Статья "Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка"
Оценка 4.8

Статья "Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка"

Оценка 4.8
docx
05.01.2023
Статья "Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка"
Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка..docx

Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка.

 

Ситуация успеха заключается в целенаправленном создании педагогом

комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися

удовлетворения, радости, проявлению спектра положительных эмоций

и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются

разнообразные педагогические средства, условия.

Ситуация успеха «невозможна без мотива­ции достижения успеха, которая вызывает у че­ловека желание действовать, утвердить себя, по­лучить высокую оценку результатов своего тру­да».

Среди ведущих факторов (внутренних усло­вий), определяющих уровень мотивации дости­жения успеха, исследователи называют:

·         стремление к успеху (эффективность, результативность любой деятельности за­висит от внутренней мотивации - жела­ния, «хотения» чем-то заниматься, что-то делать; если этого нет, то не стоит наде­яться на высокие результаты);

·         надежду на успех (уверенность челове­ка в своих силах, адекватная оценка сво­их возможностей в успешном осуществле­нии какой-либо деятельности способству­ют успешной адаптации в ситуации любой деятельности);

·         субъективно оцененную вероят­ность достижения успеха (осозна­ние человеком себя как субъекта деятель­ности, понимающего, что успех в деятель­ности зависит, прежде всего, от него са­мого, его самостоятельности, активности, творческого подхода к делу, рефлексив­ных умений);

·         субъективные эталоны оценки до­стижений (осознание человеком своих достижений в какой-либо деятельности, взаимодействии с другими; способность и потребность человека в систематической рефлексивной деятельности, готовности к самооценке).

Названные факторы определяют поведен­ческий сценарий успешного человека, ко­торый активно действует, проявляет инициа­тиву, охотно занимается разнообразными ви­дами деятельности, всегда достигая желаемо­го результата.

Внутренние условия (состояние учащегося) в ситуации успеха обуслов-лены комплексом внеш­них педагогических условий, целенаправленно создаваемых педагогом.

1.    Культуросообразная организация деятельности учащихся. Педагог должен сначала рассказать о целях и порядке выпол­нения предстоящей деятельности и убедиться в том, что ученики это поняли, осознали. За­тем определяются временные рамки, учащие­ся получают необходимое оборудование, ди­дактические материалы и т. д. и приступают к выполнению конкретных предметных дей­ствий. Следующий компонент - стимулиро­вание деятельности учащихся (через предъяв­ление различных педагогических требований, одобрение, похвалу, замечания и т. д.). Да­лее следует контроль и самоконтроль, а так­же анализ и рефлексия результатов деятель­ности учащимися.

2.      Субъектная позиция учащихся в деятельности. Осознание успеха, удовлетворение от сделанного возникает только в атмосфере равенства участников педагогического взаимодействия, восприятия педагогом ученика как субъекта педагогического процесса - активного, самостоятельного, творческого, имеющего право на самостоятельную деятельность, на индивидуальный путь решения задачи. Субъектная позиция ученика проявляется в его возможности создавать свои смыслы по обсуждаемым проблемам, предъявлять эти смыслы другим, отстаивать их конструктивность. Это не роль приемника готовой учебной информации, а позиция исследователя.

3.      Позитивность и оптимистичность оценочной деятельности педагога. Оценивая ход и результаты деятельности школьников, организуя их самооценку, педагог должен стремиться к позитивности, что в первую очередь предполагает глубокое осознание сущности оценочной деятельности как целенаправленной активности по выявлению и вербализации достижений, успехов учащихся, презентации достоинств учащихся в выполнении и результатах деятельности. Оценить другого - значит подчеркнуть его ценность, достижения, достоинства.

Педагогически недопустимо учителю прояв­лять эмоциональную агрессивность, негативные чувства и эмоции, что в значительной мере пре­пятствует формированию положительной моти­вации детей в деятельности.

4.      Оценка деятельности, но не личности учащегося. Необходимо различать
оценку деятельности и оценку личности. Человек всегда более чувствителен к оценкам, касающимся его личности, нежели к оценкам деятельности. Педагог всегда должен стремиться оценивать различные аспекты хода и результатов деятельности и ни в коем случае не переносить эти оценки на личность ученика. К сожалению, в массовой образовательной практике происходит как раз наоборот. Тем самым ущемляется чувство собственного достоинства ученика, понижается его статус в глазах окру­жающих.

5.              Сравнение успешности ученика только с его прежним уровнем успеш­ности. Педагогически нецелесообразно (не­допустимо) сопоставлять результаты деятель­ности одних учащихся с достижениями других. Особенно это касается соотношения результатов хорошо успевающих, очень успешных и отстаю­щих учеников. Подобная практика ведет к фор­мированию либо завышенной, либо заниженной самооценки школьников, препятствует адекват­ности оценки их деятельности.

6.              Вера в возможности развития учащихся. Содержательную основу позиции педагога должен составлять антропологиче­ский постулат: «Нет неспособных детей. Не­обходимо верить в возможности развития каж­дого ученика».

7.      Любовь педагога к учащимся и сво­ей профессии. Это главное условие конструк­тивного педагогического взаимодействия во все времена и у всех народов. Любовь педагога к ученику проявляется в стремлении видеть и ува­жать в каждом ребенке личность, индивидуаль­ность, воспринимать ученика таким, какой он есть, стремиться развить его неповторимость, особенность, отличие от других.

Создание ситуации успеха является проявле­нием любви педагога ко всем учащимся клас­са или к конкретному учащемуся в зависимо­сти от складывающегося педагогического взаи­модействия.

8.                 Успешность педагога в профессио­нальной педагогической деятельности. Очевидно, что успех ученика может обеспечить успешный педагог, который испытывает от сво­ей работы, результатов педагогического взаи­модействия радость, удовлетворение. Учитель, владеющий широким арсеналом педагогиче­ских средств, инновационными педагогически­ми методами и технологиями, умеющий созда­вать оптимальные условия развития учащихся, в любой педагогической ситуации добивается расположения своих учеников, вызывает у них чув­ства удовлетворения, радости от состоявшегося взаимодействия.

9.              Рефлексия учащимися успешности своей деятельности. Осознание успеха яв­ляется атрибутом постоянной рефлексии учащи­мися как хода, так и результатов осуществляемой

деятельности. Целенаправленная организация рефлексивной деятельности школьников позво­ляет им зафиксировать свое эмоциональное со­стояние, определить его причины, выделить сла­гаемые успешного достижения цели.

 

Создание ситуации успеха предполагает ис­пользование достаточно широкого спектра раз­личных технологических приемов.

 1.   Эмоциональное поглаживание.

Это один из самых распространенных и попу­лярных приемов создания ситуации успе­ха. В его основе - эмоциональный контакт с учащимися через обращение к ним со словами одобрения («Молодец!», «Умни­ца!»), позитивной оценки («Восхититель­но!», «Здорово!», «Замечательно!», «Ге­ниально!»), с комплиментами («Вы сегод­ня прекрасно, очень слаженно работаете», «Как приятно иметь дело с таким твор­ческим человеком!»), через проявление доброжелательности («Уверен, что у вас все получится!», «Пожелаю тебе успеха в этом непростом деле!»), восхищения («Ре­бята, я горжусь вами!», «Восхищаюсь тво­ими достижениями», «О, вы, оказывается, горы можете свернуть!»).

«Внушить ребенку веру в себя, прикоснуть­ся рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия, - и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием».

2.   Анонсирование деятельности. 

Основной смысл этого приема сводит­ся к  предварительному обсуждению с учащимися того, что они должны будут сделать. Реализация приема направлена на осмысленное восприятие учениками предстоящей деятельности, плана, алго­ритма ее выполнения для успешного до­стижения цели. Это своеобразная репети­ция предстоящей деятельности. Пошаго­вое обсуждение порядка работы внуша­ет учащимся уверенность в собственных силах. Этот прием предполагает исключе­ние элемента внезапности, непредсказу­емости, таинственности, скрытости.

Педагог не хранит в глубокой тайне пред­стоящую завтра или через неделю кон­трольную работу, диктант, выполнение какого-либо творческого задания, а пред­упреждает учащихся об   этих событиях за­ранее и достаточно подробно обсуждает с детьми порядок выполнения деятельно­сти, способствующий ее высокой резуль­тативности. Данный прием педагог применяет прежде всего в работе с учащимися, которые недоста­точно уверены в себе.

3.  Благоприятная оценка.

 Суть этого приема заключается в позитивном оце­нивании,  бережном отношении к чув­ству собственного достоинства учени­ка, сохранении позитивных эмоций де­тей, развитии их положительной моти­вации в деятельности. Педагог выделя­ет на первый план именно достижения ученика, успехи, достоинства, сравнива­ет их с его прежними индивидуальными достижениями.

4.  Снятие страха перед деятельно­стью. Реализация приема направлена на  

освобождение от психологического зажима, на снятие тревожности в осу­ществлении какой-либо деятельности. Педагог ободряет учащихся, убеждая, что предстоящая деятельность не явля­ется сложной и с ней можно успешно справиться («Это не так сложно, как тебе кажется. Это легко. Ты в этом сам ско­ро убедишься!»). Если что-то не полу­чается, то не стоит драматизировать си­туацию.

 5.  Скрытая помощь через подсказку.

Педагог не напрямую (через распоряже­ние, приказ, инструкцию), а косвенно, че­рез подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более конструктивный, эффек­тивный, успешный путь решения задачи, проблемы («Я полагаю, что удобнее все­го было бы делать в таком порядке...»; «Мне кажется, что в центре твоего внима­ния должно находиться...»; «Мне бы хоте­лось, чтобы ты не забыл о...»; «А не кажет­ся ли тебе, что целесообразнее это выпол­нять так...» и т. д.).

6.  Персональная исключительность. 

Суть приема заключается в интерпре­тации педагогом результатов любой деятельности ученика как исключитель­ного явления («Именно у тебя это полу­чилось очень оригинальным»; «То, что тебе в итоге удалось сделать, является прекрасным образцом истинного творче­ства»). Учитель подчеркивает неповтори­мую особенность ученика.

7.  Выделение детали.

Этот прием свя­зан с опорой только на какую-либо яр­кую, позитивную, наиболее совершен­ную деталь, отдельный аспект выпол­ненной работы. Так, например, при оценке сочинения педагог обращает внимание ученика не на допущенные ошибки, а на прекрасное содержание, яркий и образный язык. При анализе детского рисунка (осенний пейзаж) от­мечает особую удачу юного художни­ка в изображении тревожности ноябрь­ского неба, облаков, сознательно опу­ская оценку других компонентов. Оце­нивая выступление команды КВН клас­са, педагог выделяет особенно ориги­нальное название, а также яркое, ди­намичное и выразительное представ­ление визитной карточки (даже при не совсем удачном участии команды в дру­гих конкурсах).

8.  Переключение внимания на дея­тельность.

 Такое переключение вни­мания ребенка с самого себя на деятель­ность осуществляется через усиление со­циальной значимости предлагаемой дея­тельности, когда подчеркивается ее особая значимость для всех присутствующих, для общей пользы.

 Требования к организации ситуации успеха:

1.     Ситуация успеха должна стать одним из обязательных и необходимых компонентов пе­дагогической среды любого учреждения обра­зования.

2.     Ситуация успеха является элементом каж­дого урока, каждого внеклассного воспитатель­ного дела, любого педагогического взаимодей­ствия с учащимися.

3.     Ситуация успеха в педагогическом процес­се всегда предполагает целый комплекс как вну­тренних, так и внешних педагогических условий; внутренние условия детерминированы создава­емыми педагогом внешними педагогическими условиями.

4.     Технология создания ситуации успеха предполагает ежедневное использование пе­дагогом специальных технологических при­емов.

5.     Ситуация успеха предполагает рефлек­сию учащимися своих позитивных чувств и эмоций от состоявшейся деятельности и ее результатов.

 

Что касается уроков английского языка и моего личного опыта, следует отметить, что на уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха.

Таким образом, ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно – развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.

Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс определённых заданий, упражнений и приёмов.

1.      Для установления эмоционального контакта можно использовать упражение-игру «Round about» (карусель). Ученики передают друг другу мяч и высказываются о своих чувствах, эмоциональном и физическом состоянии. С подобных упражнений можно начать урок и скорректировать эмоциональную настроенность обучающихся, причем, их можно применять как в младших классах, так и в среднем и старшем звене.

Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть возможные негативные ощущения.

1.      Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм развития фонематического слуха, восприятия речи, внимания, памяти. Кроме того, что важно для создания ситуации успеха они повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых, способствуют их релаксации.

На своих уроках я использую следующие игры: «Снежный ком», «Ассоциации», «Finish the word», «Волшебный мешочек», «The Chain», «Пантомима», «Guess it», «Fill in the missing letter», «Sending a Telegram», «Буквы рассыпались», «Translator», «Крестики-нолики», «Hide-and-Seek in a picture» и многие другие.

2.      Песня на уроке — хороший вид релаксации, который представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. А также пение повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

3.      Наличие эмоциональных разрядок. Это могут быть поговорки, скороговорки, веселые четверостишия. Использование таких эмоциональных разрядок при изучении английского языка не только формирует произносительные навыки, снимает напряжение школьника, стимулирует речевую деятельность, но и повышает интерес к предмету и эмоциональный настрой детей.

4.      Ещё один способ создания ситуации успеха на уроке иностранного языка - это такие задания, которые стимулируют логическое и творческое мышление детей, например: ребусы, головоломки, чайнворды. Успешное выполнение таких нетрадиционных заданий вызывает у детей настоящую радость успеха.

5.      Творческие задания (проекты, оформление стенгазет, подготовка внеклассных мероприятий, презентации, иллюстрации, инсценировки, открытки и т.д.) помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка и , также как и предыдущие приёмы и задания, повышают мотивацию к изучению предмета.

6.       Применение новых информационных технологий: презентации, интернет-ресурсы (например: https://learningapps.org ) . Участие в международных олимпиадах и конкурсах. Со своими учениками мы учавствуем в олимпиадах и конкурсах таких интернет-порталов как: https://anglius.ru, https://mega-talant.com, https://kakadu-konkurs.ru, https://compedu.ru/, https://intolimp.org и др.)

7.      Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ученику, его способностям к данному предмету, разноуровневые задания на уроке и домашние задания, а также индивидуальная система оценивания. Это позволяет каждому ребёнку, даже ребёнку с низкими способностями и знаниями по предмету, получить хорошую оценку и почувствовать радость успеха от удачно выполненного задания .

8.      Для создания ситуации успеха на любом уроке также необходимы стимулы, поощрения, помощь и поддержка учеников, испытывающих трудности в изучении предмета со стороны учителя и других детей.

Всё вышеперечисленное помогает учителю активизировать внутренние силы ребёнка, рождающие энергию для преодоления трудностей, желание учиться, помогает создать такие условия, в которых ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение от своих успехов, то есть помогает создать ситуацию успеха. Увлечённый ребёнок- это счастливый ребёнок, успешный ребёнок. А это именно то, к чему мы все с вами должны стремиться.


 

Скачано с www.znanio.ru

Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка

Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка

Субъектная позиция учащихся в деятельности

Субъектная позиция учащихся в деятельности

Создание ситуации успеха является проявле­нием любви педагога ко всем учащимся клас­са или к конкретному учащемуся в зависимо­сти от складывающегося педагогического взаи­модействия

Создание ситуации успеха является проявле­нием любви педагога ко всем учащимся клас­са или к конкретному учащемуся в зависимо­сти от складывающегося педагогического взаи­модействия

Этот прием предполагает исключе­ние элемента внезапности, непредсказу­емости, таинственности, скрытости

Этот прием предполагает исключе­ние элемента внезапности, непредсказу­емости, таинственности, скрытости

Оце­нивая выступление команды

Оце­нивая выступление команды

Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть возможные негативные ощущения

Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть возможные негативные ощущения

Это позволяет каждому ребёнку, даже ребёнку с низкими способностями и знаниями по предмету, получить хорошую оценку и почувствовать радость успеха от удачно выполненного задания

Это позволяет каждому ребёнку, даже ребёнку с низкими способностями и знаниями по предмету, получить хорошую оценку и почувствовать радость успеха от удачно выполненного задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2023