Статья "Роль природы в формировании экологической культуры школьников"
Оценка 4.6

Статья "Роль природы в формировании экологической культуры школьников"

Оценка 4.6
doc
19.01.2021
Статья "Роль природы в формировании экологической культуры школьников"
Формирование экологической культуры школьников.doc

Тема: «Формирование экологической культуры школьников»

В социализации личности особую роль играет культура как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. В настоящее время считается признанным, что неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры является экологическая культура.

Формирование экологической культуры можно с полной уверенностью отнести к проблемам не только образовательной, но и социокультурной сферы, так как оно отражает стремление к пересмотру экологической парадигмы взаимодействия Человека и Природы. Успешность процесса во многом зависит от признания необходимости целенаправленной, научно организованной работы в данном направлении со всеми слоями и социальными группами общества, но в первую очередь, с миром Детства, от уровня культуры которого зависит судьба не только отдельной личности, но и всего человечества.

В формировании экологической культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, своего рода модернизации, качественном преобразовании поведения человека. Вместе с тем образование, понимаемое как созидание человека как Человека, предполагает, во-первых, усвоение систематизированных знаний, выработку необходимых умений и

навыков; во-вторых, неотделимость процесса усвоения их от формирования духовного облика человека, его мировоззренческих и нравственных установок, ценностных ориентаций, т.е. идет рядом и совпадает с процессом воспитания.

Экологическое образование также заключает в себя познавательную и воспитывающую составляющие, так как речь должна идти о воспитании экологически ответственной и творческой личности, ее активной гражданской позиции. Следовательно, экологическое образование, рассматривается как процесс не только усвоения экологических знаний, но и формирования мировоззрения и нравственной позиции личности.

Эффективное экологическое образование сегодня стало жизненной необходимостью, что потребовало разработки соответствующих концепций и программ.

Успешность данного образовательного процесса зависит от совокупности определенных педагогических условий, то есть тех условий, которые целенаправленно создаются, функционируют и развиваются на глубокой научной основе и позволяют сделать формирование экологической культуры более эффективным. В качестве таких условий можно выделить:

- учет возрастных особенностей учащихся;

- учет склонностей, интересов и потребностей школьников;

- единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности;

- непрерывность экологического образования;

- разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности.

- организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры человека.

Реализация каждого из обозначенных условий должна происходить не по принципу обособления, а на основе интеграции и взаимодополнения друг другом.

Система дополнительного образования имеет преимущества в плане свободного выбора школьниками занятий по своему интересу, простора для индивидуальной работы с каждым ребенком через привлечение к самостоятельной исследовательской работе и раскрытие творческих способностей детей, не сумевших реализовать себя в школьном коллективе. Поэтому она представляет уникальную базу, в рамках которой реализация предложенных педагогических условий будет происходить наиболее эффективно и органично.

Мы, в свою очередь, подчеркиваем необходимость при формировании экологической культуры школьников единства социо-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, что обеспечит не только формирование у школьников знаний, умений,навыков, но и ценностно-смысловое развитие личности, поддержкуиндивидуальности, а также будет способствовать включению школьников в решение экологических проблем. Это позволит говорить об активной личностной позиции по отношению к экологическим проблемам и об определенном уровнесформированности экологической культуры.

В школе – интернате большое внимание уделяется экологической культуре. Проводятся месячники природоохранительной деятельности, где воспитатели на воспитательских мероприятиях проводят беседы, экскурсии, викторины, конкурсы рисунков на экологическую тему. Ежегодно весной и осенью в школе проводятся субботники, где дети вместе с педагогами следят за чистотой территории школьного двора и пришкольного участка. В школе проводилась акция «Сирень победы», где ученики сажали сирень, также на территории школьного двора высадили туи. Кроме того, дети следят за озеленением клумбы, посадкой цветков. Воспитанники старших классов совершают походы на луг, в лес, где с детьми проводят беседы, что «охранять природу – значит охранять Родину».

Я считаю, что экологическое воспитание является неотъемлемой частью в воспитании современного человека. Исходя из вышеизложенного следует, что детям необходимо постоянно прививать любовь и заботу о природе.

 

 

 

 


Тема: «Формирование экологической культуры школьников»

Тема: «Формирование экологической культуры школьников»

Реализация каждого из обозначенных условий должна происходить не по принципу обособления, а на основе интеграции и взаимодополнения друг другом

Реализация каждого из обозначенных условий должна происходить не по принципу обособления, а на основе интеграции и взаимодополнения друг другом

Статья "Роль природы в формировании экологической культуры школьников"

Статья "Роль природы в формировании экологической культуры школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2021