Статья «Развитие коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка как средсво формирования личностных результатов школьников»
Оценка 4.6

Статья «Развитие коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка как средсво формирования личностных результатов школьников»

Оценка 4.6
docx
25.12.2022
Статья «Развитие коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка как средсво формирования личностных результатов школьников»
Статья.docx

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ

 

             Данная статья посвящена развитию межкультурной коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка. Описаны формы и методы работы, способствующие моделированию жизненных ситуаций, что помогает развивать межкультурную коммуникацию и воспитывать готовность к социальной адаптации.  

              Ключевые слова: компетенция, формирование, развитие, урок, средство, личность, результат, школьник.

 

Изучение иностранного языка в школе позволяет решить задачи формирования коммуникативной компетенции для межличностного и межкультурного общения с носителями языка. Задачей учителя является создание условий для взаимопонимания между представителями разных культур и народов, так как общение развивает личность учащегося, способность к самоидентификации.

            «Развитие коммуникативных умений достигается благодаря системе обучения, куда включены: письмо, формирование грамотной разговорной речи, возможность слушать и понимать говорящего» [2]. Благодаря комплексному подходу и практике достигается основная цель обучения – получение качественных знаний и навыков в рамках урока немецкого языка. Включение ученика в обучающий процесс – важное условие для приобретения им практического опыта. Важно, чтобы учащийся не только получал теоретический базис, но и мог участвовать в обсуждении темы урока, чувствовал себя уютно и уверенно.

              Задача педагога состоит в том, чтобы создать комфортные условия для качественного взаимодействия с учениками. Так, обучающийся и преподаватель вместе «творят» урок, выбирая круг тем для рассуждений и изучения поставленных вопросов. Учитель выступает в качестве помощника и руководителя, указывая на ошибки и помогая освоить сложные темы. Основной стимул для изучения языка детьми – радость, положительный настрой, получение новых знаний и возможность общения с носителями другого языка.

             «Подготовка к занятию и изучение новой темы состоит из формирования четкой цели, прогнозирования уровня учащихся и их способности к пониманию новой темы. Осуществляется выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальной самостоятельности учащихся во время изучения темы. Целью урока становится создание познавательной активности, ситуаций, способствующих развитию и изучению» [1].

Обстановка, в которой происходит обучающий процесс, играет немаловажную роль. Создание позитивного настроения у обучающихся необходимо для решения возникающих в ходе занятия проблем. Важно, с какой интонацией произносятся слова, какие эмоции вызывают. Обучающийся должен ощущать себя максимально комфортно, чтобы выразить мысль, сообщить о проблеме в изучении или сформулировать коммуникативную идею. Исправление ошибок становится одной из основ успешного овладения коммуникативным общением. Таким образом, проявляется заинтересованность учеников и их желание получения качественных знаний. Учитель решает поставленные задачи в ходе обучения, вовремя корректируя ошибки и формируя у школьников правильное представление о сложностях и путях их преодоления.

Коммуникативная задача раскрывается в возникновении желания овладеть знаниями, научиться выражать мысли, стимулировать речевое мышление. Подобный подход используется практически во всех формах деятельности по изучению иностранного языка. В иноязычной лексике, в аудировании и грамматике применяются различные виды общения: индивидуальное и групповое. В ходе обучения ставятся задачи: личностные и предметные. К первой группе относится: формирование мотивации учеников, осознание самореализации посредством иностранного языка. Ко второй – социализация среди представителей другой культуры, расширение лингвистического кругозора, освоение правил речевого поведения.

В качестве социально-культурной компетенции на уроках рассматриваются особенности образа жизни и традиций немецкоговорящих народов. Дети знакомятся с отрывками из художественной литературы и текстами, которые представлены в учебных пособиях. Дополнительно используется метод сопоставления Родины со страной изучаемого языка. Полное погружение в атмосферу написанного в тексте влияет на понимание темы, раскрытие характера персонажей литературных произведений. Под действием социально-культурной компетенции создается мотивация к изучению, расширение общих и узконаправленных знаний в отношении других народов и культурных особенностей их страны.

Во время проведения урока мною используется не только обучение теоретическому базису в рамках лексики и грамматики, но и создание условий для общения. Урок выполняет сразу три функции: информационную, регулятивную и эффектно-коммуникативную. В ходе изучения материала они переплетаются, позволяя максимально продуктивно донести информацию и помочь детям в изучении иностранного языка. Практикуется постоянное говорение, применение знакомых образов и использование коммуникативно ценного материала.

Разговорная речь формируется посредством обсуждения стандартных тем, знакомых детям. Например, тема «Семья» разделена на несколько ситуаций: «Знакомство», «День рождения» (праздничная обстановка, где члены семьи накрывают на стол, поют песни, танцуют и дарят друг другу подарки). Дополнительно используются примеры из современных учебников, в которых  предложены темы коммуникативного характера: образцы писем, открыток, меню и прочего. Текст отражает специфический характер немецкого быта, что погружает учащихся в определенную культурную среду.

При работе с текстом создается коммуникационный аспект, способствующий дальнейшему развитию общения. Используются методы детальной прорисовки ситуации, моделирование различных моментов, которые могут возникнуть в повседневной обстановке. К примеру, рассматривается текст «Nikolaustag» по теме «Праздники», в ходе изучения которого школьники исполняют песни, учатся выражать свое мнение. Таким образом, участники обсуждения демонстрируют различные коммуникационные стороны своей личности. Во время изучения и перед началом разбора текста постепенно вводится новая лексика, а также повторяются недавно изученные слова или словосочетания, отражающие элементы национальной культуры. Для создания комфортных условий описанные зарисовки из текста демонстрируются индивидуально или в группах. Учащиеся становятся участниками смоделированной ситуации, в которой они могут выбрать роль с соответствующей эмоциональной окраской. Такой метод не только влияет на получение навыка общения, но и позволяет увидеть культурные ценности другого народа. По окончании работы с текстом описанные ситуации сравниваются со знакомыми нормами поведения в стране родного языка, что способствует выработке правильного восприятия, даёт возможности ученикам понять сложившиеся обстоятельства. Таким образом, дети вступают в диалог двух культур, делают сообщения о традициях своей семьи, значимых для них мероприятиях и праздниках.

Разговорная речь формируется не только по время проговаривания фраз и текстов группой, но и в ролевой игре между учащимися. Так, группа детей вслед за учителем повторяет вопрос или просьбу, адресованную конкретному ученику, который в свою очередь должен дать ответ. Продуктивным является парное обучение, во время которого происходит непосредственное общение между детьми, находящимися в близком контакте друг с другом. Перед обучающими ставится задача: смоделировать ситуацию и показать её с соседом или товарищем. Взаимодействие такого характера мотивирует учеников к изучению темы, стандартное заучивание приобретает статус игрового процесса.

Развитие коммуникативной компетенции учеников при изучении грамматического материала я считаю необходимым, так как важнейшей задачей образования является формирование у учащихся многих компетенций: коммуникативности и духовности, инициативности и самостоятельности, толерантности и сотрудничества, успешной адаптации на рынке труда. Значение термина «компетенция» будет более понятным в сравнении с концептом грамматической компетенции. Грамматическая компетенция — это умение грамотно строить словосочетания и предложения, правильно использовать временные формы, это знание о частях речи и строении предложений разного типа. Грамматика выступает в качестве средства выражения конкретных мыслей, коммуникативных побуждений. Это выражается в правильном построении предложений и формулировке мыслей в письменной и устной речи. На примере темы «Imperativ» (повелительное наклонение) рассматривается метод развития коммуникативных навыков: выражение просьбы, совета, пожелания и прочего. На занятиях я применяю различные речевые упражнения, где используется повелительное наклонение. Вместе с учащимися рассматриваются возможные ситуации и действия, когда использование «Imperativ» актуально. Применение коммуникативной грамматики предполагает различное использование языковых средств в зависимости от ситуации общения.

Изучение аудирования построено не только на прослушивании речи, но и на её понимании. Незнакомые слова, которые могут вызвать затруднение у обучающихся, рассматриваются дополнительно. Ученикам предлагаются записи текстов, в которых диктор пытается убедить слушателя сделать что-либо, высказывает свое мнение и т. д. Ученики должны прослушать текст и определить, что именно хотел сообщить говорящий. При устном контроле также происходит развитие коммуникативных навыков, что позволяет качественно общаться с носителями иностранного языка. Также на уроках мною создаются естественные ситуации, в которых сами учащиеся выступают в качестве источника информации. Участники группы должны определить, что именно хочет сообщить говорящий, ответить на его вопрос или просьбу.

Практика показывает, что создание партнерских отношений между учеником и преподавателем – основа для изучения детьми иностранного языка. Коммуникативный подход выступает в качестве позитивного подкрепления, возможности проверить знания и исправить возникшие ошибки. Создание доверительной обстановки между участниками учебного процесса способствует быстрому изучению материала, формированию мотивации у детей. Структура урока базируется на первостепенном создании стимула для получения новых знаний. Далее тематика актуализируется и создаются пробные условия для учебного действия. Решение проблем и затруднительных ситуаций становится одним из главных аспектов моей деятельности. Реализация задуманного проекта и построение выхода из затруднения влияют на закрепление полученной информации в рамках урока.

Формирование учебного процесса, преследующего цель довести речевой навык до уровня умения требует постоянной практики и нескольких циклов уроков. Подтемы, в ходе рассмотрения которых повторяется предыдущий материал, а также предлагается для изучения новое, полностью раскрывают основную цель работы на уроке. В ходе изучения используется сразу несколько информационных источников. Каждый отдельно составленный план работы более эффективен, чем обучение в рамках одного занятия. Также в систему знаний на уроке я включаю самостоятельную проверку полученных результатов, что даёт возможность определить существующие проблемы и найти пути их преодоления. Этапы первичного закрепления и проговаривания используются учителем для проверки понимания темы детьми, а также для возможности дальнейшего использования полученных навыков. Задача преподавателя на данном этапе – помочь школьникам справиться со сложностями, применить индивидуальный подход. Групповое обсуждение не всегда позволяет эффективно помочь конкретному ученику. Поэтому после индивидуальной работы тема еще  раз разбирается с упоминанием возникших проблем и эффективных методов их решения.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в ходе изучения немецкого языка создает языковой инструментарий, необходимый для реализации собственных идей в любых сферах деятельности. Комплексный подход к решению коммуникативных задач формирует способность к дальнейшему обучению, определению собственного уровня знаний под руководством преподавателя.

 

             Список литературы:

             1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе [Текст] / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1998. – 255 с.

             2. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В ходе изучения материала они переплетаются, позволяя максимально продуктивно донести информацию и помочь детям в изучении иностранного языка

В ходе изучения материала они переплетаются, позволяя максимально продуктивно донести информацию и помочь детям в изучении иностранного языка

Практика показывает, что создание партнерских отношений между учеником и преподавателем – основа для изучения детьми иностранного языка

Практика показывает, что создание партнерских отношений между учеником и преподавателем – основа для изучения детьми иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022