Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи младших школьников.
Оценка 4.9

Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи младших школьников.

Оценка 4.9
docx
03.12.2023
Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи младших школьников.
Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи младших школьников..docx

Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи младших школьников.

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет
активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием не рифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.

Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. (Слайд 2)

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. (Слайд 3)

Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.

Цель обучения составлению синквейна - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.  (Слайд 4)

Актуальность технологии «дидактический синквейн».

Синквейн используется на ООД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения. определенной темы.

Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.

Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).

Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций.

Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.

Синквейн совершенствует словарную работу. (Слайд 5, 6)

При составлении синквейна  решаются следующие задачи:

Уточнение, расширение, активизация словаря.

Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».

Дети учатся согласованию слов.

Дети знакомятся с понятием «предложение».

Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений.

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме.

Развитие ассоциативного мышления и образной памяти. (Слайд 7)

Этапы работы при составлении синквейна.

     I этап            Предварительный       

Создание речевой базы.

Расширение, уточнение и активизация словаря.

Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

II этап                         Основной

Составление синквейна. Работа с готовым синквейном.

Составление рассказа по готовому синквейну.

Совершенствование и коррекция синквейна.

Анализ неполного синквейна  (Слайд 8)      

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово –предмет;

Вторая строка – два слова –признаки;

Третья строка – три слова –действия;

Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;

Пятая строка – слова – ассоциации. (Слайд  9)

Синквейн состоит из пяти строк. Его форма напоминает ёлочку. (Слайд 10)

Виды схем. (Слайд 11)

Я использую такую схему. (Слайд 12)

Примеры синквейна  (Слайд14 )

Темы для составления синквейна для педагогов. (Слайд 16)

Синквейн – загадки (Слайды 17, 18)

Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностнойи личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию младших школьников. (Слайд 19)


 

Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи младших школьников

Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи младших школьников

Цель обучения составлению синквейна - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи

Цель обучения составлению синквейна - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи

Развитие ассоциативного мышления и образной памяти

Развитие ассоциативного мышления и образной памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023