Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках географии"
Оценка 4.6

Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках географии"

Оценка 4.6
docx
08.01.2021
Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках географии"
статья Познават. деятельность.docx

Развитие познавательной деятельности на уроках географии

 

      География – наука, которая даёт не только конкретные знания, базовые понятия, но и расширяет кругозор человека, прививает любовь к Родине, к родным местам, воспитывает доброжелательное отношение к людям, другим странам, народам мира.

    Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Хорошо организованные и интересно проведённые уроки помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Под влиянием познавательного интереса учебная деятельность даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

       Познавательный интерес ведёт к развитию способностей. Систематически укрепляясь и развиваясь, он становится основой положительного отношения к учебной деятельности, без него не формируется ни один навык.

      Повышение интереса учащихся к своему предмету, активизацию их познавательной деятельности стараюсь через разнообразные формы и методы. Главной целью ставлю: рассмотреть способы использования приемов и методов, развивающих познавательный интерес на различных этапах урока.

      В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

       1.Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597600/img1.gif

     2. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Примеры заданий: 1. Предположите, какие изменения глобального рельефа Земли могут быть в будущем? 2. В каком климатическом поясе наиболее благоприятные условия для отдыха и оздоровления людей? Ответы обоснуйте.

      3. Работа с картой. Разнообразны задания по карте (характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий). Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.

   Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.

     4. Дидактические игры. Игровую деятельность использую на разных этапах обучения:                - в качестве урока (обычно, урок-обобщение). Например, в 5 классе по теме «Вселенная» урок в форме блиц-турнира;

- в качестве элемента урока (проверка домашнего задания, закрепление; для организации учащихся на урок провожу географическую разминку). Например, “Географическая дуэль”, “Географическая цепочка”;

- в качестве технологий внеклассной работы (КВН). Внеклассное мероприятие - “Географический КВН”.

Результаты: У обучающихся развиваются общеучебные умения и навыки, наблюдается повышение учебной мотивации. В процессе игровой деятельности создаются условия для развития личности ребенка.

Примеры некоторых игр:

«Третий - лишний». На доске или листе бумаги записываются три понятия, например: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашивается: «Что лишнее?».

«Почта». Изготавливаются шесть конвертов с надписями материков. Участникам игры раздаётся равное количество карточек с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов. Учащиеся должны положить в конверт те объекты, которые соответствуют данному материку и не ошибиться адресом.

«Правильно отбери». Суть игры состоит в том, что, получив несколько открыток, рисунков ученик сумел правильно отобрать открытки и рисунки с представителями растительного или животного мира какой-либо природной зоны. За каждый правильный ответ ученик получает балл. По данной модели можно организовать игры при изучении материков, рельефа, полезных ископаемых регионов.

«Найди ошибки в тексте». Учитель зачитывает краткие описания объектов с географическими ошибками. Участники игры должны указать на ошибки.

«Кроссворды, ребусы». Это наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов учащиеся лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов развивают интерес к географии, активизируют познавательную деятельность. Сначала учитель предлагает решить готовый кроссворд, позднее учащиеся сами составляют их, при этом они учатся четко, грамотно, лаконично ставит вопросы, что способствует развитию грамотной речи и ответственности.

     5. Использование на уроке дополнительной литературы

    Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей, просмотр телепередач способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

     6. Использование краеведческого материала на уроках географии.

В своей работе я использую статистический материал при изучении климата, населения и хозяйства своего края. Это способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков. Например: динамика роста численности населения, сельскохозяйственной и промышленной продукции и др.

Краеведческий принцип, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса. Так, уроки географии в 6-м классе по темам "Рельеф", "Горы суши", «Атмосфера» всегда проходят с обязательным использованием краеведческого материла. Например, при изучение темы “Температура воздуха” знакомство с суточным ходом температуры и среднесуточной температурой воздуха начинается с календарей погоды. Суточный ход им знаком с 5-го класса, опираясь на ранее приобретенные знания, среднесуточную температуру воздуха они высчитывают по своим данным, в дневниках наблюдений выделятся отдельная строка, на которой в дальнейшем ребята записывают среднесуточную температуру воздуха. На уроке просчитываются и среднемесячные температуры, наблюдаемых месяцев и сопоставляются с многолетними среднемесячными температурами, а также месячная амплитуда температур. Сразу становятся видны отклонения в погоде за наблюдаемый период.

На следующем уроке при разборе темы “ Ветер ” построение графиков “ Розы ветров” отрабатываются по данным календарей. Обращаем внимание, что в нашей местности чаще повторяются ветры северо-западного и юго– западного направлений.

7. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление чайнвордов, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д.

       На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:

• выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

• вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

• готовить выступления перед товарищами в классе;

• направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

 

      Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и любви к нему.

 

 

 


 

Развитие познавательной деятельности на уроках географии

Развитие познавательной деятельности на уроках географии

Примеры заданий: 1. Предположите, какие изменения глобального рельефа

Примеры заданий: 1. Предположите, какие изменения глобального рельефа

Кроссворды, ребусы». Это наиболее популярный вид настольной игры среди школьников

Кроссворды, ребусы». Это наиболее популярный вид настольной игры среди школьников

На уроке просчитываются и среднемесячные температуры, наблюдаемых месяцев и сопоставляются с многолетними среднемесячными температурами, а также месячная амплитуда температур

На уроке просчитываются и среднемесячные температуры, наблюдаемых месяцев и сопоставляются с многолетними среднемесячными температурами, а также месячная амплитуда температур
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2021