Статья
«Реализация здоровье сберегающих технологий в системе
дополнительного образования детей»
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укрепления и совершенствования естественных возможностей организма.
Одним из направлений развития Центра детского творчества являются здоровьесберегающие технологии, основой которых является регулярное проектирование деятельности по сохранению здоровья обучающихся и педагогов.
Вопрос о комфортности самочувствия ребенка в учреждении дополнительного образования- один из самых важных. Вот почему в течение ряда лет педагоги учреждения трудятся над созданием постоянного детского коллектива, насколько это возможно в Центре детского творчества. Ребенок идет к нам и находится в учреждении, поскольку ему интересно, и до тех пор, пока интересно. Дети и подростки, приходящие к нам, реализуют свои творческие устремления, они находят здесь так необходимый для всех психологический комфорт. У детей, особенно с стрессонеустойчивым здоровьем, ярко выражена потребность в особом внимании, в адекватной оценке своих стараний и усилий. Если же этого нет, то , как правило, возникают конфликтные ситуации. Понимая, что дети, приходящие к нам, по сути испытывают двойную нагрузку (это и занятия в школе и занятия в кружке), мы подошли к проблеме сохранения здоровья детей и подростков и разработали программу «Здоровье»,рассчитанную на детей, педагогов и родителей.
Работа коллектива по программе решает, как минимум, 3 основные задачи:
1. Создание комплекса условий для непрерывного, разностороннего и последовательного развития детей с учетом их индивидуальных способностей;
2. Развитие идеи объединения спорта, прикладного творчества, искусства, гармоническое сочетание их в жизни человека;
3. Убеждение детей и родителей в том, что индивидуальное развитие личности напрямую зависит от здорового образа жизни.
Прежде всего, в дополнительном образовании, здоровьесберегающая деятельность для обучающихся проводится через интересующие их направленности. ЦДТ предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности:
- Военно-патриотическое
- Физкультурно-спортивное
- Эколого-биологическое
- Туристско-краеведческое
- Социально-педагогическое
- Научно-техническое
- Художественное
Эти направленности включают в себя работу с детьми и подростками, которые сочетают в своей жизни увлечение спортом, прикладным творчеством, исполнительским искусством и ищут пути их сближения. Педагог, проводя занятие, всегда должен помнить о сохранении здоровья своих воспитанников.
Так, на занятиях танцевальной студии используются упражнения для исправления дефекта стопы, укрепления мышц спины, стопы, рук, для поддержания правильной осанки. Танцы развивают мышление, эмоциональность, воображение, память.
Занимаясь оригами, лепкой из глины, соленого теста, дети стараются представить героев своих будущих работ в движении (изображение птиц, животных, людей). Занятия таким творчеством снимают агрессию, а положительные эмоции, которые при этом испытывает ребенок, благотворно влияют на его нервную систему, развивают мелкую моторику рук, координацию движений.
На занятиях драматического, музыкального кружков проводится гимнастика для губ и языка, работа над артикуляцией звуков, что исправляет дефекты речи, снимается комплекс неполноценности. На занятиях часто меняются виды деятельности: инсценировка, движение, пение, танец, импровизация.
Педагоги рукодельных кружков проводят с детьми гимнастику для глаз, упражнения для укрепления мышц спины, рук.
Кружки спортивной и военно-патриотической направленности совершенствуют ранее изученные приемы, комплекс упражнений по профилактике опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сутулость, искривление позвоночника).
Походы, туризм, экскурсии по экологической тропе, входящие в программы кружков туристско-краеведческой и эколого-биологической направленностей, полезны детям активными способами передвижения, что способствует укреплению здоровья, прогулки на свежем воздухе наполнены также воспитывающим и обучающим содержанием.
Кружки технического направления развивают пространственное мышление, умение планировать, развивают смекалку, изобретательность, настойчивость к работе, трудолюбие и терпеливость. В перерывах педагоги применяют упражнения по профилактике опорно-двигательного аппарата.
Кроме кружковых занятий, в Центре детского творчества проводятся массовые мероприятия спортивной, туристической направленности, в которых очень активно участвуют наши обучающиеся (это: игровые и спортивные программы, шахматные и шашечные турниры, туристско-краеведческие соревнования «Юный Робинзон», День здоровья и другие).
Но не нужно думать только о здоровье детей, необходимо сохранять и здоровье педагогов Центра. Этому в программе посвящен целый раздел. Многие работники приходят к нам уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия по повышению защитных сил организма, по снижению интенсивности стрессовых воздействий. Администрация учреждения занимается не только проблемой двигательного режима для педагогов (группа здоровья, физкультминутки, медосмотры, диспансеризация), но и создание психологического комфорта, душевного равновесия (наличие комнаты для отдыха, совместные выходы на природу, вечера отдыха, тренинги по психологии, анкетирование и др.).
И еще одним важным аспектом программы «Здоровье» является связь учреждения с родителями кружковцев. Распространены групповые и индивидуальные консультации педагогов, проводится на родительских собраниях цикл бесед о здоровом образе жизни, «Веселые старты», подвижные игры, открытые занятия кружков, занятия ритмикой.
Стремительное падение уровня здоровья детей и подростков ведет к тому, что только совместные усилия педагогов, родителей, специалистов могут принести положительный эффект. И учреждение дополнительного образования должно сыграть в этом не просто большую роль, но и призвано стать одним из обязательных звеньев в организации этих усилий.
Вопросы:
1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Назовите основные источники учебных перегрузок в ОУ.
3.Укажите основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ.
4.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?
5.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.
6.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
7.Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
8.Выберите наиболее полное определение понятию здоровьесберегающие образовательные технологии:
-Это технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах, реализуется и подтверждается результатами мониторинга.
– Это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения
- Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.
9.Какие образовательные технологии с большой вероятностью наносят ущерб здоровью учащихся и педагогов?
-Традиционная технология, чрезмерная интенсификация образовательного процесса, использование приемов авторитарной педагогики.
-Проблемное обучение, игровые технологии
-Дистанционное обучение
10.Какие главные задачи ре0шаются с помощью организационно – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
11.Какие главные задачи решаются с помощью психолого – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
12.Какие главные задачи решаются с помощью учебно – воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
-Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
13.Какие главные задачи решаются с помощью социально адаптирующих и личностно развивающих образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
-Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
Литература
1. Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с55.
2. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
3. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа»,
2005. - №1. С. 91.
4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
5. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная
школа», 2005. - № 11. С. 78.
6. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
7. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
8. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная
школа», 2006, № 3. С. 53.
9. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
10. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. 56.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.