Реформа в области образования в соответствии с новым законом образования
Саенко Майи Владимировны
Содержание.
Введение …………………………………………………………………..…….3.
Глава 1. Концепция реформы образования РФ. Основное содержание.…….. 5
Глава 2. Реформа образования в соответствии с новым законом об образовании……………………………………………………………………… 8.
2.1. Изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в 2016 году…………………………….11
2.2. Сравнительный анализ старого и нового закона об образовании……13
Заключение……………………………………………………………………26
Список источников и литературы……………………………………………27
Введение.
Актуальность
работы. Жизнь не стоит на месте. Развиваясь, любое общество,
всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество
начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и
духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и
сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение
нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому
реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в
образовании. Роль образования на современном этапе развития России определяется
задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной
экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых
тенденций экономического и общественного развития. Государственно–политические
и социально–экономические преобразования конца 80–х – начала 90–х годов оказали
существенное влияние на российское образование, позволив реализовать
академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие
образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие
многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.
Однако произошедший в 90–х годах общесистемный социально–экономический кризис
существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из
образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной
мере абстрагируясь от реальных потребностей страны, при этом многие завоевания
отечественного образования оказались утраченными. И только в начале 2000 года
Государство установило приоритет образования в государственной политике, а
основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в
Российской Федерации до 2025 года и получили своё
закрепление в Законах Российской Федерации "Об образовании". Цель
данной работы: рассказать о реформе образования в Российской Федерации,
опираясь на новый закон об образовании. Соответственно цели ставились задачи:
рассмотреть концепцию реформы образования, сравнить старый и новый закон об
образовании; рассмотреть изменения в ФЗ за 2016 год. Объектом исследования
является реформы об образовании в РФ. Предметом исследования являются
новый закон об образовании в РФ Источниковая база, на
которой строилась данная работа, являются нормативные документы: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013–2020 годы,
Федеральный
закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановление
правительства РФ от 05 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга
системы образования», Постановление правительства РФ от 20
августа 2013 г. № 719 «О государственной информационной системе
государственного надзора в сфере образования», План
деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013–2018
годы,
Постановление
правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания
платных образовательных услуг», План реализации в 2013 г. и в плановый
период 2014 и 2015 г.г. гос. программы РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020
г.г. (утверждено распоряжением правительства РФ от 14.08.2013 г. № 1426–р) ,
Методические
рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы
образовательных организаций, Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам. (приказ Минобрнауки № 1015 от 30.08.13),
Федеральные
государственные образовательные стандарты. Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав «Концепция реформы образования
РФ», «Реформа образования в соответствии с новым законом об образовании»,
подглав «Изменения в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в 2016 г.», «Сравнительный анализ
старого и нового закона об образовании», заключения, списка
используемых источников и литературы. Глава
1. Концепция реформы образования РФ. В
соответствии с принятой Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года приказом
Минобразования России от 11.02.2002 N 393 принята Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года, которая взаимосвязана с
основными направлениями социально-экономической политики Правительства
Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры
реализации генеральной, стратегической линии в модернизации образования. Основной
задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение
современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства. В Концепции определена цель модернизации образования, которая
состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для
достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:
-обеспечение государственных гарантий доступности
и равных возможностей получения полноценного образования;
-достижение нового современного качества
дошкольного, общего и профессионального образования; -формирование
в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических
механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; -повышение
социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их
государственной и общественной поддержки;
-развитие образования как открытой
государственно-общественной системы на основе распределения ответственности
между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников
образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного
учреждения. В
Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным
фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее
международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки,
образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе
развития единого образовательного пространства Европейских стран,
провозглашённого Болонской декларацией. В результате обсуждений, широко
развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования
РФ в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса
в России, а в 2003 году в Берлине Россия присоединилась к этому европейскому
процессу. 2005 год
ознаменован новым шагом в развитии российского образования - реформа
образования объявлена национальным проектом. Ускорить начавшиеся процессы
модернизации Российского образования призван, провозглашённый Президентом
Российской Федерации В.В. Путиным, Приоритетный Национальный Проект
"Образование" (ПНПО), целью которого являются:
ускорение процессов модернизации российского образования, обеспечение комплекса
мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы
страны, достижение современного качества образования, адекватного
меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Проект
направлен на осуществление системных изменений по основным направлениям
развития образования России и призван эффективно содействовать становлению
гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Проект
содержит 6 основных направлений:
1. Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования
2. Внедрение современных образовательных технологий
3. Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня
4. Повышение уровня воспитательной работы в школах
5. Развитие системы профессиональной подготовки в армии
6. Проект «Сельский школьный автобус»
В 2006 году вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг. Разработка ФЦПРО связана с окончанием в 2005 году Федеральной программы развития образования 2002 года, а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» и рядом ведомственных программ. Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки РФ организовало работу по формированию современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Проект Модели широко обсуждался на августовских мероприятиях 2008 года. 2 сентября 2008 года на коллегии МОН РФ о поэтапном внедрении модели на период до 2012 года доложил И.М. Реморенко в своем выступлении «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» . 11 ноября 2010 на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы. Эта программа стала базовым инструментом для реализации национальной образовательной инициативы Д. Медведева «Наша новая школа», в которой определены шесть основных направлений развития общего образования:
В соответствии с этими концептуальными документами с 2009 года разрабатываются и поэтапно внедряются новые образовательные стандарты, развиваются оценочные технологии эффективности образования. С 2009 года в штатном режиме введен Единый государственный экзамен для выпускников общеобразовательных школ (ЕГЭ), а затем и Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА ныне ОГЭ). В 2012 году все ключевые положения современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики закреплены Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Глава 2. Реформа образования в соответствии с новым законом об образовании. Новый закон об образовании весьма существенно отличается от Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), положения которого касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. К сведению, в целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам прежним законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" нет гарантии ограничения размера такой платы, что теоретически (если учредитель примет такое решение) может привести к ее повышению. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: "образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д. Во-вторых, он меняет давно переставший быть адекватным термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме. В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. В связи с этим изменится и схема его финансового обеспечения – она будет аналогична "школьной". Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" четко определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты РФ, а в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских садов. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменил систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Иными словами, новый закон отменяет понятие "начальное профессиональное образование" и существенно расширяет понятие "среднее профессиональное образование". Среднее профессиональное образование становится общедоступным (хотя и на иных условиях, чем дошкольное и общее). При этом полученное ранее начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а среднее профессиональное образование – к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена. Меняется также и концепция высшего образования: если в Законе РФ "Об образовании" употреблялся термин "высшее профессиональное образование", то в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" – просто "высшее образование". В систему высшего образования теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование – подготовка кадров высшей квалификации. К сведению, Дополнительное образование в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" регулируется, исходя из концепции образования в течение всей жизни, и включает в себя три подвида: дополнительное образование детей; дополнительное образование взрослых; дополнительное профессиональное образование.
Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития.
2.1. Изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в 2016 году
Изменения, вступившие в силу с 01.01.2016г.
Откорректирована норма, содержащая определение рабочего времени педагогических работников. В частности, указано, что в него включается не только учебная (преподавательская) работа, но и воспитательная, в том числе практическая подготовка обучающихся (ч. 6 ст. 47 Закона об образовании). Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право путём издания законов и иных нормативных актов субъектов РФ устанавливать критерии нуждаемости при предоставлении компенсации родителям (законным представителям), которые вносят родительскую плату за присмотр и уход за детьми (ч. 5 ст. 65 Закона об образовании). В связи с изменением ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» введено в Закон об образовании новое положение. Оно содержит информацию об органах, имеющих право утверждать типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (ч. 17 ст. 76 Закона об образовании). Отредактированы нормы, касающиеся договора, который заключается между юридическими лицами в целях организации практической подготовки обучающихся, получающих медицинское или фармацевтическое образование. В частности, указано, кем должна утверждаться типовая форма договора (Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ), что должен содержать данный документ (ч. 5 ст. 82 Закона об образовании).
Изменения, вступившие в силу с 10.01.2016г. Установлены льготы при приёме на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для детей сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (а также для детей, находившихся на иждивении данных сотрудников), которые погибли (умерли) вследствие: увечья или иного повреждения здоровья, полученных сотрудниками в связи с выполнением ими служебных обязанностей; заболевания, полученного сотрудниками в период прохождения службы в учреждениях и органах Следственного комитета РФ. Указанные выше дети имеют право обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (ч. 7 ст. 71 Закона об образовании). Также расширен перечень детей (ч. 6 ст. 86 Закона об образовании), имеющих преимущественное право на приём в общеобразовательные организации, соответствующие следующим критериям: реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования; указанные программы интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами; целью данных программ является подготовка граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. Исправлено положение Закона, касающееся выплаты стипендий иностранным гражданам (ч. 5 ст. 78 Закона об образовании). Наименования и уставы образовательных учреждений должны были быть приведены в соответствие с Законом до 01.01.2016. Федеральным законом от 30.12.2015 № 458-ФЗ этот срок продлён до 01.07.2016 (ч. 5 ст. 108 Закона об образовании). Изменения, вступившие в силу с 13.03.2016г. До 01.01.2017 года ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", предоставлены льготы при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в соответствии со ст. 71, ч. 14 ст. 108 Закона об образовании. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2016г. В связи с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ в Закон введена новая норма (ч. 7 ст. 11 Закона об образовании). Она указывает на то, что требования федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, касающиеся результатов освоения основных образовательных программ профессионального образования, в части профессиональной компетенции должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов (при наличии). Все образовательные стандарты необходимо привести в соответствие с указанным положением. Программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, также на основе профессиональных стандартов (при их наличии) либо установленных квалификационных требований, если иное не установлено в законодательстве РФ (ч. 8 ст. 73 Закона об образовании).
В областях международных автомобильных перевозок и кадастровой деятельности типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются органами, указанными в ч. 7 ст. 76 Закона об образовании. 2.2. Сравнительный анализ старого и нового закона об образовании. Основные отличия старого и нового закона об образовании удобно рассмотреть с помощью сравнительной таблицы:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
Управление системой образования |
|
Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования |
Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети "Интернет" |
В феврале 2012 г. в ст. 5 был введен п. 3.1, в соответствии с которым государство должно оказывать гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ |
Принцип равного доступа государственных и частных образовательных организаций к финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке текста закона. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д. |
Последовательно проводится принцип светскости в образовании |
Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации |
Организация образовательного процесса |
|
Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ |
Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11) |
Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений |
Гл.6. регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, в ст. 58 подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся |
Правовой статус образовательных учреждений и организаций |
|
В законе говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. Согласно п. 1 ст. 12 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Понятие образовательной организации не раскрывается |
В законе говорится об образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение. Согласно п. 18ст. 2 образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности |
Нормы закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения |
Нормы ст. 27 устанавливают требования к формированию структуры образовательной организации |
Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения |
Нормы ст. 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. В частности, согласно ч. 3 данной статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников |
В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения |
Ст. 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (ч. 5). В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6) |
Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4) |
Закон содержит положение, согласно которому принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22) |
Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей) |
|
Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона |
В ст. 34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования |
Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона |
В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы |
Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий |
Ст. 77. регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78. – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ |
Ст. 42 посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований психологических, психолого-педагогических) обучающихся |
Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 обучающихся родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся |
Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений |
Ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 данной статьи такая комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и работников организации |
Правовой статус педагогических работников |
|
Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников |
В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности |
В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы |
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики |
Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников |
В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации |
Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников |
Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации |
Особенности дошкольного образования |
|
Дошкольное образование финансируется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов |
Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ |
Согласно п. 2 ст. 52.1 размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат |
Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с ч. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей |
Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными требованиями |
Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся |
Особенности школьного образования |
|
Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий |
В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием) |
Организация общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ |
Согласно ч. 2 ст. 6 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования |
Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования |
Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ |
Особенности дополнительного и профессионального образования |
|
Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов |
Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ |
Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не является общедоступным |
Согласно ч. 4 ст. 68 прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств |
Предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования |
Не предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования |
Какова основная цель федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования? Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт, ФГОС дошкольного образования) направлена на достижение нескольких целей. Так, согласно п. 1.5. приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Стандарт направлен: на повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Кроме того, Стандарт также направлен на решение ряда определенных задач.
Новый закон «Об образовании в РФ» вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Он заменил два базовых закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). Итак, новый закон содержит следующие принципиальные положения: -Дошкольное образование становится первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее -Школьное образование остается бесплатным. По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС).
-По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории. -Новый закон устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, закреплено право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу. -Законодательно закреплён особый статус педагогического работника, расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ. -Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной, а результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет. -Изменяется порядок поступления в вузы для льготников. -Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов. -Изменяется система профессионального образования. В систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. - Наряду с государственными процедурами мониторинга, надзора, контроля и оценки качества образования вводится независимая оценка качеств образования, которая осуществляется независимой организацией, а также общественная аккредитация образовательных организаций и профессионально–общественная аккредитация образовательных программ.
Заключение. Меняющаяся роль образования и его задач в современном обществе - стратегический вопрос, широко обсуждаемый в мире. Лидеры крупнейших держав определяют подходы в сфере образования и задают контуры общенациональных дискуссий. На наших глазах образование превращается в важнейшую социальную ценность и один из главных пунктов борьбы за социальную справедливость, достоинство и права человека. В конце прошлого века в России произошли огромные изменения, которые не могли не затронуть образование - его принципы, организацию, содержание курсов и учебных предметов. Система отечественного образования сравнительно давно отреагировала на мировые и российские вызовы: была признана необходимость реформ, и в 2001 году принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Через весь текст этого документа «красной линией» проходит мысль о реформировании системы на основе обеспечения государственных гарантий доступности и бесплатности качественного образования, сохранении его фундаментальности и «соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Об «улучшении материального положения и повышении социального статуса работников образования» говорится как об одном приоритетных направлений. В Концепции специально подчеркивается, что модернизация образования не может осуществляться как «ведомственный проект», поскольку речь идет о «политической и общенациональной задаче». Эта задача решается при активном участии общества – «граждан России, семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов». Таким образом, десять лет назад были сформулированы цели и направления реформирования российской системы образования. Последовательный курс на их реализацию позволит отечественному образованию сохранить конкурентно способность и подняться на уровень решения задач особой сложности, которые возникли перед Россией в постиндустриальную информационную эпоху.
Список используемых источников и литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ «Российская газета», № 303, 30декабря 2012 г.
2. Конституция РФ 12 декабря 1993 г./Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2013г.
3. Приказ МинобрнаукиРоссии от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"/ 15 декабря 2011 г. на Интернет-портале «Российской Газеты» (www.rg.ru)
4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года)»/ www.pravo.gov.ru, 10.02.2015
5. Приказ МинобрнаукиРоссии от 17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» /21 июня 2012 г. в«РГ» — Федеральный выпуск № 5812 С. И. Заир Бек, руководитель Центра методологии управления, экономики и нормативно-правового регулирования образования Федерального института развития образования
6. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 5–2011 Л. А. Зубов Понятие и содержание конституционного права на образование//Современное право № 12 от 2007 г.
7. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 5–2011 Маркс К., Энгельс Ф. Соч Т. 16. — С. 595.
8. Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 627-630.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.