Статья: Самообразование – необходимый элемент повышения уровня профессионального мастерства преподавателя СПО

  • docx
  • 03.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья преподавателя Сердобинцевой Н.О..docx

Статья на тему: «Самообразование – необходимый элемент повышения уровня  профессионального мастерства преподавателя СПО».

Одним из важных показателей профессиональной компетентности преподавателя СПО, является его способность и стремление к самообразованию, которое базируется на объективной оценке своего профессионального развития и уровне организации образовательного процесса, стремлении к росту, самосовершенствованию.

В педагогическом словаре самообразование определяется как «специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации». Самообразование — это процесс, который осуществляется добровольно, сознательно, системно, подвергается планированию, управлению и контролю со стороны педагога. Только в этом случае он приведёт к совершенствованию каких — либо качеств и навыков. Самообразования предполагает овладение техникой и культурой умственного труда, умением самостоятельно работать над профессиональным совершенствованием.

Специфика педагогической деятельности преподавателя СПО такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методикой его преподавания и организацией практических занятий, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, владеть методами аналитического анализа собственных достижений и результатов преподавания, обладать большой эрудицией.Планируя самообразовательную деятельность, логично выстроить её по следующему алгоритму:

1. Выбор темы, определение цели и задач согласно профессиональным потребностям. Определение направлений получения самообразования.

2. Разработка плана по самообразованию.

3. Определение источников получения информации.

4. Изучение теоретических аспектов в рамках темы.

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов.

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление.

7. Коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов.

 8. Подготовка отчета по теме самообразования.

9. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

 Определяясь с темой самообразования, в отдельно взятом учреждении СПО необходимо ориентироваться на:

1.Педагогический стаж работы в рамках преподаваемых дисциплин;

2. Личные затруднения.

При определении направлений получения самообразования, целесообразно выделить следующие направления:

· профессиональное (предмет преподавания);

· психолого-педагогическое;

· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

· информационно-компьютерные технологии;

· здоровьесбережение.

         Необходимо определить источники информации:

· литературу (методическую, научно-популярную, публицистическую); · печатные материалы сети Интернет;

· видео, аудио информацию на различных носителях;

· мероприятия сети Интернет, направленные на повышение педагогической образованности преподавателя СПО (семинары, вебинары и конференции, мастер-классы, олимпиады, конкурсы, мероприятия по обмену опытом и др.)

· опыт коллег по колледжу.

К видам деятельности, составившим процесс самообразования можно отнести:

1.Систематический просмотр видеоматериалов, имеющих профессиональную направленность.

2.Чтение конкретных педагогических периодических изданий по организации документационного обеспечения управления.

3.Изучение методической, педагогической и предметной литературы. 4. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях.

5.Общение на форумах практиков по делопроизводству в сети Интернет.

6.Участие в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для педагогов, организованных в педагогических сообществах сети Интернет.

7.Участие в заседаниях цикловой комиссии.

8.Участие в семинарах, тренингах, конференциях, организуемых в колледже.

9.Посещение открытых уроков коллег.

10.Прохождение курсов повышения квалификации.

11.Прохождение стажировки.

12.Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.

13.Общение с коллегами — педагогами на форумах преподавателей в сети Интернет с целью обмена опытом.

Изучив теоретический материал по  данной теме, и руководствуясь личным опытом педагогической работы в колледже в качестве преподавателя профессионального модуля можно  сделать следующие общие выводы:

1.В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

2.Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности.

3.Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.

4.Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

5.Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

6.Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Регулярное выполнение методической работы позволило добиться следующих результатов:

Ø  организовано участие студентов в исследовательской работе;

Ø  усовершенствованы комплекты РП и КОСов; · расширена и усовершенствована база лекций;

Ø  расширен и усовершенствован банк учебных презентаций;

Ø  расширен банк рефератов студентов;

Ø  создан банк презентаций студентов;

Ø  выстроена интегрированная работа по преподаванию ПМ 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;

Ø  разработаны дидактические материалы, тесты по преподаваемому профессиональному модулю;

Ø  разработаны методические материалы практических занятий  студентов;

Ø  даны уроки взаимопосещения;

Ø  посещены уроки коллег;

Ø  выступление на заседании цикловой комиссии (доклады);

Ø  личное регулярное участие в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для педагогов, организованных в педагогических сообществах сети Интернет;

Ø  участие студентов в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для обучающихся в СПО, организованных на образовательных порталах сети Интернет; результаты свидетельствуют о качестве преподаваемых дисциплин (дипломы призёров и победителей);

Ø  результаты промежуточной аттестации свидетельствуют о хорошем уровне освоения обучающимися преподаваемых дисциплин (100% успеваемость);

Ø  осуществлено обобщение опыта по теме самообразования.

Можно с уверенностью сказать, что система самообразовательной работы позволяет:

Ø  отслеживать современные исследования ученых в области преподавания различных дисциплин, а также новых программам и концепций обучения и воспитания;

Ø  изучать прогрессивный опыт коллег по проблемам использования различных форм организации процесса обучения;

Ø  совершенствовать текущее и перспективное планирование по преподаваемым дисциплинам;

Ø  рационально подбирать формы и средства усвоения и сохранения информации;

Ø  овладевать методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;

Ø  осваивать и успешно применять методы исследовательской и экспериментальной деятельности;

Ø  определять эффективность и перспективность дальнейшей деятельности.

         К личности педагога СПО на современном этапе развития общества предъявляются высокие требования. Профессиональная компетентность педагога — многоаспектное явление, которое невозможно без грамотно организованной деятельности в отношении самообразования, позволяющей повысить профессиональную и общую культуру педагога, его ценностные ориентации, представление о смысле своей деятельности и о себе как специалисте.