Статья "Работа школьной библиотеки с краеведческой литературой с использованием веб-технологий"
Оценка 4.6

Статья "Работа школьной библиотеки с краеведческой литературой с использованием веб-технологий"

Оценка 4.6
pdf
29.05.2020
Статья "Работа школьной библиотеки с краеведческой литературой с использованием веб-технологий"
17 шк Статья библиотека.pdf

                                  

 

 

 

 

 

Хомченко Татьяна Александровна                               Легарева Татьяна Викторовна    заведующий библиотекой                            учитель информатики

МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской  МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской  Федерации А.Б.Буханова» Федерации А.Б.Буханова»

            г. Смоленска                                                              г. Смоленска

 

 

Работа школьной библиотеки с краеведческой литературой с использованием веб-технологий

Краеведение является одним из важных элементов духовно-нравственного развития учащихся. Оно способствует воспитанию патриотизма, любви к своей Родине, уважения к истории, культуре, традициям. Как писал Д.Лихачев

«Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». 

Поэтому одной из приоритетных направлений в школьной библиотеке работа с краеведческой литературой. В читальном зале выделен фонд книг по краеведению. Ежемесячно обновляются книжные выставки. В этом году были представлены читателям книжные 

выставки: «Смоленщина в огне», «Солдат пера, Борис Васильев» к 95-летию писателя, «Велик, «Мой город-частичка России», «Певец земли Смоленской» к 120–летию М.В.Исаковского.  Проводились массовые мероприятия ко Дню города: «Прогулки по Смоленску» по книге А.Лапиковой, «Как жили древние славяне» (совместно с областной библиотекой для детей и молодежи им. И.С.СоколоваМикитова).

 К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в библиотеке проходит акция «Читаем книги о войне», представлена книжная выставка «Ради жизни на земле» о ветеранах войны и тружениках тыла, ранее работавших в нашей школе, планируется беседа –презентация по книге краеведа Т.Бартаковского «Сквер памяти героев» (совместно с Центральной библиотекой имени А.В.Мишина), час памяти «Операция «Дети» по одноименной книге Л.К. Новиковой и др. мероприятия. Многие мероприятия проводятся совместно с городскими библиотеками.

 Кроме традиционных форм библиотечной работы с книгой, в практику вошли и новые веб-технологии. Второй год мы работаем над созданием видеофильмов на краеведческую тематику. Это совместная работа библиотекаря и учителя информатики. Мы обратились к этому интересному проекту, благодаря ежегодному участию наших учеников в городском конкурсе «Впиши свою строку», посвященном знаменитым людям Смоленщины. Ранее на конкурсах были представлены театрализованные работы о Г.Потемкине, А.Прохоренко, М. Микешине, Е. Клетновой в номинации в номинации «Театральная постановка». В 2019 году учредители конкурса, Центр народного творчества г. Смоленска, объявил новую номинацию «Видеофильм». По инициативе девятиклассников было решено снимать фильм о первом русском летчике Михаиле Ефимове. Об этом легендарном человеке мало знают на родине. Он сын крестьянина из смоленской глубинки первый получил в 1910году диплом летчика. Им была интересна жизнь выдающегося земляка, хотя не было ни опыта съемки фильма, ни профессиональных технических средств, но зато был огромный энтузиазм и желание победить на конкурсе.

Видеосъемка достаточно технически сложная форма работы, требующая специальных знаний, умений, времени, но она привлекательна для детей своей новизной.  Ученикам ХХI века уже недостаточно бумажных книг, доски и мела.  Многим детям нравится снимать видеосюжеты, следить за блогерами в социальных сетях, смотреть видео на Ютубе. Приступая к работе мы планировали, что дети приобретут новые навыки и умения, раскроют свой творческий потенциал  Съемкам предшествовал большой подготовительный этап работы: подбор литературы, написание сценария. Литературы в школьной библиотеке было недостаточно, поэтому мы обращались к фондам городских библиотек. Много пересмотрели кинохроники. Сценарий создавался по пунктам с раскадровкой. Объем текста по объему составлял 4 листа. Текст должен был  быть коротким, но в то же время информационным. Краткий текст легче заучивается детьми. Из биографии М.Ефимова были выбраны самые важные моменты: жизнь на Смоленщине, учеба во Франции, встреча с профессором Н.Е.Жуковским, участие в Первой мировой войне. В фильме принимали участие четверо ведущих, между ними был поделен текст сценария на отрывки.

Говорить на камеру не так просто. Сначала дети терялись, сбивались. 

Требовалась не одна репетиция, зато потом читали с листа и записывали свой отрывок без запинок.

При составлении сценария до малейших деталей продумывались места съемки. Съемка была у самолета на улице Багратиона, у школы, в кабинете технологии, в школьной библиотеке у книжной выставки о М.Ефимове. С первого дубля не снимают даже профессионалы, нам приходилось переснимать один и тот же эпизод по нескольку раз, доснимать куски. В роли операторы была девушка девятиклассница. Она снимала на смартфон.  Засняли мы два коротких эпизода с элементами театрализации. Больше театрализованных эпизодов не могли использовать из-за отсутствия костюмов той эпохи и декораций. Фильм предполагает историческую достоверность. 

 Процесс подготовки к съемке и сама съемка заняла 14 дней и столько же по времени ушло на монтаж фильма. Необходимо было найти фотографии, картинки из Интернета, слайды, подобрать музыку.  Из 7 –ми отдельно снятых эпизодов скомпоновать фильм, поработать со звуком, записать голос за кадром, найти заставку на начало фильма, вставить титры. Продолжительность фильма была 8 минут. Участники проекта убедились насколько кропотлива работа над монтажом.

Без помощи учителя им было не обойтись.

После завершения работы над видеопроектом наступил для всех волнующий момент демонстрации результатов. Просмотр фильма был сначала перед одноклассниками, учителями, затем на Дне науки и на конкурсе «Впиши свою строку». По условиям конкурса показ должен сопровождаться презентацией, а дети еще и распечатали афишу к фильму. На конкурсе проект получил диплом второй степени.

Это ребят воодушевило и они решили принять участие в конкурсе «Земля-наш дом» того же Центра творчества. Конкурс посвящался экологической тематике. Было решено поднять проблему сбора макулатуры и ее переработки. Второй фильм было снимать уже легче, был опыт, в съемках участвовали те же ребята и к ним, заинтересовавшись проектом, подключились их одноклассники. Фильм получился актуальный, живой. В нем использовался такой метод как интервью с обучающимися школы разных возрастов. Планировалась также поездка на пункт сбора макулатуры и на предприятие переработки из макулатуры туалетной бумаги, но, к сожалению, детей не допустили на эти предприятия города. По сценарию были отсняты несколько эпизодов заранее, в которых было рассказано о необходимости сбора вторичной бумаги, о процессе переработки вторсырья. Съемки проходили на уроке географии, во время перемен, в парке Реадовка. Во время приезда машины и вывоза макулатуры, которую собрали ученики школы, были отсняты остальные эпизоды, недостающие по сценарию фильма. В целом нам удалось создавать эффект съемки в один день, что придало динамичность фильму.

Фильм был удостоен диплома первой степени на конкурсе «Земля –наш дом». В декабре 2019 года его выдвинули на Всероссийский конкурс стратегии социально-экономического развития «РОССИЯ-2035». Участница этого конкурса выступала на нем и получила сертификат. 

 В 2019 году учебном году мы работали над фильмом о великом путешественнике Н.М.Пржевальском. Участники фильма изучили материал, побывали в музее гимназии имени Н.М.Пржевальского, в Смоленском государственном университете. В университете состоялась встреча с профессором, доктором наук, председателем смоленского отделения Русского географического общества А.П.Катровским, который провел с детьми полуторачасовую беседу, ответил на вопросы ребят.

Эпизоды шестнадцатиминутного фильма снимали с мест, которые были связаны с жизнью и с именем великого путешественника: аллеи земляков на ул.Октябрьской революции, памятника Н.М.Пржевальскому, гимназии его имени и др. Это была очень кропотливая, трудоемкая работа и по организации съемок, и по технической стороне. Необходимо было договориться об экскурсии в гимназию, о встрече с профессором А. Катровским. Собирались с детьми поехать в Пржевальское, но не удалось из-за финансовой проблемы.

Фильм понравился детям. Он может быть использован в обучающих целях на уроках географии, на библиотечных мероприятиях о великом путешественнике. 

 Участники всех трех отснятых фильмов   получили навык режиссерской, операторской деятельности, основ видеомонтажа. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение для учащихся.

Во время съемок мы столкнулись со многими трудностями. Одна из нихзагруженность старшеклассников. Снимали во внеурочное время. Трудно было собрать всех участников. Хромало и качество съемки … Сказывалось отсутствие профессиональной аппаратуры, а также то, что большинство программ для работы с видеоматериалами являются платными. Съемка на улице осложнялась городским шумом или ветром.  

 Главным достижением в этих проектах мы считаем их воспитательную роль.  Дети убедились, как много талантливых людей жило на Смоленщине, их судьбы можно назвать подвигом. Работа над фильмами расширила знания старшеклассников в области краеведческой литературы, они получили интересный опыт съемки видеофильмов, развили свой творческий потенциал. Мы планируем продолжать работу в этом направлении.

 

Хомченко Татьяна Александровна

Хомченко Татьяна Александровна

И.С.СоколоваМикитова). К 75-летию

И.С.СоколоваМикитова). К 75-летию

Многим детям нравится снимать видеосюжеты, следить за блогерами в социальных сетях, смотреть видео на

Многим детям нравится снимать видеосюжеты, следить за блогерами в социальных сетях, смотреть видео на

Продолжительность фильма была 8 минут

Продолжительность фильма была 8 минут

В 2019 году учебном году мы работали над фильмом о великом путешественнике

В 2019 году учебном году мы работали над фильмом о великом путешественнике

Мы планируем продолжать работу в этом направлении

Мы планируем продолжать работу в этом направлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020