SMART технологии на уроках математики |
Полосина Елена Алексеевна ЗКО, Теректинский район, учитель математики Долинской ООШ С чего начинается современный урок? Конечно же с постановки целей урока. Цель урока – это заранее запланированный результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока по завершении изучения темы, главы или раздела. С чего начинается современный урок? Конечно же с постановки целей урока. Цель урока – это заранее запланированный результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока по завершении изучения темы, главы или раздела. Очень важно, чтобы цель урока была четко определена и сформулирована. Без целей мы ничто. Есть такое мудрое изречение: «ВИДЯ ЦЕЛЬ, А НЕ ПРЕГРАДЫ, МЫ ДОЙДЕМ, КУДА НАМ НАДО!». Не видя конца пути, по нему невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить структуру урока. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент -SMART – система постановки целей. SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как «умный». Планирование по-умному. Отличное название! Само слово разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать не будет. Или плохо справится со своей функцией. Для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты, нюансы, детали. S (Specific). Конкретно. M (Measurable). Измеримо. A (Achievable). Достижимо. R (Relevant). Согласовано. T (Time). Время. Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но что это значит? Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели. Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута. А достижима ли мечта? Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно «согласовывать»? Со всем! Когда оценивать результат? Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы. Также в качестве smart-технологий мы рассматриваем всеми нами полюбившуюся интерактивную доску. По достоинству ее оценили учителя математики. На сегодняшний день внедрение smart-технологий в учебный процесс одна из актуальных проблем нашего общества. Внедрение smart-технологий оказывают положительное влияние на учебный процесс, помогает учителям расширить возможности в обучении, предоставляет доступ к различным информационным ресурсам. Применение smart-технологий делает урок эффективным, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, тем самым это влияет на повышении качества знаний. Повышая интерес ребенка к учебе, учитель помогает достичь более высоких результатов и повысить собственную самооценку. Свои уроки организую таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Использование информационных технологий Smart на уроках математики позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Использование кроссвордов, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более разнообразным. Интерактивная доска позволяет выиграть время для более интенсивного обучения; сделать урок интересным, разнообразным и наглядным; вовлечь всех детей в учебный процесс; развивать творчество и самостоятельность школьников. В то же время есть и затруднения, возникающие при работе с интерактивной доской: предварительный процесс обучения детей работе на доске; строгое соблюдение САНПИНА; большая затрата времени, трудоемкость при подготовке к урокам. Работа с интерактивной доской требует от учителя большой предварительной подготовки к каждому уроку: создание необходимых материалов, мультимедийных файлов. Использование в образовании информационных технологий Smart вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Использование интерактивной доски на уроках имеет следующие преимущества: Материалы к уроку готовятся заранее - это обеспечивает хороший темп занятий и сохраняет время на обсуждения. Можно сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. Использование информации различных мультимедийных ресурсов Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность. Использование наглядного иллюстрирования при объяснении материала. Высокая плотность, динамичность и мобильность урока. Повышение мотивации учащихся к обучению. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. Галерея Smart содержит несколько интерактивных фрагментов. Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию интерактивной доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель. Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование доски даже в таком режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов. Доска в клеточку очень удобна
при изучении координатной плоскости. Также проведение игровых моментов на
таких уроках будет более интересным на интерактивной доске. А возможность
двигать графики функций с помощью маркера позволяет лучше понять
преобразование графиков. Использование возможностей информационных технологий
Smart вносит в учебный процесс новое качество. С помощью программного
обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими
прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или
круг. При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или
перенести на другой участок доски. Используя шаблоны моментально можно
начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с
помощью линейки и транспортира. Интерактивные доски SMART не только побуждают
детей к активной работе, но и помогают вам донести материал до каждого
ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает
таких возможностей. Закончить статью хотелось бы словами Аристотеля: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
Список использованной литературы: 1.Бектурова З.К. Возможности внедрения smart технологий обучения в школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 125-126. 2.Официальный сайт поддержки пользователей learningapps.org https://learningapps.org/register.php 3. http://LearningApps.org/2191421 4. М.А. Горюнова, Т. В. Семенова. М. Н. Солоневичева «Интерактивные доски и их использование в учебном процессе», «БХВ-Петербург», 2010, С.11-15. 5. Л.Н. Крымова, Интерактивная доска на уроках математики. Математика в школе, 2008. № 10. С. 31-39. 6. Е.Д. Тенютина, Использование интерактивной доски на уроке. Практика административной работы в школе, 2008. № 6. С. 46-51. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.