Статья Создание развивающей образовательной среды в начальной школе
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Статья Создание развивающей образовательной среды в начальной школе

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
21.02.2020
Статья Создание развивающей образовательной среды в начальной школе
создание развиващщей среды..docx

Создание развивающей образовательной среды в начальной школе

Целями современного начального образования являются:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности участников образовательного процесса, обеспечение их эмоционального благополучия;

- обеспечение освоения младшими школьниками основ предметной грамотности в виде уровня освоения средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях школьно образования;

- формирование ключевых компетентностей учащихся в решении учебных и практических задач;

- развитие ребёнка как субъекта отношений с миром, людьми и самим собой, успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.

Класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Возможности у всех учащихся разные. Но каждый ребенок имеет право на самореализацию личности, на собственный путь развития, соответствующий его индивидуальным особенностям. Возникает необходимость в создании особых условий, особой образовательной среды для развития способностей каждого ребенка, даже малоспособного, чьи способности еще «спят», не востребованы, не раскрыты.

Ребенок развивается наилучшим образом тогда, когда он увлечен процессом обучения и сам активно участвует в деятельности.

Возникает необходимость предоставить младшим школьникам возможность для осуществления различных видов деятельности:

- учебное сотрудничество;

- индивидуальная учебная деятельность;

- игровая деятельность;

- творческая и проектная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- художественно-эстетическая деятельность;

- трудовая деятельность;

- спортивная деятельность.

Для полноценного осуществления всех видов деятельности в школе создается предметно-образовательная среда:

- техническое оснащение кабинетов (компьютерная техника, включающая аппаратные средства, доступ к ресурсам Интернет);

- цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники и тренажёры по предметам, коллекции электронных образовательных ресурсов, образовательные Интернет-порталы)

- учебно-методическая литература (учебники для школьников, справочники, словари и хрестоматии,методическое обеспечение для учителя)

- учебно-практическое и лабораторное оборудование (наглядное оборудование (карты, схемы, таблицы), натуральные объекты, приборы, муляжи, инструменты и т.п.)

Использование развивающих возможностей

В учебниках перед изучением каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.

В каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

Организация учебного процесса строится на основе системно - деятельностного подхода.

Используем элементы современных образовательных технологий деятельностного типа:

 - проблемно-диалогической технологии,

 - технологии мини-исследования,

- технологии организации проектной деятельности,

- ИКТ-технологии..

Каждый учитель-мастер, виртуоз, как по нотам, играет свой урок, пользуясь своими «секретами». Вот некоторые из таких «секретов», позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в единую сеть, обеспечив его логическую стройность. 

1.В любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор:

- разноуровневые задания, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться", отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности..

2. Не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса:

- Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. 

Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю:

3. Освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности:

- Дай себе помочь: предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение). 

- Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос — быстрый ответ) иногда допустим, но педагог должен понимать, что этим он способствует «забиванию» активными и энергичными учащимися всех остальных; ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ. 

- Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться. 
- вопросы, требующие неоднозначного ответа: «Что вы можете рассказать о слове «пальто»», «Найди лишнее: тетрадь, пенал, карандаш, краски»

- Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему. 

4.Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи:

- Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды. Поскольку основную учебную информацию, дисциплинарные замечания и управляющие действия учитель передает голосом, то это уменьшает их эффективность, ибо «подобное растворяется в подобном». Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке. 

- Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика. 

5.Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения:

- Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы урока учащимися после нескольких наводящих предложений, знакомство с планом урока и др. 

- Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников. 

- Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ. 

- - Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии. 

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Очевидно изменение роли ученика и учителя.

Учитель - организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных   и личностный учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Ученик из пассивного, созерцающего становится самостоятельным, мыслящим.

Необходимо создать в школе условия как для постепенного перехода детей с полноценно сформированной игровой деятельности к деятельности учебной (в рамках сюжетно-ролевой игры, игры по правилам и режиссерской игры высокого уровня), так и для компенсации недостаточности развития игровой деятельности у части детей класса.

В классе необходимо создать предметную развивающую среду – выделить игровой уголок, в котором должны находиться игрушки и предметы, которые дети могут использовать как по назначению, так и в роли предметов заместителей для организации различных возрастных игр:

- кубики, мозаика, пластмассовые кольца, шары из разных материалов, машинки, и др.;

- различные природные материалы (шишки, камушки, ракушки и др.).

- игры по правилам: шахматы; шашки; различные настольно-печатные дидактические игры и др.

-  различные мелкие игрушки и предметы; модели комнаты с маленькой мебелью; наборы настольного театра; карточки с изображением различных предметов или кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением различных предметов и др. ПРОБЛЕМА

Организация внеурочной деятельности на основе оптимизационной модели по шести направлениям (спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, проектная деятельность, гражданско-патриотическое, общекультурное, социальное) и в различных формах (секции, кружки, мастерские). Выбирается самим обучающимся и не входит в максимально допустимую учебную нагрузку.

1.      Дети должны иметь возможность обучаться на собственных как неудачных, так и удачных решениях. Один из наилучших способов обучения основан на анализе и осмыслении неудачного решения.

2.      В своей ежедневной деятельности дети должны сталкиваться с необходимостью самостоятельного выбора:– дети выбирают, что они станут делать, как они будут это делать, с какими средствами, с кем, а иногда и где; – учитель направляет выбор лишь тем, что дает необходимые материалы и обеспечивает возможность умелого использования этих материалов.

3.      Учитель должен выделять время, когда дети делятся друг с другом результатами своей работы, это придает значимость работе и процессу принятия самостоятельного решения;

4.      Роль учителя сводится к наблюдению и общению с детьми, а не к тому, чтобы быть «на подхвате» и исправлять ошибки.

5.      Учителю следует:

– наблюдать за тем, как дети работают и делают выбор, как они преодолевают трудности, каковы их конкретные интересы и каким детям необходимо помочь развить чувство независимости и ответственности;

– лично общаться с каждым учеником; дети должны видеть и слышать, что учитель интересуется их работой и ценит их работу; – облегчать и направлять работу при возникновении проблем.

Создание и совершенствование развивающей образовательной среды начальной школы возможно и необходимо в современных условиях.

Образовательная среда начальной школы обладает значительным развивающим потенциалом. Она способствовует реализации творческих задатков и скрытых способностей детей; обеспечивает высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а


 

Создание развивающей образовательной среды в начальной школе

Создание развивающей образовательной среды в начальной школе

Использование развивающих возможностей

Использование развивающих возможностей

Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ

Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ

В классе необходимо создать предметную развивающую среду – выделить игровой уголок, в котором должны находиться игрушки и предметы, которые дети могут использовать как по назначению,…

В классе необходимо создать предметную развивающую среду – выделить игровой уголок, в котором должны находиться игрушки и предметы, которые дети могут использовать как по назначению,…
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей