Статья «Современные образовательные технологии, внедряемые в малокомплектные школы»
Оценка 4.9

Статья «Современные образовательные технологии, внедряемые в малокомплектные школы»

Оценка 4.9
doc
08.02.2021
Статья «Современные образовательные технологии,                                              внедряемые в малокомплектные школы»
статья Современные образовательные технологии.doc

Статья «Современные образовательные технологии,                                              внедряемые в малокомплектные школы»

 

    Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют подрастающему человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, быстро включаться во временные коллективы, и задача учителя помочь ему в этом.

    В Конституции Республики Казахстан написано, что гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Одной из задач Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2020-2025 годы    (ей предшествовали программы на 2016-2019гг., на 2011-2020гг., 2005-2010гг., каждая из которых определила вектор развития и фокус приложения сил для укрепления образовательной системы Казахстана) является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, соответственно образование должно быть качественным для каждого учащегося независимо от его места жительства и уровня дохода семьи, который приобретает особую актуальность в специфических условиях малочисленной сельской школы.

    На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы неспециалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологии. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества образования.
    Внедрение новых педагогических идей и технологий в сельской школе сильно осложняется из-за значительной инертности сельской образовательной среды. Причины этого кроются не только в традиционно высокой инертности сельского социума, но и в недостаточной информированности сельских педагогов, в накопившемся у них негативном опыте участия в различного рода преобразованиях. Многие учителя малокомплектных школ считают, что современные педагогические технологии предназначены для школ с большим количеством учащихся, где МТБ соответствует современным условиям обучения. Все это естественно отражается на качестве образования учащихся, влияют на низкую мотивацию детей обучению. Такое положение дел показывает низкий процент качества, отсутствие победителей во всевозможных олимпиадах и конкурсов среди городских школ, невысокий результат в ПГК. Небольшой процент выпускников основных малокомплектных школ поступают учиться в колледжи по гранту.
Учащиеся малокомплектных школ, которые зачастую находятся в дали от «цивилизаций», лишены возможности посещать музеи, театры, зоопарк, цирк, и т.д., заниматься дополнительным образованием. Поэтому учителю МКШ предстоит создать новый комфортный образовательный процесс, построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка, изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Ее должен обновить учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания с помощью методического объединения учителей.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются 
современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.

   Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. Согласно словарю С.И. Ожегова, технология — это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология (от греч.: techne-искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) - совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда педагогическая технология — это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса “обслуживает” конкретная технология, и т.д..
Признаками педагогической технологии являются: цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. Цели, средства педагогической диагностики и анализ результативности помогают оценить технологию со стороны ее эффективности и целесообразности.                                                     

     Сущность образовательной технологии определяется научной теорией, сложившимися и утвердившимися системами обучения.

    Система проблемного обучения Д.Дьюи,  Махмутова, система развивающего обучения  Л.В. Занкова,  В.В. Давыдова и Э. Б. Эльконина , Выготского Л.С., Шаталов, Гузик, Виноградов, – их идеи, методики и подходы  индивидуальный и дифференцированный, педагогика сотрудничества, система личностно-ориентированного образования  И.С. Якиманской,  система модульного обучения  П.И.Третьякова,  развитие критического мышления  Д. Клустера легли в основу той или иной технологии.

Современные образовательные технологии, используемые в МКШ

1.     Технология развития критического мышления

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: 

 На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). 

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)        

 Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)       

          Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

 Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 Основные методические приемы развития критического мышления

 

 1.         Прием «Кластер»

 2.         Таблица

 3.         Учебно-мозговой штурм

 4.         Интеллектуальная разминка

 5.         Зигзаг, зигзаг -2

 6.         Прием «Инсерт»

 7.         Эссе

 8.         Приём «Корзина идей»

 9.         Приём «Составление синквейнов»

 10.       Метод контрольных вопросов

 11.       Приём «Знаю. /Хочу узнать…/Узнал…»

 12.       Да – нет

           13.         Приём «Чтение с остановками»

 14.       Приём «Взаимоопрос»

2.      Технология интерактивного обучения

Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. ИТ являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы.  Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.

К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:

1.Мозговые штурмы

2.Круглые столы (дискуссия, дебаты)

3.Деловые и ролевые игры

4.Мастер-классы

Однако есть и другие популярные методики, например, сократические диалоги, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции и многое другое. Говоря о технических новинках, стоит рассказать, прежде всего, об интерактивных досках, главная функция которых – демонстрация и активная работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия.

3.Главная цель технологии развивающего образования состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом») [2]. Основой такой технологии является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учащихся вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Преподаватель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Также технология развивающего обучения предполагает, что преподаватель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учащимися в различных формах (доклад, комментарии, спор, доказательства, диалог и др.).

4.Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения

Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.

   В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

   В течение последних лет активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.

5. В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.

6. ИКТ - информационно-коммуникативные технологии.
Внедрение образовательных средств ИКТ и их возможности в организации предпрофильного и профильного обучения в МКШ будут иметь огромное значение для поднятия качества образования учащихся.
Вместе с тем развитие и применение информационных и коммуникационных технологий в сфере образования значительно отстают от потребности.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
7. Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением. Познавательные игры – это интерактивный метод, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Таким образом, вовлечение учащихся в социально значимые виды деятельности будет способствовать формированию у них положительных нравственных качеств, выработке качеств общественников, активных граждан.
 Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

   В разработке технологий обучения в МКШ, прежде всего, необходимо ориентироваться на принципы учета психолого-педагогических, физиолого-возрастных и других особенностей детей и подростков.  Конструирование   инновационных образовательных технологий не дань моде, а необходимость, продиктованная временем. Достижение целей образования, в том числе и цели присвоения научного метода познания, возможно только на основе технологического подхода к организации учебного процесса.

 

Литература


1. В помощь малокомплектной школе. МОН РК. Астана. 2010.
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2020-2025гг, программы на 2016-2019гг., на 2011-2020гг, на 2005-2010 годы.
3. К вопросу о формировании профессиональной компетентности педагогов сельских малокомплектных школ. А. Ю. Михайличенко, С. М. Никульшин.  Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 11.

4. Конституция Республики Казахстан.

5. Концепция развития малокомплектной школы Республики Казахстан (проект) МОН РК. Астана. 2010.

6. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К., М. 1999г.
7. Современные образовательные технологии: тенденции и перспективы. 2008 г.


Скачано с www.znanio.ru

Статья «Современные образовательные технологии, внедряемые в малокомплектные школы»

Статья «Современные образовательные технологии, внедряемые в малокомплектные школы»

В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов

В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов

И.С. Якиманской, система модульного обучения

И.С. Якиманской, система модульного обучения

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Основой такой технологии является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития»

Основой такой технологии является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития»

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2021