Становление основных форм хозяйственной жизни жителей города Георгиевска в конце XVIII – XIX веках
Алексина Елена Юрьевна
магистр истории, учитель истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 2.
г. Георгиевск
В хозяйственном освоении Георгиевска Азово-Моздокская оборонительная линия сыграла решающую роль.
Первыми жителями Георгиевской крепости, поселившимися здесь в 70-е годы XVIII века, были казаки, входившие в состав Волгского полка Терского войска. Главная их обязанность заключалась в несении военной службы, защите территорий от набегов воинственных кабардинцев. В целях установления экономических связей с местными горскими народами по распоряжению князя Григория Потёмкина «для приласкания кабардинского народа к российской стороне» велено было построить в крепостях Ставропольской, Георгиевской и Моздокской амбары для хранения «мелочных товаров» и лавок для их продажи [1].
Вокруг крепости возникали казачьи станицы, население которых занималось земледелием и скотоводством. Жители крепости и окрестных станиц сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень. Природные условия позволяли заниматься огородничеством, бахчеводством, пчеловодством, разводить коров, овец, лошадей [2]. В немалых размерах пчеловодством занимались и местные народы. Так, умелыми пчеловодами являлись кабардинцы. Несомненно, накопленный горскими народами опыт в развитии пчеловодства был широко использован и русскими переселенцами [3].
Несколько позже, в 80-е годы с увеличением притока переселенцев на Северный Кавказ, выросло и население района Георгиевской крепости за счет государственных крестьян, однодворцев, немцев-колонистов. Последние активно участвовали в развитии шелководства, виноделия и сельского хозяйства. Рост населения способствовал развитию торговли, в городе селились торговые люди. Местная власть предпочитала приглашать армян-торговцев, с которыми уже имела опыт делового общения. Армяне селились колониями, устраивали торговые лавки, так называемый «Армянский гостиничный двор». Они оживляли коммерческую деятельность в городе [4].
В связи с тем, что в 1785 году Георгиевск стал уездным городом, здесь появились учреждения гражданского управления. Это привлекло в город чиновников разных рангов, купцов, предпринимателей, ремесленников. Именно население специфически городское, чиновники нуждались в предметах первой необходимости, зданиях, предназначенных для жилья и несения службы. Это способствовало развитию ремесел, строительству домов, лавок, мельниц. Однако в целом город развивался достаточно медленно и больше напоминал бедную казачью станицу. Жители города занимались мелкой торговлей, выращивали хлеб и скот, было развито пчеловодство, шелководство. В городе в то время отсутствовала медицинская помощь населению, не было народного образования.
На протяжении всего дореформенного периода в экономической жизни городов Предкавказья главная роль принадлежала торговле. Не стал исключением и Георгиевск. Развитию торговли с горскими народами здесь способствовала политика, которую проводил командующий войсками генерал-лейтенант Дельпоццо. Как свидетельствуют источники, он поощрял торговлю с кабардинцами. В это время в Константиногорске и Георгиевске были построены мечети и при них богатые караван-сараи для постоянно прибывающих в город кабардинских торговцев. В 1811 году в Георгиевске был учреждён комитет по меновым торгам [5].
Существует большое количество архивных документов об организации меновой торговли с горцами, из которых можно сделать вывод о том, что именно торговля была главным инструментом для налаживания дружеских отношений русских с горскими народами. Так, в «Положении о меновой торговле с горцами на Кавказской линии» от 9 февраля 1846 года говорилось: «По Кавказской линии учреждаются постоянные меновые сношения с горцами. Главная цель сих сношений состоит в том, чтобы по средствам оных приобресть доверие горцев и ознакомить их с разными полезными и необходимыми для них потребностями» [6].
Вместе с тем, свободная торговля с кабардинцами остро ставила проблему заразных заболеваний. Кабардинцы приносили вместе с товарами и чуму, которая опустошала целые селения. Ведь чума распространялась именно через скот [7]. Власти предпринимали меры, чтобы предотвратить распространение страшной болезни, устанавливались карантины, через которые пропускались после осмотра и очищения «…все бумажные, шерстяные, шёлковые, льняные материи, шерсть, кожи, удобно принимающие в себя заразу…» [8]
Тем не менее, торговля продолжала активно развиваться, чему способствовала организация ярмарок. В Ставрополе и Георгиевске впервые ярмарки были проведены в 1781 году. Значительный вклад в их обороты вносили горские народы и местные татары. Вплоть до выселения горцев и татар в Турцию в 1866 году их аулы располагались очень близко к казачьим поселениям, что облегчало участие представителей местных народов в ярмарках и базарах станиц и сел [9].
Горцы везли для продажи лошадей и скот, а у славян приобретали хлеб, ремесленные изделия. Самым необходимым товаром для горцев являлась соль. Для них цена на соль снижалась. Всем смотрителям меновых дворов предписывалось, чтобы отпусков соли по сниженным ценам «никому кроме горских народов не производили под собственною их ответственностью…» [10]
Новым этапом в развитии города стало придание Георгиевску в 1802 году статуса губернского города. Это обстоятельство повлияло на структуру городской среды, в которой центральным стали губернские учреждения. Кроме того, встал вопрос о необходимости подготовки грамотных чиновников непосредственно на месте, так как из центральной России люди сюда ехали не особенно охотно. Одна из причин такого нежелания – близость к горским народам, другая – неблагоприятный климат. Поэтому в Георгиевске открылось уездное училище. С одной стороны, постоянная опасность эпидемий и высокая смертность, а с другой стороны, сама структура губернских учреждений требовала создания системы здравоохранения на территории губернии. В итоге в городе была создана врачебная управа.
В хозяйственном укладе города в связи с превращением Георгиевска в губернский центр изменений почти не произошло. Между тем, экономическая жизнь хотя и медленно, но продолжала развиваться. К этому времени относится зарождение местной промышленности, было налажено пивоварение, обработка кож, производство кирпича и выжиг извести [11].
Георгиевск как город зарождался внутри сельского ланшафта, что в значительной степени повлияло на его хозяйственный уклад, в котором значительную долю занимали сельские уклады. Оторванность Северного Кавказа от внутренних районов России, слабость рыночных связей и путей сообщения способствовали сохранению натуральных форм хозяйства. Именно поэтому Георгиевску, как и другим города Северного Кавказа, было свойственно сочетание земледелия с домашними промыслами. Жители города всегда занимались хлебопашеством, огородничеством. Этот факт подтверждают данные из отдела письменных источников Ставропольского государственного краевого музея имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. В них мы находим следующие данные: «Казаки в сем городе пребывающие, имеют свои земли; и сеют рожь, пшеницу, ячмень, овёс, конопли, дыни, арбузы и разные огородные зелени, при том разводят виноградные сады, коих ныне находится девять (данные 1804 года). Из скота у них водятся лошади, коровы и овцы» [12].
С развитием промышленности и ростом численности населения города и ближайших станиц увеличивался и торговый оборот. В начале XIX века в Георгиевске еженедельно стали устраиваться базары и были учреждены две ярмарки – весенняя (Николаевская) и осенняя (Петровская). «На сии ярмарки съезжаются иногородние с товарами купцы, а по большей части сельские жители, которым также назначено продавать свои товары» [13]. Здесь можно было приобрести любой товар. Ярмарки были громадные, «в особенности в 50-60-х годах, когда безопасность в крае значительно установилась» [14]. Георгиевские купцы закупали рогатый скот у окрестных жителей и мирных горцев для отгона во внутреннюю Россию: в Москву и Петербург.
О высоком уровне развития торговли свидетельствуют факты, которые приводил в своих путевых заметках И. Радожицкий: «…Все припасы для жизни здесь дёшевы. Хлеб между мещанами употребляется больше пшеничный. В лавках есть всякие европейские товары и не высокой цены: чаю, сахару и кофею довольно. Азиатских товаров, кроме черкесских бурок, почти нет. Купцы большей частью армяне, русских очень мало…» [15]
На развитие Георгиевска большое влияние оказала ситуация, которая сложилась на Северном Кавказе в 30-х годах XIX века. С одной стороны, ряд городов Азово-Моздокской линии теряли своё военное значение, так как налаживались отношения с горцами, увеличивалось число русских поселенцев. Это влияло на хозяйственный уклад, на структуру городского населения. Кроме того, постепенно на первый план выдвигались города Ставрополь и Пятигорск. Ставрополь стал центром губернии, а роль Пятигорска возрастала в связи с тем, что бурно в это время стала развиваться территория Кавказских Минеральных Вод. Как следствие, значение Георгиевска ослабло. После перевода губернских учреждений в Ставрополь развитие Георгиевска пошло ещё медленнее, а положение населения ухудшилось.
О занятиях жителей города второй четверти XIX века позволяют судить данные «Статистического описания Георгиевска с изъяснением, какие меры наиболее признаются к прибыли для достижения цели к улучшению оного». Гласные городской думы писали, что в городе и округе имелось 506 садов и 80 огородов, содержалось 1120 ульев пчёл. Пчеловодство в городе было особенно развито. «…Всякий житель имеет по несколько десятков ульев. Мёд, получаемый здесь, прекрасного качества и ценится даже вне Кавказа» [16]. Кроме хлебопашества жители занимались охотой, шелководством, торговлей, портняжным и кузнечным ремёслами, обрабатывали кожи, выжигали известь, делали кирпич, варили пиво, выращивали фрукты и овощи [17].
С 1830 года окружные учреждения были переведены в Пятигорск, Георгиевск перешёл в разряд заштатного города. Именно так его характеризовал П. Хицунов в своём «Историческом, географическом и статистическом очерке городов Ставропольской губернии» в 1852 году: «Заштатный город Георгиевск, расположенный на левой стороне высокого берега реки Подкумка имеет местность удобную для значительного городского населения, но зато крайне нездоровый климат…» [18] По его данным в Георгиевске в то время действовало три кожевенных завода, один кирпичный, удовлетворявшие потребности города и окрестных сёл. Гражданское население трудилось на этих заводах, а также занималось, как и раньше, продажей скота и хлеба, перевозкой товаров и казённого имущества, пчеловодством, огородничеством, различными ремёслами. В городе были свои портные, сапожники, кузнецы [19].
Эти данные подтверждаются фактами из архивных документов, датированных 1846 годом «О действовавших в городе заводах». Из этих документов следует, что в Георгиевске в это время действовали кожевенный завод купца Дмитрия Шебанова, кирпичный завод Пятигорского купца первой гильдии Игнатия Шапкина, кожевенные заводы Андрея Бельгородцова и Александра Кучурина и кирпичный завод георгиевского мещанина Самойлы Рощупкина. Численность работников на всех этих заводах составляла всего 17 человек [20].
Почему именно такой перечень предприятий? Дело в том, что уровень развития торговли и промышленности в дореформенный период на Северном Кавказе определялся преимущественно внутренними потребностями экономики края и его населения. Поэтому промышленность носила в основном потребительский характер и была представлена мелкими кустарными предприятиями по переработке продуктов животноводства (кожевенные), земледелия (маслозаводы, мукомольные). В связи с необходимостью благоустройства городов возникло местное производство строительных материалов (кирпичные заводы) [21].
Большинство же населения по-прежнему занималось хлебопашеством, скотоводством и «с особенным успехом пчеловодством, прибыльною отраслью промышленности, для которой в обширных цветущих лугах и рощицах по берегам Кумы и Подкумка представляются все возможные удобства» [22]. Сеяли, как и раньше, пшеницу, рожь, овёс, ячмень. В городе и предместье успешно занимались бахчеводством и огородничеством, виноградарством и виноделием. На обширных лугах и пастбищах продолжали разводи лошадей, коров, овец. И в середине XIX века Георгиевск напоминал «большое село, в котором за исключением нескольких лавок, казарм и военного госпиталя, все почти дома деревянные, крытые соломою» [23].
На хозяйственную жизнь города повлияли изменения в экономическом развитии всей России, связанные с реформами 60-70-х годов XIX века. Отмена крепостного права и последующие буржуазные реформы ускорили развитие капиталистических отношений. Поэтому в последней четверти XIX века в Георгиевске наблюдался рост промышленного производства и промыслов. Это привело, в свою очередь, к росту численности городского населения и к появлению новых форм хозяйственной деятельности.
В 1889 году в городе действовало кожевенное, скорняжное, сапожное, гончарное, портняжное, свечное, шапочное, столярное, экипажное, бондарное, плотничное, кузнечное, жестяное, маслобойное производство. На этих кустарных предприятиях было занято всего около 150 рабочих [24].
В этот же период местные предприниматели А.М. Ершов, С.В. Белов, В.И. Кащенко наладили мельничное производство. Особенно бурную деятельность развил торговый дом В.И. Кащенко с сыновьями, основанный в 1887 году. Фирма братьев Кащенко являлась самой крупной на Северном Кавказе и была известна далеко за его пределами. Она собирала хлеб со всего Юга страны, перерабатывала на своих мельницах и отправляла продукцию в Новороссийск, Петербург, Ригу и другие города [25].
Со временем открывались новые промышленные предприятия. В 1894 году в городе возникла кустарная кузнечная мастерская. Через два года в ней выполняли также токарные и слесарные работы. В 1907 году предприимчивый делец Шевченко начал строить здание для литейного производства. Ещё до конца строительства его перекупил С.М. Кальченко, который в 1908 году организовал литейное дело. Так было положено основание чугунолитейному механическому заводу (ныне арматурному). На заводе тогда работало около 50 человек. Плавка чугуна производилась один раз в две недели. Люди трудились в тяжёлых условиях по 12 часов в сутки, получая гроши.
Так как в хозяйственной жизни Георгиевска важную роль играло сельское хозяйство, возникла потребность в предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. В 1900 году на окраине города возник маслобойный завод В.М. Василинина. Здесь были установлены два маломощных пресса с огневыми жаровнями и дизель. В том же году появилась бойня, положившая начало нынешнему мясокомбинату. В 1901 году возникло мельничное производство Гулиева, в 1907 году – небольшие кожевенные заводы. Всего в 1910 году в Георгиевске действовало 37 предприятий. Три маслобойных завода относились к особо крупным предприятиям Терской области, их оборот составлял 240000 рублей [26]. Эти предприятия давали работу жителям Георгиевска, способствовали увеличению численности рабочего класса, хотя условия труда были здесь крайне тяжёлыми.
Вступление в XX век знаменовало собой изменение характера хозяйственного уклада, связанного с модернизацией Российской экономики. Основой первого этапа модернизации стало железнодорожное строительство, которое развернул С.Ю. Витте. В сферу этого строительства попал и Георгиевск.
В конце XIX – начале XX века в связи с вступлением капитализма на новый этап своего развития по всей России активно развивалось банковское дело. В Георгиевске было создано Общество взаимного кредита. В декабре 1907 года министр финансов В. Коковцев утвердил Устав общества, в котором определялась его главная цель - «доставлять… состоящим его членами лицам…, преимущественно занимающимся торговлею, промышленностью и сельским хозяйством, необходимые для их оборотов капиталы» [27]. Вплоть до 1917 года Общество взаимного кредита вело активную работу в городе.
Итак, на основании приведённых выше фактов можно сделать вывод, что в хозяйственной жизни Георгиевска изначально сельский уклад, несмотря на характер административного статуса в разные периоды, был ведущей отраслью городского хозяйства. К началу XX века аграрный сектор стал постепенно дополняться развитием местной промышленности, среди которой ведущую роль, как и по региону в целом, играли перерабатывающие предприятия.
Ссылки
1. Край наш Ставрополье. Ставрополь, 1999, с.87
2. Роснянская Н.А. Кавказское наместничество в истории становления гражданского управления в городах Азово-Моздокской укреплённой линии. //Ставропольский хронограф. Ставрополь. 2005. С. 91.
3. Чекменёв С.А. Переселенцы. Пятигорск. 1994. С. 194.
4. М. Федькин. Георгиевск. Годы и люди. Георгиевск. 2004. С.29.
5. ГАСК. Ф. 87. ОП. 1. Д. 233. Л. 38.
6. ГАСК. Ф. 22. ОП. 1. Д. 73. Л. 2.
7. Потто В.А. Кавказская война. Ставрополь. 1994. Т.1. С. 661-662.
8. ГАСК. Ф. 87. ОП. 1. Д. 233. Л. 34.
9. Прозрителев Г.Н. Ставропольская губерния в историческом, хозяйственном и бытовом отношении. Ч.II. Ставрополь – Кавказский. 1925. С. 21.
10. ГАСК. Ф. 20. ОП. 1. Д. 98. Л. 1.
11. Якунин М.Я., Федькин М.И. Указ. соч. С. 17.
12. СГКМ. Ф. 50. ОП. 1. Д. 1. Л. 87.
13. СГКМ. Ф. 50. ОП. 1. Д. 1. Л. 87.
14. Прозрителев Г.Н. Ставропольская губерния в историческом, хозяйственном и бытовом отношении. Ч. II. Ставрополь – Кавказский. 1925. С. 21.
15. СГКМ. Ф. 50. ОП. 1. Д. 49. Л. 12.
16. Чекменёв С.А. Указ. соч. С. 267.
17. ГАСК. Ф. 79. ОП. 1. Д. 389. Л.71-74.
18. Хицунов П. исторический, географический и статистический очерк городов Ставропольской губернии. // «Кавказский календарь на 1852 год». Тифлис. 1852. С.367.
19. Хицунов П. Указ. соч. С.370.
20. ГАСК. Ф. 444. ОП. 1. Д. 3820. ЛЛ. 62-67.
21. Куприянова Л.В. Города Северного Кавказа во второй половине XIX века. М. 1981. С. 40.
22. Куприянова Л.В. Указ. соч. С. 28.
23. Ровинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губернии. СПб. 1809. С. 433.
24. Якунин М.Я., Федькин М.И. Указ соч. С. 24.
25. Очерки истории Ставропольского края. Т. 1. Ставрополь. 1986. С. 286.
26. Костямин С. Терская область в сельскохозяйственном, торгово-промышленном и платёжном отношениях за 1910 год. Ставрополь. 1912. С 24.
27. Устав Георгиевского общества взаимного кредита. Георгиевск. 1914. С. 3.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.