Конспект занятия по развитию мышления, внимания, восприятия с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
Создать условия для развития слуховой и зрительной памяти через систему игровых упражнений.
Развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость.
Развивать мышление, речь, целостность восприятия
Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.
Ход занятия
1.Организационный момент
Психолог: Здравствуйте, ребята. А теперь поздоровайтесь друг с другом, повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему, повторяйте за мной
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
А можно, я вас всех обниму? (психолог обнимает всех детей)
Здравствуйте, я рада вас всех сегодня видеть! Присаживайтесь на стулья.
Игра «Назови одним словом»
1) Назвать одним словом предметы:
· тюльпан, ромашка, роза – это…(цветы)
· весна, лето, осень – это …(времена года).
· чашка, ложка, тарелка, вилка -это…(посуда)
· яблоко, груша, лимон, банан - это ….(фрукты)
· голубь, павлин, утка, цапля-это….(птицы)
· собака, корова, свинья, баран-это… (домашние животные)
· ромашка, кукуруза, крапива, ландыш это… (цветы)
· зима, весна, лето, осень – это …(времена года)
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Овощи - это.
Транспорт - это.
Дикие животные –это..
Посуда - это…
Вещи - это….
Игра «Сравнение понятий»
Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.
Морковь сладкая, а редька...
Молоко жидкое, а сметана...
Трава низкая, а дерево...
Зима холодная, а лето...
Сажа черная, а мел...
Сахар сладкий, а перец...
Пальчиковая гимнастика
Ребята, шарики есть, а колечек нет, где нам их взять? (ответы детей). Да, открываете, одевайте колечко на большой палец и повторяйте за мной.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.
Задание. Нарисуй 4 бусинки разного цвета и размера так, чтобы вторая бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.
Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.
Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы первый гриб был желтого цвета, на шляпке шестого лежал листочек, а средний – самый маленький.
Упражнение «Кулак-ребо-ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
Упражнение «Дождик»
Психолог: Прислушайтесь, что это шумит по крышам? (дождь). Поиграем в дождь.
Правила игры: я показываю
зеленый флажок - дождь шумит-вы трете ладошки друг о друга
синий - дождь идет - вы хлопаете в ладоши
красный - дождь льет - вы хлопаете ладонями по коленям
желтый - дождь капает - вы щелкаете пальцами
А теперь поиграем без флажков: я показываю движения, а вы говорите, что делает дож
Упражнение «Разноцветный коврик». 5 мин
У каждого ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.
Педагог диктует задание:
· Нарисуйте в центре листа большой оранжевый круг и закрасьте его.
· В правом верхнем углу – красный квадрат.
· В левом нижнем углу – оранжевый квадрат.
· В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрасьте его
· В верхнем левом углу – красный овал.
· Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник.
Прощание «До свидания, милый друг!»
Спасибо вам ребята! Каждый из вас сегодня совершил добрый поступок, помог лесным жителям справиться с их трудностями. И если с вами произойдут такие же трудности, то их вы не будете уже бояться. Потому что сегодня научились с ними справляться. Вы со мной согласны? А теперь, пора прощаться, дети стоят в кругу, держаться за руки, прощаются друг с другом и с психологом.
До свидания, милый друг! (руки в центр круга) Очень рада встрече! (отводят руки в сторону)
Может, встретимся еще? (пожимают плечами)
Давай же как-то вечером! (обнимаются)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.