Статья "Школа с точки зрения современного воспитания"
Оценка 4.9

Статья "Школа с точки зрения современного воспитания"

Оценка 4.9
doc
02.06.2022
Статья "Школа с точки зрения современного воспитания"
Школа с точки зрения современного воспитания.doc

Школа с точки зрения современного воспитания

Н.Н. Киселёва,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 6 (г.Куйбышев)

Аннотация: Школа – одна из самых современных и важных точек духовного роста и нравственного развития личности. В ее стенах продолжается формирование человека с моральной точки зрения.

Ключевые слова: духовно – нравственное развитие личности, патриотические идеи, социальная активность, культура Российского общества.

Из послания президента Федеральному собранию от 15 января 2020 года: «Но всё-таки, что такое классный руководитель? Это воспитатель, а это всё-таки федеральная функция». [5]

На нас, педагогов, возложена миссия, не побоюсь этого слова, «федерального масштаба».

Педагоги, особенно филологи, часто вспоминают строки А. С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава богу,

У нас не мудрено блеснуть. [2. С. 13]

Как видим, содержание образования не так важно, как само умение блеснуть результатами воспитания, соответствующими правилам поведения в обществе. И с этой точки зрения, Евгений Онегин, был не просто «острижен по последней моде», но и воспитан по последней моде. В современное ему время (первая треть 19 века) требования к воспитанию определялось практически теми же самыми критериями, что и сегодня:

- знание языков («Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал»);

- занятие активными видами спорта и увлечениями («Легко мазурку танцевал»);

- умение вести себя в обществе, естественное и учтивое поведение в коммуникации («И кланялся непринужденно»).

Сегодня содержание воспитания, конечно, определяет не мода, а вечные законы истины, добра и красоты, которые получили своё отражение в большом количестве официальных документов.

На мой взгляд, суть современной концепции воспитания определена второй статьёй Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». [1. С. 8]

Честно говоря, если оглянуться вокруг и всмотреться в реалии российской действительности, в простую жизнь обычных людей, то трудно согласиться с тем, что такой гуманистический идеал сегодня является универсальным критерием развития образования и общества в целом. Мы стремимся в пятёрку стран по качеству образования в мире, но совершенно очевидно, что попадём мы туда только в том случае, когда в России прозвучат по-новому известные слова горьковского Сатина: «Человек – вот правда! Человек – это звучит гордо!».

Поэтому сегодня все самые современные тенденции воспитания направлены на достижение нашего конституционного идеала. Так, воспитательные цели современной школы в последнее время определены реализацией национального проекта «Образование».

Наряду с обеспечением конкурентоспособности российского образования, главной целью нацпроекта является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». [4]

«Государство будет развивать сеть воспитания молодёжи  на основе патриотических идей, но не идеологизируя эту работу…» - заявил президент Владимир Путин на встрече с общественностью Крыма и Севастополя 18 марта 2019 года. [5]

«Это очень важная тема. Это касается молодых людей, школьников, подростков. Нужно воспитывать молодых людей, граждан страны, на основах патриотизма, любви к отечеству, на основе знания собственной истории, на основе различных идей по планам развития страны – чрезвычайно важная вещь.» [5]

Владимир Владимирович провёл параллель с советской системой воспитания молодёжи: «Велась работа с детьми: октябрята, пионеры, комсомольцы. Люди были погружены в общенациональную повестку.» [5]

А это ни что иное, как одна из основ духовно – нравственного воспитания. Всё это является и одной из главных задач ФГОС.

Сейчас духовно-нравственному воспитанию отводится более  50 % всего воспитания в школе. Что происходит в реальности?  Давайте разберемся, почему эта проблема стоит краеугольным камнем.  Во многом за нравственность отвечает  «вторая реальность» – телевидение, компьютер. Там существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей действительности людей. Он формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. По данным Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,  эти опасения разделяют около 73% молодежи и 80% людей старшего поколения уверены, что современные школьники мало интересуются нашей историей, культурой, ориентирована преимущественно на западные ценности. [3]

Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, %

 http://www.isras.ru/files/Image/Doclad/unior/pic7-03.gif

Почему так происходит? В школах ведется большая работа по привитию российских ценностей, идеалов. Это и кружковая работа: создаются кружки духовно-нравственного воспитания в младших классах и социализации в старших классах. На классных часах, во время урочных занятий педагоги ставят первостепенную задачу: «Воспитать нравственного человека». Во многих школах отводится большая работа по созданию волонтерских объединений, где дети, по желанию, организовываются в группы, для достижения определенной цели, во благо обществу. Но время от времени дети и подростки совершают аморальные поступки.

Все просто. У детей нет возможности этого не делать. Именно нет возможности. Поколение «слишком свободных» детей вырастает, наступает поколение «слишком свободных» родителей. У них нет общей идеи. У этих детей нет таких родителей, которые несли бы эту общую идею. Поэтому не зря президент упомянул пионеров и комсомольцев. Они воспитывались под одной целью, с одной идеей. По моему мнению, необходимо создавать подобные объединения. Здесь воспитательное значение имеет проект «Социальная активность». Цель проекта - создание условий для развития добровольничества (волонтёрства), поддержки общественных инициатив и проектов. Добрые дела – лучший способ для объединения, создания коллектива, пропаганды человеческих ценностей. Считаю, что одной из самых современных и эффективных форм комплексного воспитания обучающихся и развития личности детей – Российское движение школьников (РДШ).

Но как быть, когда речь идёт о обучающихся младшей школы? Для подобных объединений дети еще малы, но проблема нравственного воспитания уже актуальна и для них. В свое время я тоже задумалась над этой проблемой, создала кружок – объединение «По тропе хорошего поведения». Cчитаю, что воспитание человека, формирование свойств духовного развитой личности, умеющей правильно строить свою модель общения и поведения, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Закладывать это необходимо с детства. В рамках внеурочного занятия знакомлю младших школьников с истоками культуры Российского общества, с нравственными ценностями нашей страны. Мы участвуем в различных акциях, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей человека.

По этому же принципу создавалось моё второе творческое объединение для детей младшего школьного возраста Студия «Зазеркалье», в которой большое значение отводится воспитанию духовно-нравственной личности через систему занятий, связанных с историей развития культуры России. Мы изучаем произведения русского фольклора, ставим спектакли по мотивам рассказов и сказок российских писателей, после чего представляем их для зрителей – детей, родителей, педагогов.

За 5 лет существования данных творческих объединений, возросло количество участников.

Литература

1. Конституция Российской Федерации \ Официальный текст, М.:  Айрис Пресс, 2016.

2. Пушкин, А.С. Евгений Онегин \ Александр Пушкин; комментарий Ю.М. Лотмана. – М.: Эксмо, 2012. – 736 с. – (Библиотека всемирной литературы).

 3. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации \ Федеральный научно – исследовательский социологический центр РАН: официальный сайт – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://www.fnisc.ru (дата обращения 03.02.2020, 24.04.2022 г. г.)

 4. Министерство Просвящения Российской Федерации: официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 23.04.2022 г.)

5. ТАСС: информационное агенство (свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано 02 апреля 1999 года Государственным комитетом Российской Федерации печать). – М.: Обновляется в течение суток. – URL:  https://tass.ru (дата обращения 18. 04. 2022 г.)

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Школа с точки зрения современного воспитания

Школа с точки зрения современного воспитания

На мой взгляд, суть современной концепции воспитания определена второй статьёй

На мой взгляд, суть современной концепции воспитания определена второй статьёй

Он формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и…

Он формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и…

Они воспитывались под одной целью, с одной идеей

Они воспитывались под одной целью, с одной идеей

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2022