РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья посвящена развитию межкультурной коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка. Описаны формы и методы работы, способствующие моделированию жизненных ситуаций, что помогает развивать межкультурную коммуникацию и воспитывать готовность к социальной адаптации.
Ключевые слова: компетенция, формирование, развитие, урок, средство, личность, результат, школьник.
Изучение иностранного языка в школе позволяет решить задачи формирования коммуникативной компетенции для межличностного и межкультурного общения с носителями языка. Задачей учителя является создание условий для взаимопонимания между представителями разных культур и народов, так как общение развивает личность учащегося, способность к самоидентификации.
«Развитие коммуникативных умений достигается благодаря системе обучения, куда включены: письмо, формирование грамотной разговорной речи, возможность слушать и понимать говорящего» [2]. Благодаря комплексному подходу и практике достигается основная цель обучения – получение качественных знаний и навыков в рамках урока немецкого языка. Включение ученика в обучающий процесс – важное условие для приобретения им практического опыта. Важно, чтобы учащийся не только получал теоретический базис, но и мог участвовать в обсуждении темы урока, чувствовал себя уютно и уверенно.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать комфортные условия для качественного взаимодействия с учениками. Так, обучающийся и преподаватель вместе «творят» урок, выбирая круг тем для рассуждений и изучения поставленных вопросов. Учитель выступает в качестве помощника и руководителя, указывая на ошибки и помогая освоить сложные темы. Основной стимул для изучения языка детьми – радость, положительный настрой, получение новых знаний и возможность общения с носителями другого языка.
«Подготовка к занятию и изучение новой темы состоит из формирования четкой цели, прогнозирования уровня учащихся и их способности к пониманию новой темы. Осуществляется выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальной самостоятельности учащихся во время изучения темы. Целью урока становится создание познавательной активности, ситуаций, способствующих развитию и изучению» [1].
Обстановка, в которой происходит обучающий процесс, играет немаловажную роль. Создание позитивного настроения у обучающихся необходимо для решения возникающих в ходе занятия проблем. Важно, с какой интонацией произносятся слова, какие эмоции вызывают. Обучающийся должен ощущать себя максимально комфортно, чтобы выразить мысль, сообщить о проблеме в изучении или сформулировать коммуникативную идею. Исправление ошибок становится одной из основ успешного овладения коммуникативным общением. Таким образом, проявляется заинтересованность учеников и их желание получения качественных знаний. Учитель решает поставленные задачи в ходе обучения, вовремя корректируя ошибки и формируя у школьников правильное представление о сложностях и путях их преодоления.
Коммуникативная задача раскрывается в возникновении желания овладеть знаниями, научиться выражать мысли, стимулировать речевое мышление. Подобный подход используется практически во всех формах деятельности по изучению иностранного языка. В иноязычной лексике, в аудировании и грамматике применяются различные виды общения: индивидуальное и групповое. В ходе обучения ставятся задачи: личностные и предметные. К первой группе относится: формирование мотивации учеников, осознание самореализации посредством иностранного языка. Ко второй – социализация среди представителей другой культуры, расширение лингвистического кругозора, освоение правил речевого поведения.
В качестве социально-культурной компетенции на уроках рассматриваются особенности образа жизни и традиций немецкоговорящих народов. Дети знакомятся с отрывками из художественной литературы и текстами, которые представлены в учебных пособиях. Дополнительно используется метод сопоставления Родины со страной изучаемого языка. Полное погружение в атмосферу написанного в тексте влияет на понимание темы, раскрытие характера персонажей литературных произведений. Под действием социально-культурной компетенции создается мотивация к изучению, расширение общих и узконаправленных знаний в отношении других народов и культурных особенностей их страны.
Во время проведения урока мною используется не только обучение теоретическому базису в рамках лексики и грамматики, но и создание условий для общения. Урок выполняет сразу три функции: информационную, регулятивную и эффектно-коммуникативную. В ходе изучения материала они переплетаются, позволяя максимально продуктивно донести информацию и помочь детям в изучении иностранного языка. Практикуется постоянное говорение, применение знакомых образов и использование коммуникативно ценного материала.
Разговорная речь формируется посредством обсуждения стандартных тем, знакомых детям. Например, тема «Семья» разделена на несколько ситуаций: «Знакомство», «День рождения» (праздничная обстановка, где члены семьи накрывают на стол, поют песни, танцуют и дарят друг другу подарки). Дополнительно используются примеры из современных учебников, в которых предложены темы коммуникативного характера: образцы писем, открыток, меню и прочего. Текст отражает специфический характер немецкого быта, что погружает учащихся в определенную культурную среду.
При работе с текстом создается коммуникационный аспект, способствующий дальнейшему развитию общения. Используются методы детальной прорисовки ситуации, моделирование различных моментов, которые могут возникнуть в повседневной обстановке. К примеру, рассматривается текст «Nikolaustag» по теме «Праздники», в ходе изучения которого школьники исполняют песни, учатся выражать свое мнение. Таким образом, участники обсуждения демонстрируют различные коммуникационные стороны своей личности. Во время изучения и перед началом разбора текста постепенно вводится новая лексика, а также повторяются недавно изученные слова или словосочетания, отражающие элементы национальной культуры. Для создания комфортных условий описанные зарисовки из текста демонстрируются индивидуально или в группах. Учащиеся становятся участниками смоделированной ситуации, в которой они могут выбрать роль с соответствующей эмоциональной окраской. Такой метод не только влияет на получение навыка общения, но и позволяет увидеть культурные ценности другого народа. По окончании работы с текстом описанные ситуации сравниваются со знакомыми нормами поведения в стране родного языка, что способствует выработке правильного восприятия, даёт возможности ученикам понять сложившиеся обстоятельства. Таким образом, дети вступают в диалог двух культур, делают сообщения о традициях своей семьи, значимых для них мероприятиях и праздниках.
Разговорная речь формируется не только по время проговаривания фраз и текстов группой, но и в ролевой игре между учащимися. Так, группа детей вслед за учителем повторяет вопрос или просьбу, адресованную конкретному ученику, который в свою очередь должен дать ответ. Продуктивным является парное обучение, во время которого происходит непосредственное общение между детьми, находящимися в близком контакте друг с другом. Перед обучающими ставится задача: смоделировать ситуацию и показать её с соседом или товарищем. Взаимодействие такого характера мотивирует учеников к изучению темы, стандартное заучивание приобретает статус игрового процесса.
Развитие коммуникативной компетенции учеников при изучении грамматического материала я считаю необходимым, так как важнейшей задачей образования является формирование у учащихся многих компетенций: коммуникативности и духовности, инициативности и самостоятельности, толерантности и сотрудничества, успешной адаптации на рынке труда. Значение термина «компетенция» будет более понятным в сравнении с концептом грамматической компетенции. Грамматическая компетенция — это умение грамотно строить словосочетания и предложения, правильно использовать временные формы, это знание о частях речи и строении предложений разного типа. Грамматика выступает в качестве средства выражения конкретных мыслей, коммуникативных побуждений. Это выражается в правильном построении предложений и формулировке мыслей в письменной и устной речи. На примере темы «Imperativ» (повелительное наклонение) рассматривается метод развития коммуникативных навыков: выражение просьбы, совета, пожелания и прочего. На занятиях я применяю различные речевые упражнения, где используется повелительное наклонение. Вместе с учащимися рассматриваются возможные ситуации и действия, когда использование «Imperativ» актуально. Применение коммуникативной грамматики предполагает различное использование языковых средств в зависимости от ситуации общения.
Изучение аудирования построено не только на прослушивании речи, но и на её понимании. Незнакомые слова, которые могут вызвать затруднение у обучающихся, рассматриваются дополнительно. Ученикам предлагаются записи текстов, в которых диктор пытается убедить слушателя сделать что-либо, высказывает свое мнение и т. д. Ученики должны прослушать текст и определить, что именно хотел сообщить говорящий. При устном контроле также происходит развитие коммуникативных навыков, что позволяет качественно общаться с носителями иностранного языка. Также на уроках мною создаются естественные ситуации, в которых сами учащиеся выступают в качестве источника информации. Участники группы должны определить, что именно хочет сообщить говорящий, ответить на его вопрос или просьбу.
Практика показывает, что создание партнерских отношений между учеником и преподавателем – основа для изучения детьми иностранного языка. Коммуникативный подход выступает в качестве позитивного подкрепления, возможности проверить знания и исправить возникшие ошибки. Создание доверительной обстановки между участниками учебного процесса способствует быстрому изучению материала, формированию мотивации у детей. Структура урока базируется на первостепенном создании стимула для получения новых знаний. Далее тематика актуализируется и создаются пробные условия для учебного действия. Решение проблем и затруднительных ситуаций становится одним из главных аспектов моей деятельности. Реализация задуманного проекта и построение выхода из затруднения влияют на закрепление полученной информации в рамках урока.
Формирование учебного процесса, преследующего цель довести речевой навык до уровня умения требует постоянной практики и нескольких циклов уроков. Подтемы, в ходе рассмотрения которых повторяется предыдущий материал, а также предлагается для изучения новое, полностью раскрывают основную цель работы на уроке. В ходе изучения используется сразу несколько информационных источников. Каждый отдельно составленный план работы более эффективен, чем обучение в рамках одного занятия. Также в систему знаний на уроке я включаю самостоятельную проверку полученных результатов, что даёт возможность определить существующие проблемы и найти пути их преодоления. Этапы первичного закрепления и проговаривания используются учителем для проверки понимания темы детьми, а также для возможности дальнейшего использования полученных навыков. Задача преподавателя на данном этапе – помочь школьникам справиться со сложностями, применить индивидуальный подход. Групповое обсуждение не всегда позволяет эффективно помочь конкретному ученику. Поэтому после индивидуальной работы тема еще раз разбирается с упоминанием возникших проблем и эффективных методов их решения.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в ходе изучения немецкого языка создает языковой инструментарий, необходимый для реализации собственных идей в любых сферах деятельности. Комплексный подход к решению коммуникативных задач формирует способность к дальнейшему обучению, определению собственного уровня знаний под руководством преподавателя.
Список литературы:
1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе [Текст] / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1998. – 255 с.
2. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.