ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум «Китеж плюс»
Статья «Социальная поддержка педагога в профессиональной среде»
Челпанов А.В., методист
ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум
«Китеж плюс»
Санкт-Петербург
2020
Социальная поддержка в профессиональной среде – предмет междисциплинарных исследований, в котором различают:
1. социальную поддержку профессиональной деятельности;
2. социальную поддержку личности в профессиональной деятельности;
3. социальную поддержку самообразования специалиста через предоставление ему возможностей непрерывного образования и повышения компетентности.
Понятие «среда» раскрывается через категории пространство, окружение, условия.
Профессиональная среда как пространство является формой бытия и как форма бытия ориентирует человека на взаимодействие.
Определение среды как окружения позволяет увидеть более тонкие конструкты профессиональной среды. Окружение означает более близкое расположение влияющих на человека факторов. Влияние окружения в профессиональной среде рассматривается в двух планах: как необходимое или сопутствующее, однако только то окружение, с которым человек взаимодействует.
Понимание среды как совокупности условий, влияющих на саморазвитие человека, позволяет рассматривать самого человека как носителя среды. В этой связи специалист рассматривается как носитель и представитель профессиональной среды. Профессиональная среда предоставляет возможность осмысления профессиональной реальности и собственно самореализации в ней. Осмысление профессиональной реальности осуществляется в единстве, как минимум, двух направлений:
- осмысление настоящего профессиональной реальности в пространственно-временной перспективе и формирование у себя психологической готовности к самореализации в сфере профессиональной деятельности;
- понимание меры собственной ответственности за результат профессиональной деятельности, т.е. за реализацию своих внутренних собственных ресурсов, за стремление к творческому преобразованию профессиональной среды.
С этих позиций социальная поддержка педагога в профессиональной среде осуществляется:
1) в пространстве и во времени, что означает обеспечение политической, экономической, правовой, экологической стабильности в данный момент. Человеку для самореализации в профессиональной среде необходимо ощущение социальной защищённости. В критические периоды социальной нестабильности можно наблюдать: временное снижение интереса к профессиональной деятельности; снижение уровня адаптированности; неустойчивость поведения и реакций; повышение тревожности; психическую напряжённость;
2) в обеспечении необходимого и сопутствующего влияния значимого окружения. Под обеспечением влияния значимого окружения понимается предоставление возможностей для непрерывного образования и повышения профессиональной компетенции. Компетентный специалист уверенно чувствует себя в профессиональной среде и имеет больше шансов для самореализации в профессиональном творчестве;
3) в создании ряда условий: мотивационных, стимулирующих. Создание указанных условий ориентирует на активное взаимодействие в профессиональной среде, способствует расширению ценностей профессиональной среды и самосовершенствованию человеком своей личности.
Таким образом, социальная поддержка педагога в профессиональной среде становится механизмом совместного с имеющимся в наличии профессиональным опытом преодоления препятствий (трудностей), мешающих самореализовываться и самостоятельно достигать желаемых результатов в самообразовании и жизнедеятельности вообще.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.