Программа патриотического воспитания детей и подростков в условиях Детского противотуберкулезного санатория
«Быть патриотом - это здорово!»
Пояснительная записка
По-настоящему сильным растет тот человек, который силен духом, который умеет любить и уважать свою Родину, своих близких, другого человека.
Распорядок дня в санатории предполагает нахождение детей в малых и больших группах временного коллектива. Основную часть времени ребята проводят в коллективе под руководством воспитателя. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к национальным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула стала правилом для организаторов детского отдыха.
Специфика воспитательной работы в санатории заключается в том, что в этот момент педагоги могут уделять гораздо больше внимания творческой, нравственной, спортивной и организаторской деятельности, расширяя тем самым кругозор ребёнка.
К числу важных условий воспитания детей во время нахождения в санатории относится природная и социальная среда – всё то, что окружает ребёнка во время отдыха. Поэтому не стоит забывать о духовно – нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников, о бережном отношении к окружающему миру, о чутком отношении к своим родным местам. Изучение истории родного города, края, исторических мест своей малой родины не в школьном кабинете, а не навязчиво, в игровой форме, играют немаловажную роль в развитии и воспитании ребят. Через материал, изучаемый с учащимися можно воспитывать нравственные, патриотические чувства к Отечеству, родному городу, школе, окружающим людям.
Эти функции выполняет детский санаторий. Перед началом каждого заезда проводится большая подготовительная работа.
Спецификой учреждения являются оздоровительные смены. Обязательным является вовлечение в санаторий детей-сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Основная идея программы предусматривает организацию отдыха и оздоровления детей в условиях детского противотуберкулезного санатория. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Деятельность программы способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в духовно- нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе.
Воспитателями в санатории работают квалифицированные педагоги . Решению поставленных задач помогают условия, созданные в учреждении: игровые комнаты(отрядные места), спортивный зал, спортивные площадки на территории санатория, библиотека, кабинет социального педагога.
Центром воспитательной работы санатория является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Проблемы организации отдыха ребят в санатории вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Содержание деятельности санатория должно быть направлено на разрешение этих противоречий.
Программа деятельности санатория ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя патриотическое воспитание школьника, но объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях оздоровительного учреждения.
Основная идея программы «Быть патриотом - это здорово!» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, патриотическое воспитание, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Формируя воспитательное пространство санатория, в основу организации смены закладывается рейтинговая система, согласно которой все дети, находящиеся в оздоровительном учреждении, становятся участниками рейтинговой системы, которая подразумевает свои законы и правила.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, но основной упор ложится на патриотическое воспитание детей, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания подростков. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в период заезда (14-32 дней).
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ;
-Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197 – ФЗ;
- Об учреждения порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688;
Цели и задачи программы:
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления и социализации детей, развития стержневых качеств личности гражданина и патриота через включение в активную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность военно-патриотической направленности.
Задачи:
1. Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков за время нахождения в санатории.
2. Создать условия для самореализации детей и подростков в различных видах активной деятельности посредством вовлечения в туристско-краеведческие и военно-патриотические игры, соревнования и проекты.
3. Способствовать формированию ответственного отношения к истории родной страны, к ее культурному наследию, к обычаям и традициям народов, населяющих Российскую Федерацию.
4. Способствовать воспитанию у детей и подростков командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества, приобретению навыков военного и походного дела через организацию КТД и военно-прикладных игр патриотического содержания.
5. Организовать сотрудничество детей и взрослых на основе самоуправления.
6. Создать условия для активного занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом.
Принципы программы.
Программа оздоровительного учреждения опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам санатория необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в детском санатории является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику санатория почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках детского оздоровительного учреждения предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
· активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
· необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
· оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
7. Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
8. Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
· грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
· грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
· грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
· грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим человеком право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
· грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
9. Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· при развитии детского самоуправления;
· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
10. Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Место и сроки проведения, условия отдыха и занятости детей и подростков
Детский противотуберкулезный санаторий является оздоровительным учреждением с временным пребыванием( от 14-32 дней) учащихся в возрасте от 7-17 лет. Санаторий работает круглый год. В учреждение принимаются дети по направлению от врачей-фтизиатров, а так же по рекомендациям врачей-педиатров, органов социальной защиты. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям, состоящим на внутришкольном профилактическом учете и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Обеспечивается шестиразовое горячее питание на базе санатория. Санаторий работает в течение 14-32 дней.
Программа «Быть патриотом - это здорово!» объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского санатория, а также предусматривает нестандартную организацию смен, максимальное включение ролевых игр.
Все учащиеся объединены в отряды. Распределение по отрядам идет на основании учета возраста детей, обучения в том или ином классе.
Основное направление деятельности
Содержание программы реализуется через следующие направления: спортивно-оздоровительное, содержательно-досуговое военно-патриотическое, причем спортивно-оздоровительная и содержательно-досуговая деятельность также имеют военно-патриотическую направленность.
Военно-патриотическое направление:
-организация проектной деятельности социально-значимой и патриотической направленности;
-экскурсионная деятельность,
-организация кружковой деятельности: «Основы пешеходного туризма», «Стрельба из пневматической винтовки», «Обучение навыкам стрельбы из блочного лука», «Спортивный», «Музыкальный», «Хореографический», «Парикмахерское дело», «Умелые ручки».
-Военно-спортивных игр: «Зарница», «Тропа туриста», «В поисках сокровищ», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Сокровища «Толпар»».
Спортивно-оздоровительное направление:
-организация оздоровления детей посредством занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни;
-профилактика здорового и безопасного образа жизни через проведение игровых программ «Сто затей для ста друзей», социально-значимых акций «День белой ромашки»(День борьбы с туберкулезом), «Примите наши поздравления!»(концертная программа в День пожилого человека), «Ценою жизни» ( концертная программа ,посвященная Дню Победы), «Белая полоса»(флешмоб, посвященный профилактике детского дорожно-транспортного травматизма), организацию туристического и спортивных кружков.
-вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность (спортивно-массовые мероприятия «Толпариада» (малые «олимпийские» игры), «Тропа туриста» (спортивное мероприятие с элементами пешеходного туризма), «Веселые старты», «Сабантуй» (спортивное мероприятие с фольклорными элементами ) и т.д.
Содержательно-досуговое:
-организация работы творческих мастерских «Парикмахерское дело», «Очумелые ручки» (моделирование и изготовление объемных цветов для оформления зала)
-организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы, инсценировки)
-организация работы пресс-центра .
Каждый день смены учитывается в рейтинговой системе ,имеет единую направленность, все дела дня объединены темой. Логика построения дня такова, что в основном носит познавательную направленность (творческие мастерские, спортивные мероприятия, кружки, экскурсии, акции, проекты), досугово-развлекательная (праздники, викторины, фестивали).
Участвуют все дети ,находящиеся в санатории (125 человек).Дети разделены с учетом возраста и класса на 4 отряда. Для примера приводятся данные одного отряда:
Отряд «Монолит» |
||||
7-8 класс |
||||
30 |
||||
Из малообеспеченных семей |
Из неполных семей |
В трудной жизненной ситуации |
Состоящие на внутришкольном учете |
Состоящие на учете в ПДН |
13 |
7 |
3 |
- |
- |
Этапы и сроки реализации программы.
I этап. Подготовительный – перед началом заезда
Этот этап характеризуется тем, что до начала заезда в санатории начинается подготовка к смене. Деятельностью этого этапа является:
-проведение медико-педагогических совещаний с участием всего педагогического состава санатория, заведующей отделением, старшим воспитателем, социальным педагогом учреждения по подготовке учреждения к заезду;
-разработка программы деятельности оздоровительного учреждения с временным пребыванием детей «Быть патриотом - это здорово!»;
-подготовка методического материала для работников санатория;
-составление необходимой документации для деятельности санатория (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
-проведение тематических пед.советов.
2 этап – организационный.
«С чего начинается
Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей»
В этот период происходит знакомство с санаторием, идет открытие смены, знакомство с нюансами рейтинговой системы, составление плана действий, проведение и реализация программ, направленных на сплочение коллектива, формируется орган самоуправления, благоустраиваются отрядные места и закрепленная территория.
Основные составляющие организационного периода: создание у ребят благоприятного эмоционального настроя (ситуация успеха); помощь каждому ребенку в адаптации к новым условиям; знакомство с правилами и законами жизни в с.натории
Задачи этапа:
-выявить интересы, склонности и способности детей;
-мотивировать на игровое взаимодействие;
3 этап – основной этап проходит под девизом:
« Детство – время
чудес и открытий,
Время солнца, улыбок, проказ.
Детский санаторий – одно из событий –
Приготовили взрослые для нас!»
-проведение мероприятий, ориентирующих личность ребёнка на общечеловеческие ценности, включая историю родного края и социум;
-создать условия для реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области истории;
- патриотические акции;
-обеспечить полноценный отдых детей.
-спортивные игры и праздники.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, поэтому данный этап способствует раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Ребята учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования, социометрия и диагностика.
4 этап – заключительный.
« В санатории целую смену
Мы были как одна семья.
Так быстро время пролетело,
Вы не поверите, друзья»
Задачи этапа:
-подведение итогов смены;
-выработка перспектив деятельности организации;
-анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности оздоровительного учреждения в будущем.
Условия реализации программы.
Основное условие реализации программы: проведение мероприятий по решению поставленных задач.
Для успешной реализации программы нужно:
Методы и формы работы.
Предполагаемые результаты:
· формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Критерии оценки эффективности реализованных мероприятий.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками санатория проводится постоянный мониторинг в виде анкетирования детей и их родителей.
На протяжении заезда ребята участвуют в рейтинговой системе( «Волшебный кубок», «Золотой компас», «Шаг вперед!»).Рейтинговая система создает здоровую, адекватную конкуренцию между отрядами старшего звена и между отрядами младшей возрастной группы, нацеленную на достижение поставленных целей честными, объективными способами; подстегивает ребят быть сплоченными, помогать младшим детям и сотрудникам санатория оказывать посильную помощь, развивает в детях эмпатию и человеколюбие; учит детей целеполаганию, планированию , разумному распределению сил и энергии при достижении целей. Если отряд одерживает победу в рейтинговой системе за определенный период, дети получают возможность реализовать заработанные баллы ,выбрав поощрительное мероприятие(«Пикник» , «Отрядная свечка», дискотека «1+1» могут пригласить на дискотеку товарища из любого отряда, «Концерт от воспитателя» и т.д
Материально-технический ресурс:
|
Применение |
Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
Отрядные места |
Игровые комнаты, помещения для занятий самоподготовки к учебным занятиям |
Материальная база санатория: закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов |
Администрация санатория, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал |
Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды) |
Материальная база санатория |
Физ. руководитель |
Спортивная площадка,спорт.зал |
Линейка, проведение общесанаторских мероприятий на воздухе и в спорт.зале, спортивные состязания |
Материальная база санатория |
Воспитатели,Физ. руководитель |
Прилегающая территория |
Занятия на природе, сбор природного материала для поделок |
Материальная база санатория |
Воспитатели, администрация санатория |
Библиотека санатория |
Литература для педагогов и детей санатория
|
Материальная база санатория |
Воспитатели |
Столовая санатория |
Завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин
|
Фонд социального страхования, местный бюджет |
Заведующая пищеблоком |
Комнаты гигиены |
Туалет, жилая комната |
Материальная база санатория |
Заведующий санаторием, воспитатели, медицинский персонал,технический персонал |
Список используемой литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.