С каждым годом неуклонно увеличивается число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и детей-инвалидов. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В настоящее время одной из основных проблем перед социумом, государством, и перед системой образования является создание «безбарьерной» образовательной среды, формирование условий, обеспечивающих доступность и качество получаемого образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Особой заботой становятся не только проблемы обучения, воспитания и развития детей, но и создание благоприятных условий для реализации прав и гарантий равных возможностей в получении адекватного образования и обеспечении достойной жизни в обществе. Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации детей с ОВЗ. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Инклюзивное образование на территории нашей страны регулируется Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка.
Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, родителей и членов их семей, учителей, структур дополнительного образования и других специалистов образовательного пространства. Поэтому, деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами в области коррекционной и общей педагогики, так и между обучающимися без проблем здоровья и обучающимися с ОВЗ. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы. Поэтому, проблемы образования обучающихся с ОВЗ в нашей стране весьма актуальны. На сегодняшний день мы имеем три подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
1. Дифференцированное (создание коррекционных учреждений).В настоящее время в РФ система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ.
2. Интегрированное (создание коррекционных классов, групп ОУ).
3. Инклюзивное (образование детей с ОВЗ в обычном ОУ). Инклюзивное образование в современном обществе продолжает оставаться обсуждаемым и дискуссионным. Какое же образование называют инклюзивным? Инклюзивное образование – это образование, при котором все обучающиеся, независимо от социального положения, от физических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования с учётом разнообразия 6 особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой обучающиеся с ОВЗ:
а) посещают общеобразовательные школы по месту жительства, то есть становятся полноправными членами коллектива;
б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
в) имеют особые образовательные, индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
г) обеспечиваются необходимой специальной поддержкой;
д) приобретают перспективу участия в жизни общества.
В чем же заключается отличие подхода инклюзивного образования от других подходов обучения? Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, которые сформировались и продолжают развиваться в специальном образовании.
Одной из трудностей при организации инклюзивного образования является то, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна и имеет разные проблемы здоровья. У таких детей могут быть нарушения слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержка психоречевого развития (ЗПР); нарушения опорно-двигательного аппарата; расстройства аутического спектра; множественные нарушения развития.
Основное требование инклюзивной школы: все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это является возможным. Зачисление обучающихся с ОВЗ в специальные школы, классы является исключением и рекомендуется только в тех случаях, когда обучение в обычных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка, либо если это необходимо для благополучия его самого или других детей. Сокращение количества коррекционных школ по мере реализации инклюзивных программ в общеобразовательных школах разрушит значительный опыт реабилитации лиц, имеющих отклонения в развитии, накопленный в данной сфере. Коррекционные школы имеют свои плюсы и минусы. Подлинная инклюзия должна не противопоставлять, а сближать две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии. Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему. Интеграция возвращает этих обучающихся в систему общего образования, так как до этого этапа дети с ОВЗ и дети- инвалиды обучались только в системе специального (коррекционного) образования. Находясь в системе общего образования, обучающиеся с ОВЗ должны были в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, значит, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы. Главное отличие процесса инклюзии от интеграции состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения. 7 Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать модель психолого-педагогического сопровождения и индивидуальные образовательные маршруты для таких обучающихся, где на каждой образовательной ступени была оказана необходимая помощь специалистами учреждений. Следовательно, инклюзивное образование: • работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей; • является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех; • является динамичным процессом, который постоянно в развитии; • признает, что все дети могут учиться. Для того, чтобы инклюзивное обучение и воспитание школьников с ограниченными возможностями и детей-инвалидов было успешным, школе необходимо решить ряд проблем: Необходимость создания разных вариантов адаптированных образовательных программ и учебных планов, разработанных на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей детей с ОВЗ и детейинвалидов. Перестройка всей системы подготовки специалистов для инклюзивного образования. В целях обеспечения освоения учебных программ детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами кадровый штат школы должен быть укомплектован всеми необходимыми специалистами (желательно, имеющими опыт работы с детьми с ОВЗ): учителямидефектологами, педагогами- психологами, учителями -логопедами, тьюторами, социальными педагогами, сурдопереводчиками, медицинскими работниками, специалистами по адаптивной физкультуре, воспитателями, ассистентами. Для особых учеников нужны и специализированные пособия, и техническое оснащение кабинета, огромное количество наглядных материалов, должны быть специальные кабинеты (рекреационные), где ребёнок мог бы отдохнуть в случае необходимости. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материальнотехнических условий (специально оборудованные учебные места, пандусы, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на протяжении всего периода их обучения в ОУ общего типа. Преподаватели общеобразовательных школ в большинстве своем не обладают специальными навыками ведения учебного процесса при инклюзивном обучении, навыками разработки соответствующих учебно-методических материалов. Поэтому, педагогическому коллективу необходима переквалификация. Администрации школы необходимо обеспечить соответствие образовательной среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка. В связи с этим, одной из основных проблем перед государством, социумом, и перед системой образования является формирование таких условий, которые смогут обеспечить доступность и качество получаемого образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что: Инклюзивное образование предполагает индивидуализацию обучения и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Социально-адаптационное сопровождение предусматривает также формирование толерантных установок у школьников начального, среднего и старшего звена. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный. 8 В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования и принятие необходимости внедрения инновационных социальных технологий в образовательный процесс. Современное гражданское общество невозможно без уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения для него необходимых гарантий безопасности и равноправия. З
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».
Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.
Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
∙ специального (коррекционного) образования;
∙ инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);
∙ в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
∙ в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
∙ в условиях домашнего (семейного) образования.
В текущем учебном году наша школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой «Школа России». Дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 кл. Под редакцией В. В. Воронковой.
Каждая образовательная область адаптированной программы состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их психофизических особенностей.
Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционно–развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а
особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания,
в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно
только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их
собственной познавательной активности.
Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно
переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные
закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем
значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть
роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей
обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие
способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его
выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и
приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и
познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их
познавательной деятельности.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать
следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.
Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную
практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя
возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками
образовательного процесса. Использование программы создания презентаций
представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный
материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое
сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала
включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет
сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные
условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе
коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые
навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные
презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную
активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на
экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в
полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает
коррекционный процесс интересным и выразительным
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На
занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия
настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее
удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов
занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими
детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать
понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия,
прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той
или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким
образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную
активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает
обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность
учащихся с ОВЗ.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Сопровождение обучающихся в нашем образовательном учреждении осуществляется по трём основным взаимосвязанным направлениям:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.
В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся с ОВЗ школы определены конкретные формы и содержание работы: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.
Службой сопровождения совместно с педагогами на каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения медико-психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Непосредственное осуществление междисциплинарного взаимодействия всех специалистов и разработка конкретных рекомендаций по технологии сопровождения инклюзивного образовательного процесса происходит через деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии района.
Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива нашей школы - признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Заключение
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:
Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.
Многих детей нашей школы родители должны были перевести в специальную коррекционную школу-интернат. Благодаря реализации инклюзивной формы образования в нашей школе, для части «неординарных», «особенных», как мы называем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), появляется возможность не разлучаться с семьей. У родителей, таким образом, появится возможность воспитывать своего ребенка самому, вместе с другими членами своей семьи, на основе своих жизненных принципов.
А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.
Термин «инклюзия» произошел от английского слова «inclusion», что переводится как «включение», «вхождение», «вовлечение».
В контексте образования инклюзия – это процесс включения детей с любыми повышенными потребностями в привычный образовательный процесс, а так же сокращение количества отказов в поступлении их в обычные школы.
Определение инклюзивного образования – это вид обучения и воспитания, при которых дети с любыми отклонениями могут учиться в любой обычной школе. Им не приходится гнаться за успеваемостью здоровых сверстников. Для них создаются адекватные их способностям условия – планировка класса, методики и план обучения, шкала оценок и т.д.
Целью инклюзии является создание безбарьерного пространства, в котором дети с разными возможностями общаются, обмениваются опытом, навыками, вместе участвуют в развлекательных и культурных мероприятиях.
Такой подход важен для обеих категорий учеников с двух точек зрения:
1. ментальные и физические инвалиды чувствуют себя полноценной частью социума, а не его периферией, благодаря инклюзивному образованию в школе. Такие дети имеют лучшие результаты в обучении, чем те, кто изолирован от социума в 4-х стенах дома или контактирует только с себе подобными.
Совместное обучение важно для их психического самочувствия, развития и дальнейшей интеграции в общество. Сложно осознавать (если это возможно), что ты не такой, как все. Разделение на «больной» и «здоровый» только увеличивает чувство отчужденности, непринятия себя, стыда;
2. обычные дети учатся понимать тех, кто в чем-то ограничен, сочувствовать и помогать им. Не бояться, не отталкивать, не относиться враждебно к тем, кто хоть чем-то отличается.
Такая проблема, к сожалению, существует в нашем обществе: людям с ОВЗ нередко приходится терпеть недопустимое отношение к себе. Их могут запросто оскорбить на улице, тыкать в них пальцами, смеяться над внешними дефектами (и все это делают даже взрослые!). Возможно, что инклюзивное образование —это наш шанс вырастить более доброе, эмпатичное поколение.
Инклюзию стоит отличать от интеграции. Во втором случае ребенок вынужден подстраиваться под общую программу, что редко выходит. Специально для него никто ничего не меняет. С инклюзивным подходом школа адаптируется под ученика.
Первые учреждения инклюзивного типа появились в нашей стране в качестве эксперимента примерно в 80-90 годах 20 века. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов и утвердила ее на законодательном уровне спустя 4 года (2012). С тех пор дети с ограниченными возможностями имеют полноправный доступ к обучению вместе со здоровыми ребятами.
Таким образом, инклюзивное образование – это вид образования, регулируемый Конституцией РФ и имеющий свои специфические принципы:
1. Способности и достижения не определяют ценность человека.
2. Думать и чувствовать способен каждый человек.
3. Все люди имеют право на общение и успех.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Истинное образование возможно только в реальной среде.
6. Каждый человек нуждается в дружбе и поддержке сверстников.
7. Важно то, что человек может делать, а не то, чего он делать не может.
8. Разнообразие делает жизнь человека сильнее и ярче.
Эти принципы – манифест о ценности человеческой жизни. О том, что все люди имеют равные права несмотря на проблемы с физическим или психическим здоровьем. О том, что недостатки одних могут служить ресурсом для других.
На словах и на бумаге все звучит красиво и благородно. Однако нужно озвучить и то, что инклюзивное образование – это еще и ряд проблем, с которыми сталкиваются все участники процесса. Всю их совокупность можно разделить на 2 большие группы:
1. ресурсные барьеры – отсутствие пандусов, подъемников, лифтов, компьютеров, мебели и другого специального оборудования, в котором нуждаются ученики с повышенными потребностями, а также специалистов по работе с ними. В нашей стране и для обычных школьников не всегда имеются полноценные условия, что говорить об инвалидах. Печально;
2. социальные барьеры – делятся на 3 подгруппы:
1. неприятие детей с ОВЗ со стороны сверстников, нетерпимость, нетолерантность. Чем младше ребенок, тем меньше его уровень эмпатии. Дети часто бывают жестокими в отношении других именно по этой причине;
2. недостаточная подготовка к работе с особенными учениками, стереотипность мышления учителей – повышенные, часто неадекватные требования к детям с ОВЗ, нежелание считаться с их проблемами, психологическое отторжение и др.;
3. неприятие детей-инвалидов родительским сообществом – к сожалению, есть среди взрослых те, кто не хочет, чтобы их драгоценные чада учились вместе инвалидами. Каким образом этот факт скажется на умственных способностях их детишек – непонятно. Но факт остается фактом: многие папы и мамы выражают брезгливое отношение к инклюзивному обучению.
Отдельной проблемой в осуществлении инклюзивного образования можно выделить несовершенство государственной системы. Если быть точнее – исполнение законов, прописанных в Конституции, в отношении людей с ОВЗ.
В теории родители детей с ограниченными возможностями имеют полное право прийти в любую школу по месту проживания, принести медико-педагогическое заключение, на основе которого их будут обязаны принять на обучение. На деле – в большинстве школ нет специалистов, подобной практики тоже нет, «ищите другое заведение».
Есть только надежда, что идея (законная) об инклюзивном образовании будет продвигаться неравнодушными к этой проблеме людьми.
Игровые технологии на уроках я стремлюсь как можно чаще использовать, чтобы вовлечь девочку в процесс обучения, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие формы работы. На уроках чтения, для лучшего запоминания звуков и соответствующих им букв, мы выкладываем их из счетных палочек, лепим из пластилина, рисуем красками. Обводим пальчиками буквы, вырезанные из бархатной бумаги, из наждачной бумаги. (слайд 6)
Информационно-коммуникационные технологии использую для запоминания и восприятия нового учебного материала - это современная наглядность (красочно оформленный раздаточный материал), учебные лабораторные оборудования по ФГОС – все является хорошим средством для организации восприятия нового материала. Просмотр обучающих мультфильмов, анимационных презентаций – также помогают выучить, запомнить, изучить и освоить новую информацию.
Здоровьесберегающие технологии активно внедряю в структуру урока. Провожу различные виды физкультминуток, стараюсь их разнообразить и адаптировать к её физическому состоянию.
При выполнении какого – либо задания, Саше доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении.
И тогда я использую свою систему мотивации. Перед Сашей лежит картинка, разрезанная на квадратики (их количество зависит от количества заданий запланированных на данном занятии), по мере выполнения заданий, квадратики переворачиваю, и постепенно появлялось изображение наклейки, которую я потом вклеиваю в дневник за хорошую работу.
Однако есть и затруднения в обучении:
· достаточно низкий уровень работоспособности
· неустойчивый характер деятельности, требующий постоянный контроль со стороны педагога
· реакция на любые внешние раздражители
· слабое логическое мышление
· крайне слабая механическая память
· активный словарь ребенка, состоящий из некоторых звукоподражаний, вокализаций
· недостаточно развита артикуляционная моторика
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.