Статья на тему: «Самообразование – необходимый элемент повышения уровня профессионального мастерства преподавателя СПО».
Одним из важных показателей профессиональной компетентности преподавателя СПО, является его способность и стремление к самообразованию, которое базируется на объективной оценке своего профессионального развития и уровне организации образовательного процесса, стремлении к росту, самосовершенствованию.
В педагогическом словаре самообразование определяется как «специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации». Самообразование — это процесс, который осуществляется добровольно, сознательно, системно, подвергается планированию, управлению и контролю со стороны педагога. Только в этом случае он приведёт к совершенствованию каких — либо качеств и навыков. Самообразования предполагает овладение техникой и культурой умственного труда, умением самостоятельно работать над профессиональным совершенствованием.
Специфика педагогической деятельности преподавателя СПО такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методикой его преподавания и организацией практических занятий, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, владеть методами аналитического анализа собственных достижений и результатов преподавания, обладать большой эрудицией.Планируя самообразовательную деятельность, логично выстроить её по следующему алгоритму:
1. Выбор темы, определение цели и задач согласно профессиональным потребностям. Определение направлений получения самообразования.
2. Разработка плана по самообразованию.
3. Определение источников получения информации.
4. Изучение теоретических аспектов в рамках темы.
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов.
6. Систематизация наработанных материалов и их оформление.
7. Коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов.
8. Подготовка отчета по теме самообразования.
9. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.
Определяясь с темой самообразования, в отдельно взятом учреждении СПО необходимо ориентироваться на:
1.Педагогический стаж работы в рамках преподаваемых дисциплин;
2. Личные затруднения.
При определении направлений получения самообразования, целесообразно выделить следующие направления:
· профессиональное (предмет преподавания);
· психолого-педагогическое;
· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
· информационно-компьютерные технологии;
· здоровьесбережение.
Необходимо определить источники информации:
· литературу (методическую, научно-популярную, публицистическую); · печатные материалы сети Интернет;
· видео, аудио информацию на различных носителях;
· мероприятия сети Интернет, направленные на повышение педагогической образованности преподавателя СПО (семинары, вебинары и конференции, мастер-классы, олимпиады, конкурсы, мероприятия по обмену опытом и др.)
· опыт коллег по колледжу.
К видам деятельности, составившим процесс самообразования можно отнести:
1.Систематический просмотр видеоматериалов, имеющих профессиональную направленность.
2.Чтение конкретных педагогических периодических изданий по организации документационного обеспечения управления.
3.Изучение методической, педагогической и предметной литературы. 4. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях.
5.Общение на форумах практиков по делопроизводству в сети Интернет.
6.Участие в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для педагогов, организованных в педагогических сообществах сети Интернет.
7.Участие в заседаниях цикловой комиссии.
8.Участие в семинарах, тренингах, конференциях, организуемых в колледже.
9.Посещение открытых уроков коллег.
10.Прохождение курсов повышения квалификации.
11.Прохождение стажировки.
12.Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.
13.Общение с коллегами — педагогами на форумах преподавателей в сети Интернет с целью обмена опытом.
Изучив теоретический материал по данной теме, и руководствуясь личным опытом педагогической работы в колледже в качестве преподавателя профессионального модуля можно сделать следующие общие выводы:
1.В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
2.Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности.
3.Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.
4.Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
5.Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
6.Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Регулярное выполнение методической работы позволило добиться следующих результатов:
Ø организовано участие студентов в исследовательской работе;
Ø усовершенствованы комплекты РП и КОСов; · расширена и усовершенствована база лекций;
Ø расширен и усовершенствован банк учебных презентаций;
Ø расширен банк рефератов студентов;
Ø создан банк презентаций студентов;
Ø выстроена интегрированная работа по преподаванию ПМ 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;
Ø разработаны дидактические материалы, тесты по преподаваемому профессиональному модулю;
Ø разработаны методические материалы практических занятий студентов;
Ø даны уроки взаимопосещения;
Ø посещены уроки коллег;
Ø выступление на заседании цикловой комиссии (доклады);
Ø личное регулярное участие в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для педагогов, организованных в педагогических сообществах сети Интернет;
Ø участие студентов в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для обучающихся в СПО, организованных на образовательных порталах сети Интернет; результаты свидетельствуют о качестве преподаваемых дисциплин (дипломы призёров и победителей);
Ø результаты промежуточной аттестации свидетельствуют о хорошем уровне освоения обучающимися преподаваемых дисциплин (100% успеваемость);
Ø осуществлено обобщение опыта по теме самообразования.
Можно с уверенностью сказать, что система самообразовательной работы позволяет:
Ø отслеживать современные исследования ученых в области преподавания различных дисциплин, а также новых программам и концепций обучения и воспитания;
Ø изучать прогрессивный опыт коллег по проблемам использования различных форм организации процесса обучения;
Ø совершенствовать текущее и перспективное планирование по преподаваемым дисциплинам;
Ø рационально подбирать формы и средства усвоения и сохранения информации;
Ø овладевать методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;
Ø осваивать и успешно применять методы исследовательской и экспериментальной деятельности;
Ø определять эффективность и перспективность дальнейшей деятельности.
К личности педагога СПО на современном этапе развития общества предъявляются высокие требования. Профессиональная компетентность педагога — многоаспектное явление, которое невозможно без грамотно организованной деятельности в отношении самообразования, позволяющей повысить профессиональную и общую культуру педагога, его ценностные ориентации, представление о смысле своей деятельности и о себе как специалисте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.