Учитель .
Урок - экскурсия.
Тема: Петербург Достоевского
Цели: 1) помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его героев;
2) вырабатывать навык составления плана;
3) развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление;
4) прививать интерес к творчеству писателя; вырабатывать активную жизненную позицию.
Оборудование: 1) иллюстрации: «Петербург Гоголя», «Петербург Достоевского», «Лестница в доме Раскольникова», «Петербург. Трактир», «Комната Мармеладовых», « Доходной дом», «Петербург. Дом Раскольникова, Крыльцо».
2) музыкальное сопровождение.
Эпиграфы: 1) « Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих душ - это ты!»
Р. Люксембург. «Душа русской литературы»
2) Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Ход урока:
1. Сообщение темы и цели. Слово учителя.
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город - это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков.
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад - Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский
- Каким же предстаёт перед нами Петербург со страниц романа Достоевского «Преступление и наказание»?
Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся представить себе картины города, воспроизведенные великим писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев - это цели нашего урока.
А тема - «Петербург Достоевского».
II. Но у каждого классика - свой Петербург. Свой Петербург у Пушкина.
1) Сообщение о Петербурге Пушкина с чтением отрывка из «Медного всадника»
III. Свой Петербург и у Гоголя. ( Сообщение о Петербурге Гоголя) - Обратите внимание на иллюстрацию.
IV. Было два Петербурга.
Один - город, созданный гениальными архитекторами. Петербург Дворцовой Набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью - «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. При всём преклонении перед Пушкиным, Достоевский в последней записной книжке полемизирует с известными стихами из « Медного всадника»: «Народ. Там всё. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от него в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его.
Окна, дырья - и монументы».
Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу (как сказал на своём оригинальном языке герой романа Мармеладов) несколько лет прожил он, воспитанник инженерного училища, в одном из этих дворцов знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью.
V. Работа над текстом романа.
1.Пейзажи.
- Найдите
пейзажную зарисовку, подтверждающую это (ч. II гл. 1 - «великолепная картина Петербурга)
Городской
пейзаж в романе - пейзаж психологический. Он органически связан с душевным
состоянием автора, с
внутренним
миром его героев.
- Каким запоминается Петербург при чтении первых страниц романа? (ч.1 гл. 1: город, жаркое лето, всюду духота, толкотня, известь, леса, кирпич, пыль и нестерпимая вонь из распивочных - вот обстановка, в которой впервые появляется одетый в лохмотья Раскольников. Его фигура легко вписывается в этот пейзаж.)
- Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время дня (ч. 2. гл. 6 - вечерний Петербург, ч. IV. гл. 6 - вечер и утро накануне самоубийства Свидригалова. ч. V. гл. 5 - вид из окна Раскольникова.)
- Какие краски преобладают?
Вывод: Пейзажные картины Петербурга создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
2.Судьба семьи Мармеладовых.
Олицетворение трагической безысходности в жизни человека является судьба семьи Мармеладовых.
(Краткий рассказ истории семьи Мармеладовых)
Вывод: город равнодушен. Люди относятся друг к другу с подозрением и взаимным недоверием. Ведь именно под рьяный хохот и язвительные насмешки рассказывает Мармеладов, потрясающую истину.
3. Уличные сцены.
В романе огромное количество уличных сцен, усиливающих атмосферу безысходности, нужды.
- Какие уличные сцены наиболее ярко подчёркивают безысходность жизни. Привести пример.
(ч.2, гл. 6 - шарманщик и толпа женщин у распивочно – увеселительного заведения, ч.2 гл. 6 - сцена на .. .ском мосте. ч. V гл. 5 - смерть Катерины Ивановны.)
4. Интерьеры
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас доме, где живут его герои.
- Зачитайте описания комнат.
Раскольникова - ч. I гл. 3 ( каморка)
Мармеладовых - ч. I гл. 2 (проходной угол)
Сони - ч.IV гл. 4 (комната - сарай)
Вывод: Тяжёлая, бесцветная и унылая обстановка углов свинцом давит на душу.
VI. Бред и реальность в картинах петербургской жизни.
Жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальность кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Реалистически точно и конкретно описан сон Раскольникова (пересказ сна)
Вывод: реальность и бред,
кошмары - всё сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом
полусумасшедших». В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и
природе воплощен протест писателя - гуманиста против господствующего зла,
против ненормального современного ему общества.
VII. Мечта о городе прекрасном.
Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином (зачитывает ученик: ч. 1 гл. 6.)
VIII. Самостоятельная работа - составление плана к теме «Петербург Достоевского»
Примерный план.
1) Психологический характер городского пейзажа в романе.
2) Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.
3) «Низкие потолки, и тесные комнаты душу и ум теснят»
4) Реальность и бред в картинах петербургской жизни.
5) Мечта о прекрасном городе.
IX. Заключительное слово учителя.
Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал, что его Петербург не останется в памяти людей только страшным, только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя « на звонко скачущем коне», и всё-таки радостный. Светлый город, где «девичьи лица ярче раз», где радует «Невы держанное течение», облик которого вселяет гордость, поэтому, что он - «Петра творенье. И ясны спящие громады...
X. Домашнее задание ч. II по плану.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.