Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка.
Ситуация успеха заключается в целенаправленном создании педагогом
комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися
удовлетворения, радости, проявлению спектра положительных эмоций
и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются
разнообразные педагогические средства, условия.
Ситуация успеха «невозможна без мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда».
Среди ведущих факторов (внутренних условий), определяющих уровень мотивации достижения успеха, исследователи называют:
· стремление к успеху (эффективность, результативность любой деятельности зависит от внутренней мотивации - желания, «хотения» чем-то заниматься, что-то делать; если этого нет, то не стоит надеяться на высокие результаты);
· надежду на успех (уверенность человека в своих силах, адекватная оценка своих возможностей в успешном осуществлении какой-либо деятельности способствуют успешной адаптации в ситуации любой деятельности);
· субъективно оцененную вероятность достижения успеха (осознание человеком себя как субъекта деятельности, понимающего, что успех в деятельности зависит, прежде всего, от него самого, его самостоятельности, активности, творческого подхода к делу, рефлексивных умений);
· субъективные эталоны оценки достижений (осознание человеком своих достижений в какой-либо деятельности, взаимодействии с другими; способность и потребность человека в систематической рефлексивной деятельности, готовности к самооценке).
Названные факторы определяют поведенческий сценарий успешного человека, который активно действует, проявляет инициативу, охотно занимается разнообразными видами деятельности, всегда достигая желаемого результата.
Внутренние условия (состояние учащегося) в ситуации успеха обуслов-лены комплексом внешних педагогических условий, целенаправленно создаваемых педагогом.
1. Культуросообразная организация деятельности учащихся. Педагог должен сначала рассказать о целях и порядке выполнения предстоящей деятельности и убедиться в том, что ученики это поняли, осознали. Затем определяются временные рамки, учащиеся получают необходимое оборудование, дидактические материалы и т. д. и приступают к выполнению конкретных предметных действий. Следующий компонент - стимулирование деятельности учащихся (через предъявление различных педагогических требований, одобрение, похвалу, замечания и т. д.). Далее следует контроль и самоконтроль, а также анализ и рефлексия результатов деятельности учащимися.
2. Субъектная позиция учащихся в деятельности. Осознание успеха, удовлетворение от сделанного возникает только в атмосфере равенства участников педагогического взаимодействия, восприятия педагогом ученика как субъекта педагогического процесса - активного, самостоятельного, творческого, имеющего право на самостоятельную деятельность, на индивидуальный путь решения задачи. Субъектная позиция ученика проявляется в его возможности создавать свои смыслы по обсуждаемым проблемам, предъявлять эти смыслы другим, отстаивать их конструктивность. Это не роль приемника готовой учебной информации, а позиция исследователя.
3. Позитивность и оптимистичность оценочной деятельности педагога. Оценивая ход и результаты деятельности школьников, организуя их самооценку, педагог должен стремиться к позитивности, что в первую очередь предполагает глубокое осознание сущности оценочной деятельности как целенаправленной активности по выявлению и вербализации достижений, успехов учащихся, презентации достоинств учащихся в выполнении и результатах деятельности. Оценить другого - значит подчеркнуть его ценность, достижения, достоинства.
Педагогически недопустимо учителю проявлять эмоциональную агрессивность, негативные чувства и эмоции, что в значительной мере препятствует формированию положительной мотивации детей в деятельности.
4. Оценка деятельности, но не
личности учащегося. Необходимо различать
оценку деятельности и оценку личности. Человек всегда более чувствителен к
оценкам, касающимся его личности, нежели к оценкам деятельности. Педагог всегда
должен стремиться оценивать различные аспекты хода и результатов деятельности и
ни в коем случае не переносить эти оценки на личность ученика. К сожалению, в
массовой образовательной практике происходит как раз наоборот. Тем самым
ущемляется чувство собственного достоинства ученика, понижается его статус в
глазах окружающих.
5. Сравнение успешности ученика только с его прежним уровнем успешности. Педагогически нецелесообразно (недопустимо) сопоставлять результаты деятельности одних учащихся с достижениями других. Особенно это касается соотношения результатов хорошо успевающих, очень успешных и отстающих учеников. Подобная практика ведет к формированию либо завышенной, либо заниженной самооценки школьников, препятствует адекватности оценки их деятельности.
6. Вера в возможности развития учащихся. Содержательную основу позиции педагога должен составлять антропологический постулат: «Нет неспособных детей. Необходимо верить в возможности развития каждого ученика».
7. Любовь педагога к учащимся и своей профессии. Это главное условие конструктивного педагогического взаимодействия во все времена и у всех народов. Любовь педагога к ученику проявляется в стремлении видеть и уважать в каждом ребенке личность, индивидуальность, воспринимать ученика таким, какой он есть, стремиться развить его неповторимость, особенность, отличие от других.
Создание ситуации успеха является проявлением любви педагога ко всем учащимся класса или к конкретному учащемуся в зависимости от складывающегося педагогического взаимодействия.
8. Успешность педагога в профессиональной педагогической деятельности. Очевидно, что успех ученика может обеспечить успешный педагог, который испытывает от своей работы, результатов педагогического взаимодействия радость, удовлетворение. Учитель, владеющий широким арсеналом педагогических средств, инновационными педагогическими методами и технологиями, умеющий создавать оптимальные условия развития учащихся, в любой педагогической ситуации добивается расположения своих учеников, вызывает у них чувства удовлетворения, радости от состоявшегося взаимодействия.
9. Рефлексия учащимися успешности своей деятельности. Осознание успеха является атрибутом постоянной рефлексии учащимися как хода, так и результатов осуществляемой
деятельности. Целенаправленная организация рефлексивной деятельности школьников позволяет им зафиксировать свое эмоциональное состояние, определить его причины, выделить слагаемые успешного достижения цели.
Создание ситуации успеха предполагает использование достаточно широкого спектра различных технологических приемов.
1. Эмоциональное поглаживание.
Это один из самых распространенных и популярных приемов создания ситуации успеха. В его основе - эмоциональный контакт с учащимися через обращение к ним со словами одобрения («Молодец!», «Умница!»), позитивной оценки («Восхитительно!», «Здорово!», «Замечательно!», «Гениально!»), с комплиментами («Вы сегодня прекрасно, очень слаженно работаете», «Как приятно иметь дело с таким творческим человеком!»), через проявление доброжелательности («Уверен, что у вас все получится!», «Пожелаю тебе успеха в этом непростом деле!»), восхищения («Ребята, я горжусь вами!», «Восхищаюсь твоими достижениями», «О, вы, оказывается, горы можете свернуть!»).
«Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия, - и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием».
2. Анонсирование деятельности.
Основной смысл этого приема сводится к предварительному обсуждению с учащимися того, что они должны будут сделать. Реализация приема направлена на осмысленное восприятие учениками предстоящей деятельности, плана, алгоритма ее выполнения для успешного достижения цели. Это своеобразная репетиция предстоящей деятельности. Пошаговое обсуждение порядка работы внушает учащимся уверенность в собственных силах. Этот прием предполагает исключение элемента внезапности, непредсказуемости, таинственности, скрытости.
Педагог не хранит в глубокой тайне предстоящую завтра или через неделю контрольную работу, диктант, выполнение какого-либо творческого задания, а предупреждает учащихся об этих событиях заранее и достаточно подробно обсуждает с детьми порядок выполнения деятельности, способствующий ее высокой результативности. Данный прием педагог применяет прежде всего в работе с учащимися, которые недостаточно уверены в себе.
3. Благоприятная оценка.
Суть этого приема заключается в позитивном оценивании, бережном отношении к чувству собственного достоинства ученика, сохранении позитивных эмоций детей, развитии их положительной мотивации в деятельности. Педагог выделяет на первый план именно достижения ученика, успехи, достоинства, сравнивает их с его прежними индивидуальными достижениями.
4. Снятие страха перед деятельностью. Реализация приема направлена на
освобождение от психологического зажима, на снятие тревожности в осуществлении какой-либо деятельности. Педагог ободряет учащихся, убеждая, что предстоящая деятельность не является сложной и с ней можно успешно справиться («Это не так сложно, как тебе кажется. Это легко. Ты в этом сам скоро убедишься!»). Если что-то не получается, то не стоит драматизировать ситуацию.
5. Скрытая помощь через подсказку.
Педагог не напрямую (через распоряжение, приказ, инструкцию), а косвенно, через подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более конструктивный, эффективный, успешный путь решения задачи, проблемы («Я полагаю, что удобнее всего было бы делать в таком порядке...»; «Мне кажется, что в центре твоего внимания должно находиться...»; «Мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...»; «А не кажется ли тебе, что целесообразнее это выполнять так...» и т. д.).
6. Персональная исключительность.
Суть приема заключается в интерпретации педагогом результатов любой деятельности ученика как исключительного явления («Именно у тебя это получилось очень оригинальным»; «То, что тебе в итоге удалось сделать, является прекрасным образцом истинного творчества»). Учитель подчеркивает неповторимую особенность ученика.
7. Выделение детали.
Этот прием связан с опорой только на какую-либо яркую, позитивную, наиболее совершенную деталь, отдельный аспект выполненной работы. Так, например, при оценке сочинения педагог обращает внимание ученика не на допущенные ошибки, а на прекрасное содержание, яркий и образный язык. При анализе детского рисунка (осенний пейзаж) отмечает особую удачу юного художника в изображении тревожности ноябрьского неба, облаков, сознательно опуская оценку других компонентов. Оценивая выступление команды КВН класса, педагог выделяет особенно оригинальное название, а также яркое, динамичное и выразительное представление визитной карточки (даже при не совсем удачном участии команды в других конкурсах).
8. Переключение внимания на деятельность.
Такое переключение внимания ребенка с самого себя на деятельность осуществляется через усиление социальной значимости предлагаемой деятельности, когда подчеркивается ее особая значимость для всех присутствующих, для общей пользы.
Требования к организации ситуации успеха:
1. Ситуация успеха должна стать одним из обязательных и необходимых компонентов педагогической среды любого учреждения образования.
2. Ситуация успеха является элементом каждого урока, каждого внеклассного воспитательного дела, любого педагогического взаимодействия с учащимися.
3. Ситуация успеха в педагогическом процессе всегда предполагает целый комплекс как внутренних, так и внешних педагогических условий; внутренние условия детерминированы создаваемыми педагогом внешними педагогическими условиями.
4. Технология создания ситуации успеха предполагает ежедневное использование педагогом специальных технологических приемов.
5. Ситуация успеха предполагает рефлексию учащимися своих позитивных чувств и эмоций от состоявшейся деятельности и ее результатов.
Что касается уроков английского языка и моего личного опыта, следует отметить, что на уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха.
Таким образом, ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно – развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.
Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс определённых заданий, упражнений и приёмов.
1. Для установления эмоционального контакта можно использовать упражение-игру «Round about» (карусель). Ученики передают друг другу мяч и высказываются о своих чувствах, эмоциональном и физическом состоянии. С подобных упражнений можно начать урок и скорректировать эмоциональную настроенность обучающихся, причем, их можно применять как в младших классах, так и в среднем и старшем звене.
Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть возможные негативные ощущения.
1. Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм развития фонематического слуха, восприятия речи, внимания, памяти. Кроме того, что важно для создания ситуации успеха они повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых, способствуют их релаксации.
На своих уроках я использую следующие игры: «Снежный ком», «Ассоциации», «Finish the word», «Волшебный мешочек», «The Chain», «Пантомима», «Guess it», «Fill in the missing letter», «Sending a Telegram», «Буквы рассыпались», «Translator», «Крестики-нолики», «Hide-and-Seek in a picture» и многие другие.
2. Песня на уроке — хороший вид релаксации, который представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. А также пение повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
3. Наличие эмоциональных разрядок. Это могут быть поговорки, скороговорки, веселые четверостишия. Использование таких эмоциональных разрядок при изучении английского языка не только формирует произносительные навыки, снимает напряжение школьника, стимулирует речевую деятельность, но и повышает интерес к предмету и эмоциональный настрой детей.
4. Ещё один способ создания ситуации успеха на уроке иностранного языка - это такие задания, которые стимулируют логическое и творческое мышление детей, например: ребусы, головоломки, чайнворды. Успешное выполнение таких нетрадиционных заданий вызывает у детей настоящую радость успеха.
5. Творческие задания (проекты, оформление стенгазет, подготовка внеклассных мероприятий, презентации, иллюстрации, инсценировки, открытки и т.д.) помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка и , также как и предыдущие приёмы и задания, повышают мотивацию к изучению предмета.
6. Применение новых информационных технологий: презентации, интернет-ресурсы (например: https://learningapps.org ) . Участие в международных олимпиадах и конкурсах. Со своими учениками мы учавствуем в олимпиадах и конкурсах таких интернет-порталов как: https://anglius.ru, https://mega-talant.com, https://kakadu-konkurs.ru, https://compedu.ru/, https://intolimp.org и др.)
7. Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ученику, его способностям к данному предмету, разноуровневые задания на уроке и домашние задания, а также индивидуальная система оценивания. Это позволяет каждому ребёнку, даже ребёнку с низкими способностями и знаниями по предмету, получить хорошую оценку и почувствовать радость успеха от удачно выполненного задания .
8. Для создания ситуации успеха на любом уроке также необходимы стимулы, поощрения, помощь и поддержка учеников, испытывающих трудности в изучении предмета со стороны учителя и других детей.
Всё вышеперечисленное помогает учителю активизировать внутренние силы ребёнка, рождающие энергию для преодоления трудностей, желание учиться, помогает создать такие условия, в которых ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение от своих успехов, то есть помогает создать ситуацию успеха. Увлечённый ребёнок- это счастливый ребёнок, успешный ребёнок. А это именно то, к чему мы все с вами должны стремиться.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.