Статья "Семья и школа"
Оценка 4.8

Статья "Семья и школа"

Оценка 4.8
docx
06.12.2023
Статья "Семья и школа"
Семья и школа.docx

«Семья и школа: к качеству образования стремятся все»

 

По моему глубокому убеждению,

педагогика должна стать наукой

для всех – и для учителей, и для родителей.

В. А.Сухомлинский

            Семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка. Именно семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к  социальной микросреде. В школу ребёнок приходит с уже частично сформировавшимися   нравственными представлениями. Для учителя важно знать какие представления сформировались у ребенка, в каких условиях происходило это формирование. Наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания – одна из основных задач учителя.

          Семья и школа -  это две взаимозаинтересованные системы,  отношения между которыми строятся через посредника, то есть через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную. Школа является целостным живым организмом, в котором все взаимосвязано. Взаимопонимание, взаимопомощь, стремление к общей цели возможно только при слиянии интересов семьи и школы, при активном  сотрудничестве.    Главное правило сотрудничества – взаимоуважение, тогда и общение будет в форме  обмена опытом, взаимных  советов и решений, которые удовлетворят обе стороны и будут приняты во благо  связующего посредника, то есть ученика.

         Целью сотруднических отношений «учитель – родители» - является обеспечение качественного образования, создание благоприятных условий для социального становления,    воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит  понимание семьёй политики  школы по отношению к воспитанию и обучению детей.

            Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Школа ставит перед собой много задач: воспитательные, учебные, просветительские, стремится  помочь ребятам стать активными гражданами общества, родители же хотят видеть своих детей образованными и  успешными.

Что значит коррекционная школа и какие классы есть?

Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.

Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка:

·                     небольшие классы, от 6 до 15 человек;

·                     предметы ведут преподаватели со специальным образованием, прошедшие курсы и повышение квалификации для работы с особенными детками;

·                     ребенок не чувствует себя «белой вороной», он в среде таких же, как и он;

·                     часть предметов исключают из учебной программы, остальные предметы адаптируют и дают в объеме, комфортном для усвоения ребятишками.

 

          Из практики моей  работы в коррекционной школе видно, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором   программы взаимодействия семьи и школы. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Семьи бывают очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей  в жизнь школы.   Как уже ранее было сказано, что в коррекционной школе обучаются особенные дети, а значит, и работа с такими детьми отличается от работы с детьми общеобразовательной школы. Большинство родителей наших учащихся выпускники коррекционных школ. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

Наше общение  начинается ещё до зачисления ребёнка в школу.  Обычно коррекционные  школы поддерживают связь со школами района  и центром диагностики и, получив информацию  о направленном в школу ребёнке  стараются, по возможности, собрать информацию о семье.  После зачисления  ребёнка в школу и определения его в класс классный руководитель, совместно со специалистами школы  организуют посещение семьи на дому с целью изучения семьи и условий воспитания ребёнка. Как правило родители заранее предупреждаются о приходе. Первое посещение семьи очень важное мероприятие. Нас интересуют условия жизни ребенка, особенности отношения к ребенку всех членов семьи,  семейные традиции и  увлечения,  организация досуга, ориентация родителей в вопросах воспитания.  Данное мероприятие позволяет классному руководителю и специалистам школы увидеть заинтересованность  членов семьи и привлечь  их к  взаимосотрудничеству, позволяет более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе и  выстроить систему индивидуальной работы с семьей. Главное делать это максимально корректно, не разглашая частную информацию о семье, всегда исходить из интересов ребенка. После посещения и изучения семей классные руководители составляют социальный паспорт семьи, класса.

              Вопрос качества образования в школе затрагивает буквально каждого участника образовательного процесса. Качество можно достичь быстрее, когда каждый будет чувствовать свою сопричастность. Одна из задач эффективного сотрудничества с родителями: повышение ответственности родителей за процесс воспитания своих детей, формирование заинтересованности родителей в положительном результате образовательного процесса.

               Родители вовлекаются в образовательный процесс как сотрудники и участники  в ходе праздников, бесед, игр, трудовых дел, спортивных мероприятий  и других форм совместной деятельности.

В школе проводится много праздников

Праздник « Первый Звонок»

Праздник «День учителя»,    Праздник Осени

Праздник ко дню Матери

Праздник Нового года

Праздник ко дню Защитника Отечества

Праздник «8 марта»

Праздник «За честь школы»

Праздник ко Дню Победы, Праздник «Последнего звонка»

 

            Традиционно в «День открытых дверей»,  который проводится…  ,      наша школа открывает свои светлые , уютные классы для всех желающих познакомиться с работой школы.

С первых дней пребывания учащихся в школе, для родителей и вновь прибывших учащихся, проводятся экскурсии по зданию и территории школы. Родителям рассказывается об истории   образования школы, традициях,  ключевых мероприятиях. Это помогает родителям оценить изменения в оформлении школы, познакомиться с проблемами, которые требуют решения.

            Значимую роль в  работе с родителями играет первое родительское собрание,  на котором    родители  знакомятся с нормативными документами  и основными моментами пребывания ребенка в школе, а так же  обсуждают планирование  и задачи учебно-воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой. Это позволяет обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. В дальнейшем   классные   руководители информируют родителей об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах, о проводимых в классе мероприятиях и участии в них обучающихся.

        На протяжении всей работы  с классом  классному руководителю  постоянно приходится поддерживать интерес  родителей к  сотрудничеству, подчёркивать их значимость и реальную роль в воспитании и развитии ребенка, укреплять уверенность родителей  в том, что они,   могут быть терпеливыми и настойчивыми,   могут наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.

              Немаловажными  формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы:

групповые

ü     Родительские собрания (форма проведения: беседа, дискуссия, конференция, круглый стол, анкетирование, родительское собрание на дому – классный руководитель посещает семьи на дому и обсуждает накопившиеся вопросы о данном ученике. Это может общая тема, но касается она только одной семьи.

индивидуальные

ü     Индивидуальные консультации

ü     Приглашение родителей на классные часы

ü     Индивидуальные беседы

ü     Посещение на дому

ü     Разговор при ребенке

               В рамках  поддержания интереса и  стремления  родителей к качеству образования   привлекаю их к принятию решений в классе и школе. Вопросы дисциплины и успеваемости  стараюсь не выносить на родительские собрания, а решать  их  в индивидуальных беседах. Для этого организовываю  встречи родителей с учителями - предметниками или с администрацией. Индивидуальные встречи и консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. В общении с родителями проявляю  максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Проблему ребёнка  выставляю как нашу общую с родителями проблему, которую мы способны решить только совместными усилиями,  всегда подчёркиваю  значимость родителей. В беседах часто  опираюсь на слова  педагога – новатора А.С.Макаренко «Воспитывая детей, нынешние   родители воспитывают будущую историю страны, а значит и историю мира».

        Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как вовлечение родителей в коллективные дела группы и класса. Дети с ОВЗ часто не могут довести до конца творческие работы. Иногда им не хватает волевых усилий, развития мелкой моторики и ручных навыков. В таких случаях я обращалась за помощью к родителям. Денис С. вместе с мамой доделывал коллаж «Ёжик», а папа Егора М. и Ильи М. изготовил рамочки для рисунков сыновей, папа Матвея Д. смастерил кормушку для птиц, дети её разрисовали. Общие коллективные творческие дела не только позволяют получить красивую работу на выставку, но и сплачивают взаимоотношения между детьми и родителями, родителями и школой. Учащиеся испытывают чувство гордости за своих мам и пап, а родители радуются успехам своих детей. Каждую осень в школе проводится традиционная выставку «Осень раскрасавица». Дети приносят «чудо-овощи», которые всей семьей растили в садах и огородах, делают поделки из даров осени.

Учащиеся нашей школы принимают посильное участие во Всероссийских  олимпиадах  по предметам и творческих конкурсах, организованными в сети интернет. Так учащийся 6 класса Егор М. занял 2 место в номинации чтения стихотворений Всероссийских конкурсов чтецов с международным участием и награждён дипломами. В его успехах большая роль отводится родителям. Без их помощи и настроя ребёнок не достиг бы таких успехов. 

Школа заинтересована в том, чтобы в лице родителей у неё были грамотные союзники в деле качественного образования детей. Родители должны обладать  педагогической культурой. Основная роль в повышении педагогической культуры  принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению. Лекции, конференции, дни открытых дверей, консультации и беседы  направлены на вооружение родителей основами педагогических знаний, обобщение и распространение опыта семейного воспитания, помогают предостеречь родителей от возможных ошибок и обеспечивают единство воспитательных воздействий школы и семьи.

      На протяжении последнего десятилетия значение информационных технологий в нашем обществе возросло. Сначала для постоянной связи с родителями, «дальних» детей я использовала мобильную телефонную связь, а в последние три года и Интернет. Некоторые родители имеют адреса электронной почты, что помогает держать их в курсе дел детей, рассылать объявления и просьбы.

Большинство старшеклассников общаются через социальные сети. Самой популярной у моих учеников является социальная сеть «Вконтакте», родители чаще зарегистрированы в «Одноклассниках». Данные социальные сети позволяют организовать дистанционное взаимодействие с воспитанниками и их родителями. В любое удобное время можно отправить сообщение родителям с приглашением на школьный концерт, и даже отправить ссылку на видеоролик с выступлением ребенка, или с фотографиями воспитательских мероприятий, школьных выставок и концертов. Особенно это было актуально в период дистанционного обучения. Родители с пониманием отнеслись к временным трудностям в обучении. Но и сейчас во время ограничений связанных с COVID-19 так важна взаимосвязь школы и семьи.  Хорошим помощником в налаживании дистанционного взаимодействия с семьей является программа «Скайп» и  «WhatsApp». Они позволяют не только сделать бесплатный звонок, написать сообщение, но и провести бесплатную дистанционную консультацию для родителей, объединив их в группу.

 Я стараюсь всегда идти навстречу родителям, стремлюсь показать им их нужность школе, классу. Родители же всегда идут на контакт, если видят неравнодушие учителя. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, а семья должна рассматривать школу  как друга и союзника. Только такими общими усилиями можно дать ребёнку качественное образование.

Конечно, моя информационная культура ещё недостаточно высока, но уже и этот небольшой опыт работы позволяет сделать вывод, что дистанционные технологии входят не только в практику обучения детей, но и в практику организации продуктивного взаимодействия с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают отслеживать судьбы воспитанников, проживающих в удаленных местностях.


 

Семья и школа: к качеству образования стремятся все»

Семья и школа: к качеству образования стремятся все»

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства»

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства»

Как уже ранее было сказано, что в коррекционной школе обучаются особенные дети, а значит, и работа с такими детьми отличается от работы с детьми общеобразовательной…

Как уже ранее было сказано, что в коррекционной школе обучаются особенные дети, а значит, и работа с такими детьми отличается от работы с детьми общеобразовательной…

Родители вовлекаются в образовательный процесс как сотрудники и участники в ходе праздников, бесед, игр, трудовых дел, спортивных мероприятий и других форм совместной деятельности

Родители вовлекаются в образовательный процесс как сотрудники и участники в ходе праздников, бесед, игр, трудовых дел, спортивных мероприятий и других форм совместной деятельности

На протяжении всей работы с классом классному руководителю постоянно приходится поддерживать интерес родителей к сотрудничеству, подчёркивать их значимость и реальную роль в воспитании и развитии…

На протяжении всей работы с классом классному руководителю постоянно приходится поддерживать интерес родителей к сотрудничеству, подчёркивать их значимость и реальную роль в воспитании и развитии…

В беседах часто опираюсь на слова педагога – новатора

В беседах часто опираюсь на слова педагога – новатора

На протяжении последнего десятилетия значение информационных технологий в нашем обществе возросло

На протяжении последнего десятилетия значение информационных технологий в нашем обществе возросло

здоровья, помогают отслеживать судьбы воспитанников, проживающих в удаленных местностях.

здоровья, помогают отслеживать судьбы воспитанников, проживающих в удаленных местностях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023