Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии
Оценка 4.8

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Оценка 4.8
ppt
10.01.2020
Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии
Средства формирования универсальных учебных действий.ppt

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности
А. Дистерверг

Учитель географии МБОУ
«Гимназия №10 г. Челябинска»
Егорова Татьяна Витальевна

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия учащихся сгруппированы в четыре основных блока:
1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Коммуникативные действия

«Ориентирование на местности», 5 класс. Практическая работа выполняется в парах: определение с помощью компаса сторон горизонта.
Учебные действия учащихся:
Объяснять порядок работы с компасом;
Определять стороны горизонта с помощью компаса;
Показывать направления по сторонам горизонта;
Приводить примеры объектов, расположенных по разные стороны горизонта.

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

6 класс«Ориентирование»

Учащиеся самостоятельно составляют практическое задание, для выполнения которого необходимо использовать компас или транспортир (при этом на партах лежат компасы и транспортиры).
Например, по какому азимуту нужно плыть, чтобы попасть с острова Мадагаскар на полуостров Сомали.
Или, по какому азимуту ты идешь домой?

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Личностные.

Так, например, в 6 классе при изучении темы «Погода», в начале урока ставлю проблемный вопрос: «Почему метеорологи всегда виноваты?». Учащиеся, рассуждая и приводя примеры из жизни, приходят к выводу об изменчивости погоды.
Домашнее задание: составьте описание погоды одного дня.

При выполнении практической работы в 5 классе «Составление плана учебного кабинета географии» личностные действия у учащихся формируются через выбор картографическим или описательным методом представить план.

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

6 класс, тема: Земля и Вселенная. Задание: составьте прогноз развития жизни на земле в случае отсутствия солнечного света ( солнечного тепла).
При этом учащимся можно предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность географических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по географии.

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Познавательные действия

Например, 6 класс:
Опишите рельеф, представленный на топографической карте (форзац учебника) по плану:
Название территории.
Определение общего характера рельефа территории.
Название и положение форм рельефа на описываемой территории.
Наибольшая и наименьшая абсолютная высота территории.
Преобладающие высоты на территории.
Перечислить географические объекты, расположенные на территории и их характеристики.
Определите координаты того или иного места и т.д.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.

Формируются в практических заданиях, включающих действия исследования, поиска, отбора информации.
Для организации деятельности использую на уроках глаголы - действия:
назовите,
опишите,
определите,
расскажите,
перечислите.
Что делают ученики: впитывают, запоминают, узнают.

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Регулятивные действия

5 класс, тема: «Хождение за три моря».
Для решения проблемного вопроса: «Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?» возникло две версии.
С помощью регулятивных действий - отбирается учащимися информация, которая обеспечивает доказательность правоты учащегося.

проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Глаголы – действия используемые на уроке: оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное. Что делают ученики: обсуждают, оценивают, выбирают.
Например, небольшой тест, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски.

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Работа с текстом

Приемы работы с текстом:
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием составления схемы. Схема – это способ моделирования логической структуры текста.
Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на ключевые слова.
Преобразование художественного текста в графический вид. Например, путешествие А. Никитина представить на контурной карте, рисунке или написать эссе.

Пример получившегося синквейна Путешественник Рискованный, смелый и увлечённый Плыть, искать, знакомиться Интересное увидеть – записать «Хождение за три моря»

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Рабочая тетрадь

Учебный атлас





Контурная карта

Статья Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Статья  Средства формирования универсальных учебных действий  учащихся 5-6 классов на уроках географии

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках географии

Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности
А. Дистерверг

Учитель географии МБОУ
«Гимназия №10 г. Челябинска»
Егорова Татьяна Витальевна

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020