ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 5
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
06.02.2024
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Использование_проблемного_обучения_для_развития_логического_мышления (статья).docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Алиева С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик начального образования. Директор института педагогики, психологии и дефектологии Чеченский государственный педагогический университет,

г. Грозный,

e-mail: [email protected]

 

Веригова П.Р, студентка 2 курса магистратуры ИД и ЗО Чеченский государственный педагогический университет,

г. Грозный

e-mail:  [email protected]

 

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о том, как проблемное обучение может помочь развить логические навыки у младших школьников. Логическое мышление является основным навыком во всех сферах жизни, поэтому его развитие является важной задачей для образования. Проблемное обучение считается эффективным методом для развития аналитических и критических навыков учащихся, которые позволяют находить решения задач, делать выводы и обобщения, а также анализировать и оценивать информацию. Целью статьи является ознакомление с принципами проблемного обучения и его применение на уроках русского языка для развития логического мышления у младших школьников. Кроме того, авторы статьи хотят помочь учителям русского языка овладеть этим методом обучения, чтобы сделать процесс обучения более интересным и продуктивным для учащихся.

Ключевые слова: логическое мышление, проблемное обучение, проблемная ситуация

 

USE OF PROBLEM-BASED LEARNING TO DEVELOP LOGICAL THINKING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN DURING RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

 

S.A. Alieva, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Chair of Primary Education Methods. Director of the Institute of Pedagogy, Psychology, and Defectology, Chechen State Pedagogical University, Grozny,

e-mail: [email protected]

 

P.R. Verigova, 2nd-year Master's student in ID and ED, Chechen State Pedagogical University, Grozny,

e-mail: [email protected]

 

Abstract: The article deals with the question of how problem-based learning can help develop logical skills in younger students. Logical thinking is a basic skill in all areas of life, so its development is an important task for education. Problem-based learning is considered an effective method for developing students' analytical and critical skills that allow them to find solutions to problems, draw conclusions and generalizations, and analyze and evaluate information. The purpose of the article is to introduce the principles of problem-based learning and its application in Russian language lessons for the development of logical thinking in younger students. In addition, the authors of the article want to help Russian language teachers master this teaching method in order to make the learning process more interesting and productive for students.

Keywords: logical thinking, problem-based learning, problem situation.

 

Человек познает мир двумя способами: через ощущения, восприятия и представления (чувственное познание) и через понятия, суждения и умозаключения (абстрактное мышление). Чувственное познание позволяет получить информацию о конкретных объектах и их свойствах, а абстрактное мышление - обобщенную информацию об окружающей реальности. Мышление - это процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление не существует отдельно от других познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Оно всегда связано с решением задач и изменением условий, в которых эти задачи ставятся. Уровень развития мышления влияет на уровень развития других познавательных процессов.

В настоящее время, одной из главных задач общеобразовательной школы является улучшение процесса развивающего обучения, особенно в начальной школе, которая является базовой для более продвинутого обучения. Возраст младшей школы считается наиболее ответственным этапом образования, на котором происходит важное умственное развитие, особенно мышления. Л.С. Выготский отмечал, что «с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр психологического развития ребенка», поэтому развитие мышления и способности к активному использованию умственных возможностей в решении проблем имеют большое значение для детей. С.Л. Рубенштейн, Р.С. Немонова и М.Н. Шардакова отмечают, что развитие мышления - результат познания, а не врожденной способности у детей. Тем не менее, многие не учитывают индивидуальные свойства мышления у детей начальной школы. У них может быть разный тип мышления, такой как наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое, который может сочетаться по-разному.

Творческий подход к задачам проявляется в способности к самостоятельности при решении вопросов. Быстрота мышления важна в ситуациях быстрого принятия решений, как, например, в случае вызова к доске. Чувственное познание дает информацию о конкретных объектах, а мышление через опосредованный путь является характеристикой его работы.

В психологии существует множество разных видов мышления, которые выражаются на разных уровнях и в разных формах. Разные классификации мышления были разработаны, включая подходы, такие как теоретическое и практическое мышление и понятийное и логическое мышление. В психологии чаще всего выделяют три типа мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Когда ребенок поступает в школу, происходит значительное изменение в его жизни, так как учебная деятельность становится главной и доминирующей функцией, через которую формируются основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

Это помогает развивать грамотность, где применение теоретических правил требует ученика активно задействовать мыслительные процессы на всех уровнях психической деятельности. В обучении русскому языку можно использовать проблемный подход для развития логического мышления.

Проблемное обучение объединяет самостоятельный поиск знаний учащихся с изучением научных фактов и выводов. Этот методический подход основан на принципах целеполагания, проблемности и развития и направлен на формирование мировоззрения, познавательной самостоятельности, мыслительных способностей и мотивов учения. В проблемной ситуации ученик стимулируется искать новые способы объяснения, делая это в рамках творческого мышления. Проблемное обучение подразумевает фактический процесс, когда ученики анализируют проблему, формулируют и проверяют гипотезы, а затем находят решение. Основой принципа проблемности и противоречия является то, что благодаря проблемной ситуации личность вовлекается в мыслительный процесс.

Применяя методы проблемного обучения, школьники приобретают навыки логического мышления, такие как анализ, синтез, классификация, выявление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений, а также доказательство. Это способствует их развитию как практических умений, таких как правильное применение грамматико-орфографических правил и краткое, ясное изложение своих мыслей в письме, так и развитию логического мышления. Уроки русского языка являются важным аспектом обучения в школе, так как это помогает ученикам развивать наблюдательность, память, внимание, а также умения анализировать и оценивать информацию и делать логически обоснованные выводы.

Развитие школьников на уроках русского языка – это процесс формирования не только знаний, но и интеллектуальных навыков и умений. Такие уроки развивают у детей мышление, укрепляют память и внимание, формируют умение логически мыслить и аргументировать свои высказывания. Они также способствуют развитию навыков краткости и ясности изложения мыслей, что необходимо в жизни каждого человека. Для успешного развития интеллектуальных способностей учеников на уроках русского языка необходимо использовать разнообразные методы работы, включая не только теоретические знания, но и практические задания и упражнения.

Учитель может создать специальную систему упражнений, которая поможет развивать учеников младших классов в области логического мышления во время изучения русского языка. При этом учитываются возрастные особенности детей и уже имеющийся опыт. В учебной программе используются приемы, которые развивают логическое мышление, дополняя традиционную программу по русскому языку. Уроки проводятся по стандартным этапам, но методика их выполнения улучшена, чтобы формировать логические операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. «Минутка чистописания» разделена на два этапа, чтобы более эффективно работать над развитием логических операций.

Вместо обычного знакомства учеников с новыми словарными словами на уроке, их можно закодировать различными способами, чтобы развивать логическое мышление учеников. Учителю нужно предоставить различные методы, чтобы ученики могли расшифровать слово или сочетать буквы, чтобы сформировать слово. Такие упражнения заставляют учеников концентрировать свои умственные усилия и объяснять свои мысли, используя логические аргументы и умозаключения. Это способствует улучшению словесно-логического мышления и развитию речи учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.                  Белошистая, А.В. Задания для развития логического мышления. 1 класс. – М.: Дрофа, 2021. – 493 c.

2.                  Большая книга игр для ума. Развиваем логическое мышление и креативность!. –М.: Питер, 2022. – 161 c.

3.                  Бортникова, Елена Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет. – М.: КнигоМир, 2021. – 908 c.

4.                  Бортникова, Елена Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 3-4 лет). – М.: Литур, 2022. – 114 c.

5.                  Воровщиков, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методич. аспекты. – М.: Книга по Требованию, 2020. – 287 c.

6.                  Зак, А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – М.: Академия развития, 2018. – 192 c.

7.                  Игры для ума. Зеленая книга. Развиваем логическое мышление и креативность!. – М.: Питер, 2019. – 182 c.


 

8.                  Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Abstract: The article deals with the question of how problem-based learning can help develop logical skills in younger students

Abstract: The article deals with the question of how problem-based learning can help develop logical skills in younger students

Творческий подход к задачам проявляется в способности к самостоятельности при решении вопросов

Творческий подход к задачам проявляется в способности к самостоятельности при решении вопросов

Развитие школьников на уроках русского языка – это процесс формирования не только знаний, но и интеллектуальных навыков и умений

Развитие школьников на уроках русского языка – это процесс формирования не только знаний, но и интеллектуальных навыков и умений

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2024