«Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А.И. Куприн Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи. Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания. Успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения. Научиться излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие их речевой деятельности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка. Стихийно усвоенная речь нередко примитивна и не всегда правильна. К чему же следует стремиться ребенку? Какие требования следует выполнять для овладения грамотной речью? 1. Содержательность – говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. 2. Логичность – умение не повторять одного и того же при переходе от одной части к другой. 3. Точность – умение передавать факты, чувства и наблюдения, выбирая подходящие языковые средства, передающие именно то, о чем хочет сказать ученик. 4. Выразительность – умение ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией, настроением. 5. Ясность – доступность для тех, к кому речь обращена. 6. Произносительная сторона речи – хорошая дикция, выговаривание звуков, владение интонацией, логическими ударениями, паузами. 7. Чистота – отсутствие слов-паразитов: ну, значит, так и других, грубых просторечных слов и выражений. 8. Правильность – соответствие литературным нормам языка (играет особенно большое значение для школы). Все это применимо к речи младших школьников и должно соблюдаться в процессе ее развития. Некоторые важные аспекты овладения речью могут быть усвоены только под руководством учителя, в процессе учебной деятельности. Следовательно, развитие речи – педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком. Качество и результативность речевого развития зависит от следующих факторов: 1. Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребёнка. 2. Использование разнообразных форм работы на уроке. 3. Интеграция с различными образовательными областями. 4. Создание развивающей речевой среды на занятиях. 5. Грамотная речь педагога. Развитие лексической стороны речи всегда строится параллельно с развитием грамматического строя речи. Это подбор однокоренных слов, образование краткой и сравнительной форм имён прилагательных по наводящим вопросам учителя, правильное употребление предлогов со словами и несклоняемых форм имён существительных. Одной из первостепенных задач речевого развития является формирование словаря младшего школьника: 1. Расширение, уточнение, активизация словаря через углубление представлений о мире, в котором мы живём, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребёнка (игры: «Назови «летние» слова, «зимние» слова, «осенние» слова, «весенние» слова; «Одень друга»; «Любимые игрушки»). 2. Активизация использования обобщающих понятий в свободном общении детей (плоды, движения, вещи, временные и пространственные понятия). 3. Расширение и активизация словаря через синонимы (весёлый – радостный, бежать – мчаться) и антонимы (спокойный – подвижный, взлететь – приземлиться). 4. Продолжение знакомства с многозначными словами и словами-омонимами (нос – выступающая часть лица и нос – передняя часть корабля) с прямым и переносным значением слов русского языка (холодная вода – холодный взгляд). 5. Продолжение знакомства с фразеологическими оборотами («витать в облаках», «душа в пятки ушла»). Следующая задача речевого развития – это совершенствование звуковой культуры речи: 1. Проведение речевой гимнастики (чистоговорки, скороговорки). 2. Продолжение работы по диалогическому взаимодействию (сценки, чтение, постановки). 3. Продолжение работы с паронимами (всякий – всяческий, длинный – длительный). 4. Продолжение работы в упражнении подбора слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова). 5. Продолжение работы по определению наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком). 6. Продолжение работы над звуко-буквенным анализом слов. 7. Продолжение работы над выразительностью чтения (темп, высота, тембр, сила голоса, скорость). 8. Продолжение работы над проговариванием всех звуков в словах и правильной постановкой ударений, со словами – омографами (замок – запирающее устройство и замок – здание). Следующая задача речевого развития – это формирование связной речи младшего школьника: 1. Диалогическое общение (сценки, тест-опросы, работа в парах). 2. Повествовательные и описательные высказывания в устной и письменной формах (сочинения и мини-сочинения, изложения, составление плана текста в виде повествовательных и в виде вопросительных предложений). Вот лишь некоторые дидактические игры: «Расскажи мне, расскажи…» - составление описательных и сюжетных рассказов; «Орфографический этюд» - подбор слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, или парным согласным звуком; «Каждому слову - своё место» - составление цепочки словарных слов; «Твёрдый знак в гостях у сказки» - работа со словами с разделительными «ь» и «ъ». В игре формируется способность рассуждать, принимать точку зрения другого человека (персонажа), находить выход из проблемной ситуации. У обучающихся вырабатываются эмпатийные способности (умение выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим). Что касается обучения письму, здесь важно помнить, что оно не должно сводиться к усвоению ребёнком только лишь правил правописания, навыков списывания и письма под диктовку. Научив формальному запоминанию и изложению чужих мыслей, невозможно раскрыть перед учеником всю палитру коммуникативных возможностей письменной речи. Наиболее эффективными являются такие формы работ по развитию речи и активизации мышления: · творческое списывание; · творческий диктант; · творческое изложение; · творческое сочинение. Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Оно, прежде всего, должно быть осознанным. Учащиеся должны понимать содержание текста, уметь пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Свободный диктант – когда учащиеся запоминают 2-3 предложения и тут же их записывают. При написании творческих изложений обучающимся необходимо умение запомнить, проанализировать текст, выделить значимые необходимые части и самостоятельно изложить свои мысли, именно это является первыми ступеньками к написанию сочинений. Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование. Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место. Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни. Работа над формированием навыка написания сочинений начинается задолго до написания самого сочинения. Она ведётся на всех уроках русского языка, чтения и литературы. Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания современных школьников. В работе по развитию речи учащихся использую различные дидактические пособия, допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных организациях. С появлением в программе обучения предмета «Смысловое чтение, использование таких пособий стало наиболее актуально. Одним из таких пособий является учебно-методический комплект «Чтение. Работа с текстом. Программа 1-4», автор - Крылова О.Н. Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: школьник учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, учащийся использует знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения. Работа с текстом способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. Работая с отдельными словами, словосочетаниями. С предложениями, а также с целым текстовым материалом, учащийся тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению родного русского языка, развитию связной и грамотной речи, а также прослеживаются межпредметные связи. На основе анализа и обобщения собственного педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы: 1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников. 2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи. 3. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, его наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову. Список литературы: 1. Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1984 г. 2. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М.: «Просвещение», 1985 г. 3. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль ТОО: «Гринго», 1995 г. 4. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Максаков А.И. Занятия по развитию речи. - М.: «Совершенство», 2001 г. 5. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. ФГОС - М.: «Экзамен», 2023 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.