Создание Центров цифрового образования детей «IT-Куб» и Центров «Дом научной коллаборации» («ДНК») как становление новой образовательной среды
Автор: Н.П.Лаврова, методист Детского технопарка «Кванториум» ГБУ ДО «ТОЦЮТ»
Тенденции появления новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования. Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвесторов и предпринимателей.
Центры цифрового образования детей «IT-Куб» создаются в рамках исполнения Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р. Актуальность создания данных центров связана с повышением уровня информатизации и компьютеризации современного мира, возрастающим спросом со стороны IT-компаний на подготовленных специалистов для дальнейшего развития IT-сферы, а также, с необходимостью осуществления комплекса мер и мероприятий, как по повышению общего уровня IT-грамотности современных детей и молодежи, так и по формированию новой системы внешкольной работы, направленной на вовлечение детей и подростков в IT-творчество разной направленности путём реализации дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
Центры «Дом научной коллаборации» («ДНК») создаются в рамках исполнения Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» и Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р. Создание центров «ДНК» направлено на формирование нового типа мышления обучающихся, разделяющих ценность саморазвития на протяжении всей жизни и осознанного подхода к образованию, способных не только получать информацию, но и знать способы её получения, верификации и использования в целях своего дальнейшего развития; изменение роли ученых и преподавателей вузов как наставников-организаторов детских проектных команд. Актуальность создания центров «ДНК» связана с использованием высококвалифицированного кадрового потенциала организаций высшего профессионального образования для реализации дополнительных общеобразовательных программ; использованием имеющейся инфраструктуры и материально-технической базы организаций высшего профессионального образования для реализации дополнительных общеобразовательных программ; созданием материально-технической базы для реализации предметной области «Технология».
Создание Центров цифрового образования детей «IT-Куб» и Центров «Дом научной коллаборации» («ДНК») требует привлечения в систему дополнительного образования детей высококвалифицированных специалистов из сферы использования IT-технологий, учёных и преподавателей из организаций высшего профессионального образования, что приводит к существенному профессиональному росту и развитию профессионального сообщества педагогов дополнительного образования.
Перед системой дополнительного образования стоит не только цель подготовки специалистов в естественнонаучной или технической сфере, но и создание условий для становления личности ребёнка как субъекта социальных отношений в целом. Центры цифрового образования детей «IT-Куб» и Центры «Дом научной коллаборации» («ДНК») обладают рядом потенциалов в развитии субъектности обучающихся, к которым относятся следующие направления:
- ценностно-ориентирующие (дают возможность освоения обучающимися общечеловеческих и профессиональных ценностей, позволяют реализовать их ценностно-смысловое отношение к жизни, к ценностям, к будущей профессии, ценностное осмысление результатов своей деятельности);
- коммуникативные (предполагают возможность приобретения опыта интерактивного взаимодействия, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса);
- актуализирующие (дают возможность организации смыслотворчества на основе имеющегося выбора различных видов деятельности (учебная, творческая, проектная и др.);
- организационные (дают возможность включения обучающихся в различные объединения в структуре организации дополнительного образования, приобретения опыта организационного поведения);
- деятельностные (предполагают построение процесса образования на основе включения обучающихся в различные виды деятельности, рефлексии и выбора наиболее приемлемых и эффективных форм и методов организации своей учебной деятельности).
В связи с этим, приоритетными направлениями образовательной деятельности педагогов дополнительного образования Центров цифрового образования детей «IT-Куб» и Центров «Дом научной коллаборации» («ДНК») являются: подготовка обучающихся к участию и участие в проектных олимпиадах, хакатонах, региональных, федеральных и международных соревнованиях, конференциях, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, а также работа над проектами (технологическими кейсами) в рамках реализации модели функционирования с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.