Статья: Система творческих заданий на уроках литературного чтения, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников.
Оценка 5

Статья: Система творческих заданий на уроках литературного чтения, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников.

Оценка 5
docx
24.06.2024
Статья: Система творческих заданий  на уроках литературного чтения,  их  роль в формировании познавательных  интересов  младших школьников.
file0.docx

 

 

 

 

 

Система творческих заданий

на уроках литературного чтения,

их  роль в формировании познавательных

интересов  младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данных  учебных пособиях соединены  лучшие традиции отечественной начальной школы и новейшие разработки  современной методики начального обучения. К таким разработкам относятся применение коммуникативно - деятельностного  подхода   при обучение родному языку,  а так же дифференциация и индивидуализация обучения.

В учебно - мелодическом комплексе  представлены основные  направления, направленные на модернизацию образования в начальной школе, а имнно гуманизация,  деятельностный и личностно-ориентированный подходы к процессу обучения.

Свои рабочие программы по предметам разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах.

В современном обществе  необходимо воспитывать  выпускника не только обогащенный багажом знаний, но и умеющий самостоятельно мыслить, уметь рационально работать с системой научных знаний, свободно оперировать приобретенными знаниями, умениями и навыками.

На сегодняшний день необходимо разработать конкурентоспособную модель выпускника, который будет обладать самостоятельным мышлением, сможет успешно самореализоваться, а значит и социализироваться. Таким образом, система образования должна подготовить людей, адаптированных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. В настоящее время информация становится основой и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях. Для раскрытия личности ребенка важно найти системообразущий компонент.

Цель моей работы - это создание  условий  для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности. Для  достижения поставленной  цели  были определены следующие  задачи:

1.                 Создать единое образовательное пространство путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог);

2.                 Внедрить в практику  разные педагогические технологии;

3.                 Создать  условия для формирования личности адаптированной для жизни в современном обществе;

4.                 Способствовать вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования.

В  общеобразовательном учреждении учатся дети с разными способностями и возможностями. В моём классе есть дети, которые требуют квалифицированной  коррекционной помощи, а так же учащиеся, которые могут выполнять задания повышенного уровня.  Это позволяет ещё раз убедиться в том, что действительно  учащимся и их родителям  необходим механизм развития навыка познавательной самостоятельности, позволяющий формировать  самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Для продуктивной работы  использую разнообразные приёмы, методы и средства обучения, которые направлены на повышение познавательной  самостоятельности, а так же развития  учебной активности  учащихся на уроке.

СРЕДСТВА

МЕТОДЫ

ПРИЁМЫ

Таблицы, учебники, карточки для устной работы

Устный

 

Фронтальный опрос, устные контрольные работы

Набор текстов, карточки для составления обратных задач

Словесный

 

Беседа, чтение статьи, консультации

 

Таблицы, схемы, рисунки, учебники, справочная литература.

Наглядный

 

Работа с перфокартами, по образцам, по алгоритму, творческие работы

Описания, инструкции, учебники, проекты.

Практический

 

Практические работы, создание проектов.

Словари, учебник, энциклопедия, экскурсия, компьютер

Исследовательский

 

Опрос, эксперимент, интервью, наблюдение, сравнение, моделирование

 

Одним из средств, помогающих работать над общим развитием ребенка, считаю овладение новыми педагогическими технологиями. Традиционная система обучения не отрицает применение современных педагогических технологий. Разные  способности  учащихся  позволяют использовать такую  технологию, которая  бы дала возможность использовать приобретённый до школы опыт.

Такой технологией  является  технология личностно ориентированного обучения (автор И.О. Якиманская), основанная именно на субъектном опыте жизнедеятельности ребёнка. Образовательная система в данной технологии направлена на развитие индивидуальности ребёнка. Методическая основа заключается в  индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Во время проведения  урока  я ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного. Вся работа  основывается на принципах личностно - ориентированного обучения и воспитания:

-         самоактуализация; 

-         индивидуальность;

-         субъектность выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. 

Вышеназванные принципы используются и в рамках  реализации  проектно-исследовательского метода.  Данный метод направлен не только на  развитие  познавательной самостоятельности, но  и на повышение интеллектуального  уровня учащихся.

Учебная мотивация учащихся  является исходным критерием познавательной самостоятельности.  Результатом стало повышение мотивации учения, произошли положительные личностные изменения: дети стали более активными, открытыми, более свободными в общении, они открыли в себе новые возможности, что привело к повышению интеллектуальной инициативы. Рефлексия уроков показала, что у учащихся после занятий  хорошее  настроение. Учащиеся  жаждут новых уроков, новых тем, новых открытий и в себе, и в окружающем их мире. Им стало присуще стремление к самостоятельному поиску решений. Этому способствовала благополучная, доброжелательная  атмосфера в  классе, создание на уроках и  внеклассных мероприятиях  ситуации успеха. Использование на уроках  активных форм познавательной деятельности. Это  и познавательные игры, защита проектов, исследовательская деятельность, система творческих заданий по литературному чтению, которая была мною разработана и успешно внедрена в процесс обучения.

Цель данной системы работы заключается в  развитие познавательного интереса учащихся младших классов на уроках литературного чтения через специально подобранные и разработанные творческие задания.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- использование различных творческих учебных заданий, стимулирующих исследовательскую активность учеников;

- создание условий для развития творчества, воображения, фантазии, мышления;

- обучение планированию работы, развитие самостоятельности, инициативы;

- пробуждение, поддержка интереса детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов своих версий и интерпретаций текстов;

- обучение представлению картин, нарисованных автором, и умению видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;

- проявление внимания к интересам каждого ученика, к его склонностям, разностороннему развитию и способностям;

- постоянное наблюдение за динамикой продвижения детей по отношению к стартовому уровню;

- разумное сочетание нестандартных приемов с традиционными методами.

На сегодняшний день в системе образования актуальной является проблема повышения творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе.

Система творческих заданий позволяет решить проблему формирования познавательной активности школьников. На уроках литературного чтения (учебник под редакцией М.В.Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой) мною используются творческие задания с включением традиционных и нетрадиционных приемов.

Под традиционными приемами понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды, известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными видами этих работ являются:

ü  иллюстрирование;

ü  рассказывание;

ü  чтение по ролям;

ü  драматизация.

Мною была составлена и разработана система творческих заданий, которые были разделены по характеру познавательной деятельности.

1.Задания  поискового (исследовательского) характера:

- составление структурных схем;

- выражение субъективного отношения к герою через цветовую палитру;

-  моделирование обложки книги;

- подбор пословиц, фразеологических оборотов для определения главной мысли.

2.Задания, направленные на активную работу воображения:

- наблюдения за явлениями;

- изображение описанных картин;

- художественная деятельность;

- описание образов различных модальностей (звуки, запахи, цвета, формы, рисование по представлению, эмоции, чувства)

Опираясь на  свой опыта, могу сказать о трех основных взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга путях воздействия на развитие воображения:

1.                 Воздействие извне.

2.                 Стимуляция воображения.

3.                 Самовоспитание.

3. Задания, направленные на создание объекта действительности, которые позволяют ученику выразить собственное отношение к прочитанному:

- творческие сочинения по картине;

- контаминации на темы художественных произведений;

- свободное сочинение сказок и рассказов;

- сочинение стихотворений.

Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволило сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.

На своих уроках, а также во внеурочной деятельности широко использую метод проектов, целью которого является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире.

Исследовательская деятельность реализуется через участие учащихся в школьной научно-практической конференции. Так за последние годы в рамках научно-школьной конференции ребята подготовили социально-значимые проекты: Красная книга Рязанской области "Растения", Проект  "Царство грибов", "Как разработать и создать свой семейный герб?", Проект "Один класс – одна  страна",  "Язык – наше  древо жизни на земле".

Учащиеся принимают участие  в создании исследовательских работ по различным направлениям. Так, на мой взгляд,  получилась интересная работа «Можно ли есть снег?» В результате исследовательской работы ребята совместно с родителями, учителем работали с различными источниками, проводили необходимые опыты, делали выводы, давали рекомендации. Таким образом подтверждали выдвинутые гипотезы.

Проводим исследования на уроках математики (Проект "Математика вокруг нас"), окружающего мира (Проект "Моя малая Родина"), литературное чтение (Проект "Семейное чтение).

При изучении новых тем, часто использую элементы проблемного метода обучения. Столкновение школьников с явлениями, фактами, требующими объяснения, побуждает их к поиску верного ответа, формулирования выводов, выдвижению гипотез.

Так перед учащимися встают проблемные вопросы: "Что значит учится?", "Как выяснить, что я знаю?", "Зачем нам ходить в школу?", "Как выяснить, что я не знаю?", "Как исправить свою ошибку?" "Не могу? Подумаю, почему?".

Особое место в методической работе занимает вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии - это многие приемы и методы работы, технологии, позволяющие сохранить здоровье участников образовательного процесса.

В рамках уроков я систематически провожу динамические паузы с музыкальным сопровождением и без него, эффективно использую в учебном процессе режим динамических поз: чередование положений стоя-сидя, с использованием конторок.

Так как урок – это  ведущая форма учебной деятельности, то ежедневно вовлекая детей в процесс обучения, стараюсь сделать его удивительным, новым, необычным, тем самым не позволяющим детям унывать, проявлять активность на всех этапах урока.

      Показателем результативности  по формированию познавательной самостоятельности могут служить участие и  достижения  учащихся   в  мероприятиях разного уровня (концерты и смотры на уровне ОУ, выступления в музыкальной школе города, участие детей в городских, школьных, областных конкурсах), а так же участие в школьных предметных неделях, олимпиадах. Высокие результаты говорят за себя.

В последние годы все чаще внедряю в учебно-воспитательный процесс информационно-компьютерные технологии. Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы я  осуществляю по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

· усиление интенсивности урока;

· повышение мотивации учащихся;

· мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии использую на таких этапах урока как:

1.  Обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4.  Для контроля учащихся.(тренажеры по русскому языку и математике)

Возможности ИКТ:

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

· создание текстовых работ;

· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Наша классная комната оборудована и оснащена согласно современным требованиям учебных программ, что дает возможность значительно расширить возможности учебного процесса: видеоэкскурсии, учебные фильмы, динамические паузы под музыку и т.д. В кабинете есть большая магнитная и интерактивная доски, класс оснащен видео и аудио техникой, ксероксом и принтером, документ- камерой. Созданы условия для оптимальной комфортности учащихся на уроках, регулярно осуществляю режим проветривания классной комнаты.

Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по развитию познавательной самостоятельности средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:

·                   высокой мотивации учащихся,  огромного желания и терпения  родителей, квалифицированном руководстве педагога;

·                   развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;

·                   системного применения самостоятельных работ на уроках;

·                   отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;

·                   мониторинг  качества знаний на всех этапах педагогической деятельности.

Сделать школьные годы золотой порой в жизни каждого ребенка - долг каждого учителя. Залогом успешного ученика должен стать учитель, который несёт в себе жизнеутверждающее начало, уверенность, увлеченность, радость и счастье. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая способность школы будущего. Поэтому в основу своей деятельности положила следующие ценности:

ü    Люби детей! Защити их любовью и правдой!

ü    Не навреди!

ü    Научи детей думать и любить!

ü    Ни дня без новизны!

ü    Учи любить жизнь и быть здоровым!

 

 

Литература.

1.     Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д. Читая – думаю.1 кл.: тетрадь по литературному чтению. –2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2015. -76с.: илл.

2.     Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д., Кузнецова М.В., Читая – думаю.2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению. –2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2016. -76 с.: илл.

3.     Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2015.

4.     Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.

 


 

Система творческих заданий на уроках литературного чтения, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников

Система творческих заданий на уроках литературного чтения, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников

В данных учебных пособиях соединены лучшие традиции отечественной начальной школы и новейшие разработки современной методики начального обучения

В данных учебных пособиях соединены лучшие традиции отечественной начальной школы и новейшие разработки современной методики начального обучения

Цель моей работы - это создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности

Цель моей работы - это создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности

Словари, учебник, энциклопедия, экскурсия, компьютер

Словари, учебник, энциклопедия, экскурсия, компьютер

Рефлексия уроков показала, что у учащихся после занятий хорошее настроение

Рефлексия уроков показала, что у учащихся после занятий хорошее настроение

На сегодняшний день в системе образования актуальной является проблема повышения творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе

На сегодняшний день в системе образования актуальной является проблема повышения творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе

Опираясь на свой опыта, могу сказать о трех основных взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга путях воздействия на развитие воображения: 1

Опираясь на свой опыта, могу сказать о трех основных взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга путях воздействия на развитие воображения: 1

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста

Проводим исследования на уроках математики (Проект "Математика вокруг нас"), окружающего мира (Проект "Моя малая

Проводим исследования на уроках математики (Проект "Математика вокруг нас"), окружающего мира (Проект "Моя малая

В последние годы все чаще внедряю в учебно-воспитательный процесс информационно-компьютерные технологии

В последние годы все чаще внедряю в учебно-воспитательный процесс информационно-компьютерные технологии

Наша классная комната оборудована и оснащена согласно современным требованиям учебных программ, что дает возможность значительно расширить возможности учебного процесса: видеоэкскурсии, учебные фильмы, динамические паузы под…

Наша классная комната оборудована и оснащена согласно современным требованиям учебных программ, что дает возможность значительно расширить возможности учебного процесса: видеоэкскурсии, учебные фильмы, динамические паузы под…

Поэтому в основу своей деятельности положила следующие ценности: ü

Поэтому в основу своей деятельности положила следующие ценности: ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024