Современные проблемы здоровья и здорового образа жизни в физическом воспитании и спорте.
В последние годы в России наблюдается рост негативных факторов, влияющих на здоровье населения. Одним из ключевых аспектов, способствующих решению этой проблемы, является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у граждан.
Здоровый образ жизни представляет собой комплекс ценностных установок и практических действий, направленных на поддержание и улучшение физического и психического благополучия человека. Важным аспектом формирования ЗОЖ является образование и просвещение в области физической культуры.
Основы физической культуры закладываются в раннем возрасте, поэтому одной из ключевых задач системы образования является укрепление здоровья подрастающего поколения.
Согласно результатам медицинских исследований, возраст от одного года до пятнадцати лет является наиболее подходящим периодом для формирования фундамента крепкого здоровья.
Среди ключевых аспектов, влияющих на здоровье детей, можно выделить следующие:
¾ генетические особенности;
¾ состояние окружающей среды;
¾ качество медицинского обслуживания;
¾ образ жизни.
Кроме того, существуют и другие факторы, которые могут оказать негативное воздействие на развитие организма ребёнка.
В современном обществе существует ряд проблем, связанных со здоровьем детей и подростков, которые требуют пристального внимания и решения. Наиболее значимыми из них являются:
1. Изменение качества питания. В условиях информационного дефицита у детей и их родителей, часто возникает проблема неправильного подхода к питанию. Это приводит к тому, что дети потребляют недостаточное или избыточное количество пищи, не получая при этом необходимые питательные вещества и витамины. Это, в свою очередь, может привести к развитию различных заболеваний, связанных с пищеварением. Кроме того, всё больше детей и подростков сталкиваются с проблемами избыточного веса и ожирения.
2. Малоподвижный образ жизни. В современном мире всё больше людей ведут малоподвижный образ жизни, что становится нормой как для взрослых, так и для детей. Гиподинамия может привести к различным заболеваниям и негативно сказаться на общем физическом состоянии человека.
3. Высокая образовательная нагрузка. В последние годы с введением новых форм обучения и реформированием системы образования, возросла нагрузка на детей школьного возраста. 73% школьников не владеют правильными приёмами активного отдыха между занятиями, что приводит к переутомлению, стрессам и негативным последствиям для здоровья. По данным российских учёных, около 51% детей не проводят свой внешкольный досуг на свежем воздухе, предпочитая малоподвижный отдых дома за телефоном или компьютером.
Анализируя вышеизложенные аспекты, можно сделать вывод о насущной необходимости усиления роли физической культуры и спорта в жизни современных детей. В сочетании с планомерной пропагандой здорового образа жизни, следует стремиться к повышению уровня физической активности школьников всех возрастов.
Комплексный подход к физическому воспитанию не только оказывает благотворное влияние на растущий организм ребёнка, но и способствует повышению устойчивости к неблагоприятным внешним факторам, а также гармоничному физическому и психическому развитию.
Особенно важно уделять внимание занятиям физической культурой для детей, имеющих проблемы в физическом развитии. Занятия должны быть систематическими, разнообразными, а нагрузка постепенно увеличиваться.
В контексте школьного образования, несомненно, важнейшую роль в формировании комплексного подхода к физической активности учащихся играет преподаватель физической культуры. Применение широкого спектра методов, таких как физические упражнения, грамотно составленная программа тренировок, сбалансированное питание, соблюдение режима дня, поддержание личной гигиены, закаливание, профилактика вредных привычек, а также регулирование психофизического состояния организма, существенно повышает эффективность формирования здорового образа жизни.
Образовательное учреждение представляет собой одну из ключевых площадок для организации разнообразных форм физической активности. Это достигается посредством проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий как в рамках учебного процесса, так и вне его.
Важно подчеркнуть, что современная система образования акцентирует внимание на пропаганде здорового образа жизни. Занятия спортом воспринимаются как неисчерпаемый источник возможностей для воспитания, самосовершенствования и самореализации молодёжи. Кроме того, спорт способствует формированию у детей и подростков навыков противостояния таким пагубным пристрастиям, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Таким образом, можно сформулировать ряд задач, выполнение которых будет способствовать оздоровлению и укреплению здоровья учащихся, а также стимулировать продуктивность образовательного процесса в целом.
1. Увеличение двигательной активности.
В рамках урочной деятельности необходимо уделять больше внимания игровым видам спорта, таким как футбол, баскетбол, гандбол и волейбол, чтобы повысить интерес учащихся и стимулировать активное выполнение физических упражнений. Это станет возможным при увеличении общего количества времени учебной программы с трёх до пяти часов в неделю.
Ещё один немаловажный аспект для реализации этой задачи — это регулярное пополнение материальной базы общеобразовательных учреждений спортивным инвентарём и оборудованием, необходимым для организации занятий различными видами спорта, предусмотренными учебной программой.
Не менее важным процесса обучения и воспитания подрастающего поколения является создание благоприятного психологического климата в образовательной среде.
Формирование здорового психологического микроклимата в образовательной среде представляет собой неотъемлемый аспект процесса обучения и воспитания подрастающего поколения.
Регулярная физическая активность, как известно, способствует не только укреплению физического здоровья, но и стимулирует рост новых нейронов в головном мозге, что, в свою очередь, повышает устойчивость психики ребёнка к стрессовым ситуациям.
В связи с этим, учебная деятельность школьников должна быть направлена не только на усвоение академических знаний, но и на развитие навыков командной работы и эффективной коммуникации в детском коллективе.
3. Профилактика переутомлений
Чрезмерная интенсивность современного образовательного процесса нередко приводит к эмоциональным перегрузкам, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на здоровье учащихся.
Одной из главных задач воспитательного процесса должно стать разъяснение и практическое применение важных правил стимуляции работоспособности. Каждый школьник должен не только быть осведомлён о сбалансированном режиме дня, здоровом сне, правильном питании и пользе физической активности, но и уметь эффективно применять эти знания на практике.
4. Повышение уровня осведомлённости родителей в вопросах здорового образа жизни.
К сожалению, в настоящее время представления о здоровом образе жизни не являются приоритетом для большинства взрослых жителей нашей страны. В этой ситуации система образования должна активно работать над предоставлением необходимой информации, которая поможет гражданам осознанно использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья и здоровья своих детей.
Таким образом, образовательное учреждение должно стать центром распространения информации и площадкой для популяризации спорта и здорового образа жизни. Это может быть реализовано через проведение массовых спортивных мероприятий для школьников, педагогов и родителей.
Подводя итог, можно констатировать, что процесс современного физического воспитания в образовательных учреждениях должен представлять собой комплексную систему, направленную на профилактику и сохранение здоровья ребёнка, а также оптимизацию физической подготовки.
Рациональный подбор современных форм, средств и методов физической активности должен позволять учащимся не только успешно решать образовательные задачи, но и находить самостоятельный подход к организации занятий физической культурой и спортом, исходя из собственных личностных интересов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.