в

Госпиталях. Они читали  раненым  стихотворения, пели песни, танцевали.

Иногда помогали медсестрам. Но были и те, кому приходилось стирать бинты, госпитальное белье, солдатское обмундирование.

Ведущий: Наступил для Сталинграда самый трагический день –23 августа 1942 года. В 16 часов началась страшная бомбардировка. Об этом Сталинградский мальчишка, Юрий Дудкин писал:

Тот день сиял голубизной,

Зарею алою расцвечен.

И все же траурной каймой

Был горизонт уже отмечен.

Тот августовский ясный день

Мне в память врезался навеч

но.

Тянулась к солнце дыма тень,

Чертою черной бесконечной.

Горели камни мостовых.

Металл корежился в пожаре.

И в узких щелях земляных

Мы задыхалися в угаре.

Среди горящих головней,

Среди обугленных развалин

То звали матери детей,

То дети матерей искали.

Ведущий: Даже в этих трудных условиях, наряду со взрослыми работали

дети и подростки. Одной из них была Маина Меньшикова.

Ведущий: Она работала телефонисткой. Когда начиналась бомбежка, Маина

бежала на станцию среди моря огня, чтобы осуществить связь с Москвой.

Мы так и не узнали

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом паспорта.         (Ю. Воронов)

Ведущий:  В  годы  войны  детям было  12,  13,  14 лет,когда  награждали медалями, а паспорт выдавали с 16 лет.

Ведущий:  Уличные  бои  в  городе  начались  13  сентября  1942  года.  За

Ворошиловский  район  сражалась  92  бригада  морской  пехоты.  После

жестоких боев она была обескровлена. Переформированная бригада была

направлена на защиту завода  «Красный Октябрь», где защищала Банный овраг. Там моряки и нашли оборванного, раненого, голодного 12-летнего мальчишку Витю Перфильева.

Ведущий: Витя был сиротой, и моряки, усыновили его, сделали сыном полка.

Оправившись от ранения, Витя дежурил у телефонного аппарата,ходил к

роднику за водой, был разведчиком, корректировал огонь минометчиков,

вытаскивал раненых с поля боя. За хорошую службу ему было присвоено

звание гвардии ефрейтора. Витя прошел боевой путь от Волги до Праги, был награжден

медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией»

Ведущий: К таким же дерзким мальчишкам относится и Костя Беликов. Ему

было 15 лет. На оккупированной территории Дзержинского района города

Сталинграда Костя охотился за фашистами и отстреливал их. Был пойман

гитлеровцами  и после  допроса  в  комендатуре  был повешен. Посмертно орденом Красной Звезды.

Ведущий: Люся Радыно. Девочка, пережив ленинградскую блокаду, попала в Сталинградское пекло. Она была разведчицей 3-го отделения разведотдела

62армии. 6 раз переходила линию фронта и приносила ценные сведения о

противнике.  Особенно  трудно  было  переправляться  через  Дон.  Страх холодил душу, но долг –превыше всего. За участие в Сталинградской битве Люся Радыно  была награждена  медалями  «За  отвагу»,  «За  оборону Сталинграда».

Ведущий: Но чаще всего девчонки помогали медикам. Стирали, сушили и

скручивали бинты, перевязывали раны, поили и кормили раненых. Собирали по городу осиротевших детей, приносили на передовую воду для людей и пулеметов.

Среди таких девчонок была и Юля Кулешова.

Ведущий: Как ни героически сражались наши воины в первой половине

Сталинградской  битвы,  но  силы  были  неравными.  Противнику  удалось захватить 14 сельских районов Сталинградской области и 56% территории города.  Однако,  земля  горела  под  ногами  фашистов.  43  подпольных  и 4партизанских отрядов действовали на территории врага. Среди взрослых были и подростки. Их называли «орлятами».

Ведущий:  В  районе  Котельниково  был  созданпартизанский отряд,  куда

вошли  отец  и  сын  Романовы.  Отрядом  командовал  Пимен  Ломакин.

Партизаны нарушали связь противника, отбивали обозы с продовольствием

и боеприпасами, взрывали мосты и склады. Во всех операциях принимал участие 13 летний Миша Романов

Ведущий:  А  вот  в  Калачена-Дону жили  смелые  ребята:  Ваня  Цыганков, Миша Нестеренко,Егор Покровский, Павел Кошелев. Ребята не раз ходили в разведку по заданию командира части, выясняли, где расположены штаб противника, минометная батарея, склад с боеприпасами.

Ведущий:  А  когда  у  наших  бойцов  были  на  исходе  патроны,  они отправлялись  в  лес, собирали  у  мертвых Было  страшно,  свистели  пули, рвались снаряды, но патроны и диски для автоматов приносили.

Ведущий:  Они  поджигали  немецкие  машины,  перерезали  провод связи между Калачом

и Ильёвкой. Потом придумали, как задержать на несколько

часов  колонну  автомашин  со  снарядами,  направлявшуюся  к  передовой.

Набив на дощечки гвозди, они уложили их по дороге на протяжении 2 км.

Острие  гвоздей  замаскировали  песком.  Проколотые  шины  задержали колонну.

Ведущий:  Обнаружив  лагерь военнопленных,  они  решили  освободить красноармейцев.

Ночью незаметно добрались до лагеря, с большим трудом

перерезали колючую проволоку. В это время гитлеровцы открыли огонь. Но все же

некоторым военнопленным удалось бежать. Это была последняя операция  мальчишек.  Предатели  выследили  ребят. После  жестоких допросов они были расстреляны.

Ведущий:

Отрывок из «Реквиема» Роберта Рождественского

Через века,

через года

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!

Неплачьте, в горе сдержите стоны, горькие стоны

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!!!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца

стучатся, -

Помните! Какой ценой завоёвано счастье, -

пожалуйста, помните!

Ведущий: А сейчас, я прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб в этой страшной войне.

М.Агашина

ВТОРОЕ ФЕВРАЛЯ

В свой срок –

не поздно и не рано –

придет зима,

замрет земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придешь второго февраля.

И там,у той заиндевелой,

у той священной высоты,

ты на крыло метели белой

положишь красные цветы.

И словно в первый раз

заметишь,каким он был,

их ратный путь!

Февраль, февраль,

солдатский месяц –пурга в лицо,снега по грудь.

Сто зим пройдет.

И сто метелиц.

А мы пред ними всё в долгу.

Февраль, февраль.

Солдатский месяц.

Горят гвоздики на снегу


 

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА Цель: знакомство с важной исторической битвой

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА Цель: знакомство с важной исторической битвой

И приближался взрывов грохот дикий,

И приближался взрывов грохот дикий,

Учитель: Жители города покинули

Учитель: Жители города покинули

Тот августовский ясный день Мне в память врезался навеч но

Тот августовский ясный день Мне в память врезался навеч но

Романовы. Отрядом командовал

Романовы. Отрядом командовал

Сто зим пройдет. И сто метелиц

Сто зим пройдет. И сто метелиц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020