ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Якунина Лариса Михайловна, учитель математики МБОУ «Оборонинская СОШ», Мордовский район, Тамбовская область,
В каждом
человеке заключаетсяцелый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь
пробудить и развить,чтобы они, при приложении к делу, произвели самые
превосходные результаты.Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. [1]
Как научная проблема одаренность насчитывает уже более сотни лет.В мировой науке представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно, только вовремя, выявить и развить конкретный вид одаренности. По мнению других исследователей, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. (По последним данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте.) [2]
«Одаренные дети» — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными.
В отечественной психологии традиционным является взгляд на математическую одаренность как на высокий уровень математических способностей. В.А.Крутецкий под способностями понимает «индивидуально-психологические особенности человека, которые благоприятствуют быстрому и легкому овладению определенной, например, математической деятельностью, овладению соответствующими навыками и умениями». [3] Он также считает, что математические способности не являются врожденными, а представляют собой приобретенные в жизни свойства, которые обычно начинают объективно проявляться и развиваться у учащихся 6 - 7 классов. Таким образом, учителю отводится большая роль и возможность повлиять на развитие тех или иных компонентов математических способностей.
Работая учителями математики, убеждаемся, что наш предмет создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей. Особенно благоприятно действуют на школьников собственные успехи в познавательной деятельности. Успех укрепляет веру школьника, да и любого человека в собственные возможности и силы. У него возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать ещё большие трудности.
Всем известно, что обучение математике - это, в итоге, обучение решению задач. Задачи школьного курса можно условно разделить на два вида: стандартные и нестандартные. Большинство – стандартные; для их решения требуется лишь умение работать «по образцу», т.е. знание определённого алгоритма, с помощью которого можно решить данный тип задач. Трудности, возникающие при решении таких задач, носят чисто технический характер; методика их преодоления хорошо известна: это тренировка в решении однотипных задач. Но не все задачи стандартные, некоторые из них трудно отнести к какому-либо определённому типу. Встречая такие задачи на математических олимпиадах или на вступительных экзаменах в ВУЗы, ученики не знают, что делать, объясняя это тем, что «таких задач они в школе не решали». Поэтому важно, чтобы к окончанию школы у ребят имелся достаточный опыт решения задач, когда требуется проявить творческую (пусть даже небольшую) оригинальность и уметь выработать собственный метод их решения. Хорошим стимулом обучения детей в начальной школе является использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия.
Для реализации учебных задач, которые мы поставили в своей работе с целью повышения качества образования своих учащихся, мы используем дистанционную форму обучения - работу всего класса в онлайн-платформах Uchi.ru, ЯКласс. Это онлайн-платформы, где школьники изучают математику, информатику и другие предметы в интерактивной форме.
ПлатформаUchi.ru создана в рамках Концепции развития математического образования РФ. Ее авторы: Иван Владимирович Коломоец, генеральный директор и основательUchi.ru, победитель всероссийской олимпиады школьников по физике и Алексей Вахов, технический директорUchi.ru, победитель международной физической олимпиады.
Ее основными задачами являются:
· Модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях
·Обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования
· Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого ученика
·Для замотивированных учеников с выдающимися способностями предоставление всех условий для развития и применения этих способностей
· Популяризация математических знаний и математического образования
Весь курс (а сейчас это с подготовки к школе по 9 класс) разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий, что позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. Сейчас уже вступает в силу обучение с 1 класса по различным предметам.
Здесь находится список класса и движение, прогресс каждого ребенка по выполнению заданий. Здесь мы можем увидеть каждого ученика в сравнении с другими, его темп работы.
Если хотим посмотреть, на каком этапе находится каждый ученик - то открываю его персональную страничку. Здесь же мы можем увидеть, сколько заданий успешно пройдено учеником и за какое количество времени, а также темы, пройденные ребенком. За успешное прохождение уровня дети награждаются дипломами.
Данную платформу можно использовать в основном на занятиях внеурочной деятельности, как домашнее задание и развивающую игру на каникулы. Каждый ребенок, непринужденно играя, осваивает учебный материал и получает удовольствие и стимул в учебе.
Стоит отметить, что платформаUchi.ru постоянно привносит какие-либо новинки. Например, «Счет на лету» - игра, которую мы используем как устный счет на уроке или для отработки скорости в вычислениях на занятиях внеурочной деятельности.
Платформа Uchi.ruпостоянно развивается и дарит учителю новые возможности для развития мотивации учеников. Совместно с Департаментом образования и Центром Педагогического Мастерства два раза в год проводятся, уже ставшие известными, «Олимпиада Плюс», «Юный предприниматель». Ребята предварительно готовятся к олимпиаде, проходя тренировочный тур. Задания Олимпиады отличаются от типовых задач общеобразовательной программы по математике. Они даны в понятной детям игровой форме и нацелены на развитие нестандартного мышления. Они тренируют внимание, логику и пространственное воображение, учат мыслить шире привычных рамок, но при этом не требуют углубленного знания школьной программы. Сказать по отношению к этим задачам: «Мы этого не проходили» — нельзя. Олимпиада Плюс - первая олимпиада, которая проводится с использованием компьютерной техники не потому, что это модно, а есть задачи, которые невозможно дать на бумаге. Онлайн-формат Олимпиады интересен и удобен сразу в нескольких отношениях: во-первых, он привлекает детей сходством с компьютерной игрой, во-вторых — позволяет наглядно демонстрировать задание, в-третьих, участник узнает свой результат сразу. И, наконец, в такой Олимпиаде могут одновременно участвовать юные математики и информатики со всех концов света, и требуется для этого только владение мышкой, клавиатурой и выход в Интернет. Участники, получившие диплом победителя, находят в своем личном кабинете в качестве приза сборник задач и журнал «Квантик». Учителя и школы, ученики которых приняли участие в олимпиаде, могут скачать благодарственные письма от оргкомитета олимпиады.
Помимо этого, для всех желающих Uchi.ruежемесячно запускает свою ДИНО-олимпиаду. Участвуя в ней, ребята удовлетворяют свое непреодолимое желание быть всегда впереди и самым лучшим. Тем более что теперь они могут испытывать свои возможности каждый месяц.
На платформе Uchi.ruсистематически проходят вебинары: например, на решение задач на комбинаторику, задач повышенной сложности, нестандартных задач, для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.
Работа на данной платформе - это отличный способ сделать свои уроки еще более яркими, благодаря возможности использовать Uchi.ruвместе с планшетами, компьютерами или интерактивной доской в классе, а также возможность формировать домашние задания для всего класса или индивидуально для каждого ученика.
ЯКласс — образовательный онлайн-ресурс, начавший работу в 2013 году. Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика. Платформа, которая содержит большое количество интерактивных заданий по разным предметам для разных возрастов.
Платформа полезна учителям и ученикам начальных, средних и старших классов. Она содержит два типа задач — с полем ввода ответа и с возможностью выбора правильного ответа из нескольких. Это не всегда оказывается удобно, потому что многие задачи требуют нескольких действий, производить которые приходится на бумаге. Из плюсов «ЯКласса»: бесплатный контент, наличие теоретического блока, который предваряет практические упражнения, и возможность потренироваться в сдаче ЕГЭ.
Проект «ЯКласс», как «Мобильная среда обучения» подходит всем, никаких ограничений не существует. Но на практике требуется несколько высокая степень самоорганизации
Наибольшее количество плюсов данная платформа дает при организации учебного процесса со старшеклассниками. С каждым занятием у обучающихся возрастает интерес к этому ресурсу. Работы выполняются ими с желанием, довольно быстро. Благодаря проекту «ЯКласс» цепочка: «школа, родитель, ученик» связывается воедино.
Работая на ЯКласс, не меняется самое важное - навык работать самостоятельно. «ЯКласс» помогает ученикам и родителям делать это за счет функционала «Шаги решения». Зачем эти шаги решения? В классно-урочной системе учителю невозможно повторять новую тему постоянно каждому ученику. А дома закрепить и выучить её можно сколько угодно раз.Ведь первое умение, которого мы добиваемся от ученика при обучении - это думать и проверять самостоятельно правильно ли он сделал задание.
Занимаясь на портале ЯКласс, ребенок видит сам каждый шаг своего достижения. Самостоятельно снимает комплекс, что никто его ошибки не увидит, и не будет смеяться. Посредством проекта школьники получают множество решений одного и того же задания.
Дети с удовольствием занимаются здесь и даже пытаются забегать вперед. В этом помогает им раздел «Теория» в ЯКласс. Наличие заданий разной степени сложности позволяет педагогу иметь дифференцированный подход к ученикам и подбирать для них задание по способностям. Коллекция заданий на портале пополняется постоянно. Динамичный рейтинг учащихся добавляет в работу на сайте - элемент игры, соревнования.
Таким образом, расширенный доступ к ЯКласс дает:
· Вовлечение всех учащихся в процесс обучения.
· Повышение мотивации и познавательной активности учащегося.
· Дистанционное обучение, самостоятельная деятельность учащегося.
· Проведение эффективной работы над ошибками в увлекательной форме.
· Дифференцированный подход.
· Повышение качества и уровня обученности.
· Выявление и поддержка одаренных детей.
Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!
А учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, проводником передовых педагогических технологий, знатоком во всех областях человеческой жизни.
Используемые ресурсы:
1.Боброва И.А., Чурсинова О.В. Взаимодействие с одаренными детьми в условиях интеграции основного и дополнительного образования.URL:
http://www.rusnauka.com/20_DNII_2012/Psihologia/8_113827.doc.htm
2. Современные подходы к проблеме одарённости. URL: http://hudaiberdinsk.ucoz.ru/publ/doklad_quot_sovremennye_podkhody_k_probleme_odarjonnosti_quot/1-1-0-17
3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968.
4. Рабочая концепция одаренности. - М., 2004.
5.https://www.yaklass.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.