Алиева С.А., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методик начального образования.
Директор института педагогики, психологии и дефектологии
Чеченский государственный педагогический университет,
г. Грозный,
e-mail: sacita.alieva@mail.ru
Веригова П.Р, студентка 2 курса магистратуры ИД и ЗО
Чеченский государственный педагогический университет,
г. Грозный
e-mail: Verigova.fatima27@mail.ru
Формирование логических умений у младших школьников через проблемное обучение на уроках русского языка
Аннотация: В данной статье подробно рассматривается вопрос формирования логических умений у младших школьников с использованием метода проблемного обучения на уроках русского языка. Особое внимание уделяется разработке и реализации уроков, направленных на стимуляцию логического мышления у учащихся. Авторы анализируют эффективность применения проблемных ситуаций, их влияние на развитие аналитических и критических навыков. Целью исследования является выявление оптимальных стратегий применения проблемного обучения для достижения максимальных результатов в формировании логических умений у младших школьников на уроках русского языка.
Ключевые слова: логические умения, проблемное обучение, уроки русского языка, младшие школьники.
Formation of Logical Skills in Young Schoolchildren through Problem-Based Learning in Russian Language Lessons
Annotation: This article thoroughly examines the formation of logical skills in primary school students through problem-based learning in Russian language lessons. Special attention is given to the development and implementation of lessons aimed at stimulating students' logical thinking. The authors analyze the effectiveness of using problem situations and their impact on the development of analytical and critical skills.
The research aims to identify optimal strategies for implementing problem-based learning to achieve maximum results in cultivating logical skills among primary school students in Russian language classes.
Keywords: logical skills, problem-based learning, Russian language lessons, primary school students.
В современном образовании приобретает все большее значение не только передача знаний, но и формирование навыков решения проблем и логического мышления у учащихся. Особенно важно начинать этот процесс с младших школьных классов, где ученики только знакомятся с основами предметов. Одним из эффективных методов достижения этой цели является использование проблемного обучения на уроках русского языка.
Проблемное обучение предоставляет ученикам возможность самостоятельно анализировать информацию, искать решения задач, а также развивать критическое мышление. На уроках русского языка это может быть реализовано через разнообразные лингвистические задачи, способствующие развитию логических умений.
Прежде всего, важно создать увлекательные сценарии, которые будут вызывать интерес у младших школьников [3, с. 5-12]. Например, на уроке русского языка учитель решает ввести элемент игры, чтобы привлечь внимание младших школьников и развить их логические умения. Учитель предлагает следующий сценарий:
Название урока: «Словесное путешествие»
Учитель объявляет, что они отправляются в увлекательное словесное путешествие по странам русского языка. Каждая страна представляет собой определенный раздел грамматики или лексики.
1. Страна Грамматики: В этой стране ученики решают грамматические головоломки, такие как составление предложений с правильным порядком слов или выбор правильных времен глаголов.
2. Страна Словарного Запаса: Здесь ученикам предстоит собирать слова, создавая их из букв, которые они находят в «лексическом лесу». Каждое правильное слово приносит им очки.
3. Страна Литературы: В этой стране ученики могут создавать свои небольшие рассказы или стихи, используя новые слова и грамматические конструкции, которые они изучили.
4. Коллективное Исследование: Учитель предлагает групповое исследование темы, связанной с русским языком (например, история развития языка, его влияние на другие языки). Каждая группа представляет результаты своего исследования.
Этот урок не только стимулирует интерес учеников, но и позволяет им применять полученные знания в творческом контексте, развивая тем самым их логические умения [1, с. 21-25].
Задания, требующие анализа текстов, выделения ключевых моментов, построения логических цепочек, позволяют развивать не только языковые, но и аналитические способности учеников.
1. Задание на анализ текста:
- Текст: Прочитайте короткую историю и определите основную идею. Сформулируйте ее в одном предложении.
- Пример: «Маленький медвежонок потерялся в лесу. Он встретил доброго кролика, который помог ему найти дорогу домой». Основная идея: Медвежонок потерялся, но с помощью кролика вернулся домой.
2. Задание на выделение ключевых моментов:
- Текст: Прочитайте отрывок из стихотворения и выделите три ключевых момента, которые передают основные эмоции поэта.
- Пример: «Тихо шепчет ветер в лесу, золотистые листья падают с деревьев, и солнце медленно уходит за горизонт». Ключевые моменты: шепот ветра, падение листьев, уход солнца.
3. Задание на построение логической цепочки:
- Предложения:
1. Маша взяла корзину и отправилась в лес.
2. Она собирала ягоды в течение нескольких часов.
3. Когда корзина наполнилась, Маша вернулась домой и приготовила вкусное варенье.
- Задание: Поставьте предложения в логическую последовательность, описывающую действия Маши.
- Ответ: 1 → 2 → 3.
Эти задания направлены на развитие аналитических навыков учеников, требуя внимательного восприятия текста, выделения ключевой информации и построения логических связей между событиями [4, с. 23].
Словесные дебаты могут стать прекрасным инструментом для формирования логического мышления. Учащиеся могут выражать свои мнения, аргументировать свои решения и находить общие точки зрения, что способствует развитию критического мышления.
1. Задание на выражение мнения:
- Тема: «Школьная форма: за или против?»
- Задание: Разделите учащихся на две группы — «За» и «Против». Каждая группа должна подготовить аргументы в пользу или против ношения школьной формы. Затем проведите словесный дебат, где каждый ученик выражает свое мнение и аргументирует его.
2. Задание на аргументацию решения:
- Тема: «Должны ли дети владеть собственным мобильным телефоном?»
- Задание: Попросите учащихся подготовить аргументы, поддерживающие или опровергающие идею о том, нужно ли детям иметь свой мобильный телефон. Затем позвольте имвысказать свои решения и аргументировать их.
3. Задание на поиск общих точек зрения:
- Тема: «Экологические проблемы: что мы можем сделать?»
- Задание: Разделите учеников на группы и попросите каждую группу предложить свои идеи по решению экологических проблем. Затем проведите обсуждение, цель которого – найти общие точки зрения и объединить предложения в совместный план действий.
Эти задания способствуют развитию логического мышления, аргументации и умению находить компромиссы, что является важным элементом формирования критического мышления учащихся [2, с. 55].
В заключении,проблемное обучение на уроках русского языка оказывается не только эффективным методом для усвоения языковых навыков, но и мощным инструментом формирования логических умений у младших школьников.
Стремление создать стимулирующую образовательную среду, вовлечение в активные лингвистические практики и поощрение самостоятельного мышления создают основу для разностороннего и интересного обучения.
Такой подход не только делает уроки более полезными, но и внушает ученикам любовь к языку, развивая их интеллектуальные и творческие способности.
Список используемых источников
1. Белошистая, А.В. Задания для развития логического мышления. 1 класс. – М.: Дрофа, 2021. – 493 c.
2. Большая книга игр для ума. Развиваем логическое мышление и креативность!. –М.: Питер, 2022. – 161 c.
3. Бортникова, Елена Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет. – М.: КнигоМир, 2021. – 908 c.
4. Бортникова, Елена Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 3-4 лет). – М.: Литур, 2022. – 114 c.
5. Воровщиков, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методич. аспекты. – М.: Книга по Требованию, 2020. – 287 c.
6. Зак, А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – М.: Академия развития, 2018. – 192 c.
7. Игры для ума. Зеленая книга. Развиваем логическое мышление и креативность!. – М.: Питер, 2019. – 182 c.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.