СТАТЬЯ
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Подготовила
ПЛАН:
1. Введение
2. Понятие функциональной грамотности. Уровень функциональной грамотности у Казахстанских школьников
3. Теоретические аспекты развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
4. Практические приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
5. Заключение
1. Введение
Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В данный момент перед нашей страной стоит амбициозная цель - вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Стратегически важной задачей в рамках достижения этой цели является построение общества, в котором главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»[1].
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Правительство Республики Казахстан утвердило «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» [2].
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [3] в качестве одной из целей называет формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
2. Понятие функциональной грамотности. Уровень функциональной грамотности у Казахстанских школьников
Существует множество определений функциональной грамотности. В широком смысле под функциональной грамотностью подразумевается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [4].
Термин функциональная грамотность был предложен на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965), а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы [5].
В современном информационном обществе понятие грамотности становится ключевым для всех слоев общества. Сверх того, понятие грамотности значительно расширяется (информационная, техническая, музыкальная грамотность и т.п.) и приобретает статус атрибута культуры.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
Функциональная безграмотность – это невладение чтением и письмом в той мере, которая позволяет пользоваться ими для получения информации, общения и самовыражения. Основные признаки функциональной безграмотности – невразумительность речи устной и речи письменной, неспособность осмысленно прочитать простой текст, выполнить простейшие арифметические действия, например, проверить кассовый чек магазина. Функционально неграмотный – это человек, получивший школьное образование, но, тем не менее, испытывающий трудности в получении и критическом осмыслении информации, что делает его потенциальной жертвой различных манипуляций [6].
Одной из первых задач в рамках реализации национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы стал анализ текущей ситуации по развитию функциональной грамотности школьников
Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for lnternational Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.
В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA.
Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых:
1) адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%) – 59 место среди 65 стран;
2) эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации, развивать и интегрировать разные задания, составляет 4,2% от числа участников исследования математической грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 16% участников) – 53 место среди 65 стран;
3) эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6% от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5%) – 58 место среди 65 стран [7].
Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
3. Теоретические аспекты развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.), а также в целях передачи такой информации в реальном общении.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
На уроках русского языка и литературы формируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
· осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты
· разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
· уметь извлекать информацию из разных источников;
· учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
· уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
· уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь
· применять их при подготовке собственных текстов;
· реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Уроки русского языка и литературы школьного курса обучения содействуют формированию функциональной грамотности у учащихся путем:
· формирования знаний о правилах, нормах и техниках чтения, письма, общения, создания письменного или устного текста/высказывания;
· развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику, справочнику или словарю;
· создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста для целей передачи информации в новых ситуациях;
· развития универсальных способов деятельности – аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное, главное и второстепенное;
· создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем;
· умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Одной из ключевых областей функциональной грамотности является грамотность в чтении.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «фунциональное чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта [8].
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц) [9].
Что такое грамотность чтения?
В исследованиях PISA и PIRLS под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
На сколько уровней можно подразделить грамотность чтения?
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
· поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
· поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
· поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
· поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
· понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [10].
Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?
Ученик, у которого сформированы навыки фунционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» [11].
4. Практические приемы развития навыков функционального чтения на уроках русского языка
На основе всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Прежде чем перейти непосредственно к практическим приемам, необходимо определить основные принципы организации учебного процесса:
· процесс образования приводит к наилучшим результатам, если взаимоотношения учителя и детей носят личностный характер;
· учебная программа должна быть взвешенной и учитываются индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;
· учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
· учитель активно поддерживает исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Необходимые условия обучения на уроках русского языка:
· обучение носит деятельностный характер;
· учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
· предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
· правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
· используются продуктивные формы групповой работы
Кроме того, хотелось бы добавить, что очень важным аспектом является привлечение родителей к активному участию в образовании и воспитании детей.
Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни. Исследование PISA-2009 также демонстрирует, что на уровень функциональной грамотности положительно влияет участие родителей в процессе обучения и развития детей.
Практические приемы.
1. Жизненно важные проблемы
Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. С этой целью для создания учебных ситуаций, связанных, например, со сквозными темами «Окружающая среда и устойчивое развитие» и «Культурная самобытность и идентитет» можно использовать примеры из реальной жизни, а в качестве материалов для учебных заданий – объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты.
Примеры жизненно важных проблем
· Поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости и т.д. («Непрерывное обучение и планирование карьеры»).
· Заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации (понятие о защите личных данных) («Непрерывное обучение и планирование карьеры», «Здоровье и безопасность»).
· Расписание движения транспорта («Окружающая среда и устойчивое развитие»).
· Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений («Культурная самобытность и идентитет»).
· Использование сайтов со сводками погоды («Окружающая среда и устойчивое развитие»).
· Работа с географической картой («Окружающая среда и устойчивое развитие»).
· Использование кулинарных рецептов (« Культурная самобытность и идентитет»).
· Поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д. .(« Культурная самобытность и идентитет» «Ценности и мораль»).
· Выбор товаров в Интернете («Окружающая среда и устойчивое развитие», «Технологии и инновации»).
2. Уровни грамотности чтения. Пирамида Блума.
Таксономия Блума - это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания - понимания. Три высших уровне (анализ - синтез - оценивания) обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня [12].
Навыки мышления |
Содержание |
Деятельность учителя |
Учебная деятельность учащихся |
Знания |
Перевод и распознавание информации |
Рассказывает, показывает, руководит, указывает |
Слушают, запоминают, усваивают, учат наизусть, узнают, вспоминают, называют; цитируют, распознают (что-то уже знакомое ранее), регистрируют, относят к определенной категории |
Понимание |
Понимание предоставленной информации; пересказ собственными словами |
Сверяет с правильным (правилом), сопоставляет, демонстрирует |
Обсуждают, распознают, рассказывают, объясняют, делают сообщения, демонстрируют примеры |
Использование |
Использование концепций, идей в новых ситуациях |
Наблюдает, обращает внимание, способствует, помогает, критикует |
Используют, употребляют, рассчитывают, демонстрируют, инсценируют, рассматривают, проверяют, иллюстрируют, приводят примеры, толкуют, определяют соотношение, составляют перечень, описывают в общих чертах |
Анализ |
Разбиение информационных данных в связанные между собой части |
Сопроводит, наставляет, помогает делать попытки, помогает с источниками информации |
Анализируют, упорядочивают, систематизируют, сравнивают, устанавливают связи (между словами, частями целого), противопоставляют, различают, дифференцируют, выделяют части, выводят (выводы, последствия, и т.д.), упорядочивают, задают вопросы, определяют соотношение, отделяют, упорядочивают |
Синтез |
Объединение информационных данных для создания нового целого |
Расширяет, оценивает, отражает, влияет |
Приводят в систему, компонуют, соединяют, создают, проектируют, разрабатывают, придумывают, конструируют, создают (принципы, правила), объединяют в одно целое, укрупняют, придают завершенный вид, трансформируют, модифицируют, подправляют, систематизируют, приводят в рабочее состояние, перестраивают, перераспределяют, перерабатывают, сооружают, используют вместо чего-то, формулируют гипотезы |
Оценивание |
Определение ценности на основе критериев |
Проясняет, вносит ясность, допускает, признает, согласовывает, приводит к согласию |
Оценивают, расценивают, аргументируют, приводят доказательства, определяют (величину, ценность, польза, вред), отдают предпочтение; делают выбор, приводят в соответствие (требованиям, стандартам, критериям), делают выводы, убеждают, принимают решения, отстаивают, оправдывают (мероприятия, поступки, и т.д.), судят, приписывают (класс, ранг), становятся арбитрами, предусматривают, прогнозируют, распределяют места, предоставляют рекомендацию, подкрепить доказательствами, свидетельствуют в пользу (чего-то/кого-то) |
Пример (урок литературы)
РОМАНТИЗМ
Знания воспроизведение или узнавания информации |
Понимание понимание и интерпретация |
Использование преобразование из одних условий в другие |
Дайте определение романтизма. |
Объясните, какие исторические события и личности повлияли на формирование романтизма? |
Рассмотрите картину Е.Делакруа «Свобода на баррикадах». Докажите, что картина принадлежит к направлению романтизма. |
Анализ Идентифицировать части и установить соотношение |
Синтез Составить части вместе, чтобы сформировать единое целое |
Оценивание Выявить ценности или использовать уже известные критерии |
Какие черты романтизма проявились в сказке Е.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес»? |
Как вы думаете, был ли шанс у Цахеса стать Человеком? Чтобы вы ему посоветовали? |
Откуда, по-вашему, берутся Цахеси? В чем опасность для общества? |
СОНЕТ
Знания воспроизведение или узнавания информации |
Понимание понимание и интерпретация |
Использование преобразование из одних условий в другие |
Дайте определение сонета. Назовите формы сонета |
Как возник сонет? Объясните значение слова. |
Прочитать сонет Петрарки и Шекспира. Доказать, что эти произведения можно отнести к жанру сонета |
Анализ Идентифицировать части и установить соотношение |
Синтез Составить части вместе, чтобы сформировать единое целое |
Оценивание Выявить ценности или использовать уже известные критерии |
Назовите особенности сонетов В.Шекспира. Проанализируйте один из них. |
Составьте презентацию «Венок шекспировских сонетов», используя полотна художников эпохи Возрождения |
Сделайте вывод, почему поэты и в наше время обращаются к жанра сонета? |
3. Грамотность чтения: уровни понимания текста
Уровень понимания текста |
Уровень сложности |
Перечень проверяемых умений |
Виды вопросов |
Виды тестовых заданий |
1.Общее понимание |
Узнавание понимание применение
|
1) определять тему и основную мысль текста 2) обнаруживать в заголовке текста тему или основную мысль 3) находить различие в двух или более 4) находить различие в двух или более текстах/сравнивать содержание текстов 5) отличать основную информацию от второстепенной
|
Какова тема текста? Что отражает заголовок: Тему или основную мысль текста? Что объединяет данные тексты? О каких проблемах … Какое событие .. Какие перемены…? Что заставило героя…? Кого автор называет…/считает…? |
· с выбором ответа, · на установление соответствия, · на исключение лишнего, · на группировку информации, · на определение последовательности, · на аналогию, вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом. |
2.Выявление информации |
Узнавание понимание применение |
6) быстро просматривать текст 7) определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию 8) находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе 9) соотносить информацию, заключённую в тексте, с информацией, полученной из других источников/ с личным опытом
|
Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ. Согласен ли ты с тем, что…. Аргументируй свой ответ. |
|
3.Интерпретация текста |
Применение анализ синтез |
10) соотносить заключённую информацию в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом 11) делать выводы по содержанию текста 12) находить аргументы, подтверждающие мнения/высказывания 13) объяснять заглавие текст |
Соотнеси.... Как бы ты поступил в данной ситуации? Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание... Как ты понимаешь заглавие текста? Как еще можно было бы озаглавить текст? |
· вопросы с открытыми развёрнутыми ответами, · задания на аналогию, задания, требующие аргументированных ответов, · задания на выделение существенных признаков, · сравнение объектов |
4.Рефлексия относительно содержания текста |
Анализ синтез оценка
|
14) различать объективную и субъективную информацию
15) связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности
16) аргументировать свою точку зрения
|
Выскажите своё отношение к позиции автора/героя Как автор относится к своему герою? Обоснуйте своё мнение. Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему? |
· свободные задания с открытыми ответами, · вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения, · тексты с ошибками, · задания на реконструкцию событий. |
5.Рефлексия относительно формы подачи текста |
Анализ синтез оценка
|
17) обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом
|
Обладает ли автор/герой чувством юмора. Приведите примеры из текста. |
|
5. Интерактивное задание
Цель работы: дать общую характеристику способов работы с текстом.
1. Рассмотрите схему и обсудите ее.
2. Дополните схему своими примерами.
3. С какими трудностями сталкиваются ваши ученики, работая с различными текстами?
6. Работа с не сплошным текстом
Задание. Рассмотрите билет с двух сторон. Составьте вопросы и задания.
Варианты заданий, составленных участниками курса
Вариант I. Составители Л. Письменная, М. Янкевич
Пребывая в Москве, на курсах по функциональному чтению, мы получили в подарок билет.
1. Когда мы были на курсах в Москве?
2. Куда можно пойти с этим билетом?
a) в ювелирный магазин ―Алмазы России
б) в Комитет РФ по драгоценным металлам
в) в музей-выставку ―Алмазный фонд
И хотя мы знаем, что «дареному коню в зубы не смотрят», цена нас заинтересовала.
3. Какова стоимость билета?
Выяснив дату посещения, мы отправились на экскурсию.
4. Когда состоялась экскурсия?
Немного побродив по городу, мы оказались в нужном месте центра Москвы.
5. Куда мы пришли?
В нужный день и время мы подошли к Кремлю и в растерянности остановились.
6. Через какие ворота Кремля можно попасть на выставку?
7. В каком помещении Кремля находится выставка?
8. Хорошо, что с нами не было маленьких детей. Почему?
Вариант II. Составители В. Вересенко, С. Минакова
1. Какой музей-выставку ты можешь посетить по этому билету?
2. Где находится музей-выставка?
3. Где находится вход в музей? Что ты ожидаешь увидеть в экспозиции музея?
а) ювелирные украшения
б) образцы современного оружия
в) драгоценные камни
4. После покупки билета у тебя осталось 25 рублей. Сможешь ли ты купить ещё один билет для своего друга?
5. Твой младший брат пяти лет хочет пойти с тобой в музей. Можешь ли ты взять его с собой?
6. Придётся ли тебе платить дополнительно за услуги экскурсовода? Почему?
7. Ты хочешь написать заметку в школьную газету о посещении музея и берёшь с собой фотоаппарат. Какие снимки ты сможешь сделать? Почему?
8. У тебя большая сумка и зонт. Где ты сможешь оставить свои вещи?
9. Начало экскурсии в 15 часов. Мама хочет тебя встретить. Во сколько ей надо
подойти к музею?
«Можно или нельзя?». Запиши слова в 2 колонки.
Слова для справок: входить в верхней одежде; любоваться экспонатами; входить через Боровицкие ворота; фотографировать; приводить на выставку детей дошкольного возраста; оставить вещи в камере хранения; входить через Троицкие ворота.
МОЖНО |
НЕЛЬЗЯ |
|
|
|
|
|
|
4. Выполни грамматические задания:
4.1. Определи части речи
драгоценные – ______________
Кремль – ______________
допускаются – ______________
1998 – _____________________
4.2. Выпиши из текста одно имя существительное собственное.
4.3. Подбери синонимы:
длительность – ______________________________
располагается – _____________________________
4.4. Подбери антонимы:
запрещены – ______________________
конец – ___________________________
вход – ____________________________
7. Примеры заданий для развития навыков функционального чтения.
Задание 1.
Прочитайте приведенные ниже примеры. Как вы думаете, что их объединяет?
1) Вертит очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. И.А. Крылов «Мартышка и очки»
|
2) Вы пытаетесь загрузить программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно... |
3) Утром вы бегло прочитали название лекарства на упаковке и приняли предписанную вам дозу. Вскоре вы почувствовали себя плохо. Позже выяснилось, что вы приняли препарат, который был выписан вашему дедушке.
|
Задание 2.
1. Какие умения нужны современному школьнику, чтобы справляться с решением жизненно важных проблем? Обсудите варианты ответов в группах.
2. Заполните правый столбик таблицы «Индикаторы функциональной грамотности». Какие выводы вы сделали? Представьте решение группы.
1. Общая грамотность |
написать..., считать..., отвечать на вопросы...
|
2. Компьютерная грамотность |
искать..., пользоваться..., создавать...
|
3. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях |
оказать..., обратиться..., заботиться...
|
4. Информационная грамотность |
находить и отбирать..., пользоваться.., анализировать...
|
5. Коммуникативная грамотность |
работать..., расположить..., не поддаваться...
|
6. Грамотность владения ин. яз. |
перевести..., рассказать..., общаться...
|
7. Бытовая грамотность |
выбирать...,планировать..., использовать...
|
8. Правовая и общественно-политическая грамотность
|
отстаивать...,объяснять..., анализировать...
|
8. Пример работы со сплошным текстом
Текст
Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».
Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки. В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.
Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с по ловиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули. Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете (По Б. Акунину)
Вопросы и задания
1. О чем этот текст? Выбери правильный вариант ответа.
· Это текст об увлекательном путешествии.
· Это текст о качестве обуви.
· Это текст о ―счастливых сапогах.
2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия).
___________________________________________________
3. Поставь значок v в нужную графу (верно/неверно/ нет информации в тексте).
|
верно |
неверно |
нет информации в тексте |
Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад. |
|
|
|
Британские археологи занимались раскопками Трои |
|
|
|
Я не сжег сапоги, а сменил серебряные подковки и заказал каблук. |
|
|
|
Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть. |
|
|
|
Асаф хотел украсть у меня ружье, Ятагана и часы. |
|
|
|
4. Заполни кластер. Укажи, где/при каких обстоятельствах сапоги помогли/помогают герою.
5. Продолжи предложения.
· Кожа на сапогах стала мягче, чем…
· Проводник хотел убить меня, бросив в сапог…
· Пароход «Адрианополь» в Термаикосском заливе…
· Я чувствую себя под огнем…
6. Вставьте на месте пропусков подходящее по смыслу слово.
Слова для справок: паркет, лье, ахалтекинец, эфа, капитуляция
________________________ – прекращение вооружѐнной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств.
_________________________ – верховая порода лошадей
_________________________ – старинная французская единица измерения расстояния
_________________________ – опасная для человека ядовитая змея
_________________________– напольное покрытие
7. Заполни пропуски в предложениях.
1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда…
2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что…
3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что…
4. За десять лет сапоги…
8. Укажи стрелками части сапога.
9. Объясни значение прилагательных в словосочетаниях.
· доброе слово / добрый человек
· раскалѐнный песок / раскалѐнная
· сковорода
· тянуть ко дну / тянуть время
· серебряные подковки / серебряный голос
· содрать 10 лир / содрать обои
10. Составь два предложения, в которых слово ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях.
11. Расскажи в 5-7 предложениях о том, какая вещь и почему стала для тебя талисманом
9. Развитие коммуникативной компетенции
Создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах формируют коммуникативную компетенцию.
Приведем примеры такой работы в среднем звене. Класс делится на группы. Каждой из них дается задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаем учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подо- шел либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками.
При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления.
Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты для школьной столовой (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»). При изучении темы «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий» составляют меню для турпохода, для столовой, для ресторана, для ужина в семье, для приема гостей и т.д., образуя от предложенных существительных нужные причастия и прилагательные и включая их в названия блюд.
Продуктивная групповая коммуникация – частый вид работы в старших классах. При подготовке к написанию сочинения возникают определенные трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого сочинения. Класс делится на группы, каждой из них дают по одному сочинению, которое они должны оценить по нескольким критериям: наличие проблемы, наличие комментария, точки зрения автора исходно- го текста, достоверность и достаточность аргументов при доказательстве своей точки зрения по проблеме. Это – трудная работа, требующая умения критически подходить к чужому тексту. Но если учащиеся видят недостатки и достоинства чужого сочинения, они потом стремятся избежать ошибок в собственном сочинении; лучше понимают, о чем им самим писать. После анализа чужого сочинения в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга и вырабатывая общую точку зрения) учащиеся готовят публичное выступление, в котором представляют результаты своей работы. На дом они получают задание создать письменную коммуникацию (свое сочинение) по определенному тексту.
С целью формирования компетенции личного самосовершенствования учителя применяют такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый – лишний). Используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.
10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке русского языка и литературы: комплексная работа с текстом; лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; лексические разминки; сочинения-рассуждения; мини-изложения и мини- сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнение двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.
Интеллектуальную и речевую деятельность учащихся также активизируют нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урок-игра.
Все это и является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций XXI века, способного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». 27 января 2010 года.// Электронный ресурс: [Официальный сайт Президента Республики Казахстан] –http://akorda.kz/
2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.// Электронный ресурс: goo.kz/loader/load/14125
3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.// Электронный ресурс: http://ru.government.kz/
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).// М.: Издательство ИКАР, 2009.
5. ВЕРШЛОВСКИЙ С. Г., МАТЮШКИНА М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социологические исследования, № 5, Май 2007
6. Мещерякова И.А. Психологический словарь// Электронный ресурс: http://www.anypsy.ru/glossary/funktsionalnaya-negramotnost
7. Утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. //Электронный ресурс: http://www.inform.kz/rus/article/2478586
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология// М.: Педагогика, 1991. С
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов
10. Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading
11. Леонтьев А.А. Психология обучения чтению “Начальная школа: плюс–минус”, № 10, 1999 г
12. Таксономия Блума. // Электронный ресурс: http://strenadko.ucoz.ru/publ/ikt/piramida_bluma_taksonomija_bluma_romashka_voprosov/2-1-0-19
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.