СТАТЬЯ. Роль учителя начальных классов в создании условий, способствующих успешному обучению и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Ивлева Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, учитель-логопед.
В статье предлагаются некоторые методы и приемы, которые можно использовать педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии.
Что же такое инклюзивное образование?
Это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.
Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик:
· от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
· от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Инклюзивное обучение должно строиться на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка предполагает решение задачи формирования социально активной личности;
- принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения взаимодействия на гуманистической основе;
- принцип междисциплинарного подхода предполагает совместную работу специалистов ОУ;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды.
На сегодняшний день такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает вопрос.
· чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком.
У детей с ОВЗ можно выделить некоторые типичные особенности: небольшой словарный запас, слабая техника чтения, неумение обобщать прочитанное, затруднения в области применения знаний. Также неспособность самостоятельно организовать свою деятельность при выполнении заданий, включающих несколько операций, так как у них фактически отсутствует способность контролировать свои действия. Так, при работе с текстом дети не могут самостоятельно отличить материал, подлежащий запоминанию; при выполнении упражнений они не пытаются проанализировать возможные способы выполнения и найти наиболее рациональный. Для этих детей характерно неумение управлять своим вниманием, памятью, нежелание думать, поэтому усвоение знаний у них происходит формально. Учащиеся с ОВЗ стремятся избежать умственной работы и ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. В результате появляется так называемая "систематическая интеллектуальная недогрузка", которая приводит к значительному снижению умственного развития.
Немаловажной частью работы с детьми, имеющими ОВЗ, является диагностика, результаты которой позволяют учителю внести коррективы при планировании и проведении уроков. Существуют следующие виды диагностики:
- индивидуальная диагностика, выявление особенностей интеллекта, внимания, памяти, мышления, речи;
- диагностика родителей детей с ОВЗ;
- исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения;
- изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками;
- изучение позиции «Педагог-ученик»
Возможны различные формы работы с учащимися ОВЗ. Для меня представляются главными следующие: педагогическая поддержка становления индивидуальности, содействие ребёнку в проявлении индивидуальности, психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребёнка и его семьи.
Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.
1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).
2.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)
3.Письменные работы, занимают гораздо больше времени (также необходима помощь
Для детей ОВЗ нужно формулировать задание так:
1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
2.Задание должно быть кратким, конкретным
6.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.
Чтобы правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:
1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
2.Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
3.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
4.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
Хороший результат дает и распределение учащихся по парам
для выполнения заданий, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в
каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом,
учить решать проблемы, справляться с ситуацией.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно
Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.