Статья ЦОР как результат работы учителя в интернет – сообществе
Оценка 4.9

Статья ЦОР как результат работы учителя в интернет – сообществе

Оценка 4.9
doc
25.10.2022
Статья ЦОР как результат работы учителя в интернет – сообществе
Kondratova.doc

Кондратова Тамара Сергеевна

ЦОР как результат работы учителя в интернет – сообществе

КГУ «Опорная школа  (ресурсный центр) на базе  гимназии №9 поселка Осакаровка»

Казахстан

В статье рассматриваются  вопросы перспективы  развития сетевых сообществ в учебном учреждении с целью повышения профессионального владения  педагогом  информационных компетенций для создания цифровых образовательных ресурсов, а также для   использования  их в  собственном образовательном процессе. Формирование и развитие данных компетенций  - это активно - деятельностное, практико-ориентированное самообразование педагогов, интегрирующее их фундаментальные знания и практические умения .

 

Вне всякого сомнения, что в  любом цивилизованном обществе велика ценность знаний – фундаментальных, глубоких, осмысленных. Ведь качественное образование – это прежде всего национальный прогресс, мировая стабильность, а самое главное – безопасность.

«Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг», - считает Н. Назарбаев.(2011) [3,с.2]

1

 
Сегодня  в системе образования все шире используются методы, которые заставляют учеников   активно  мыслить: диалоговая беседа, методы дискуссии, видео-тренинг, группы  общения, рефлексивный анализ  проблемных ситуаций, приемы  критического мышления. Однако, обучение учителей  новым  подходам в обучении  не может быть их формальным заучиванием, не должно превращаться в  механическое применение самых передовых  приемов, умений и навыков работы в группе как коллективных приемов, дающих невысокий результат обучения. Самое важное – включить в  педагогическое образование всю личность учителя – не только его  поведение, но и мысли, чувства, переживания, отношение. Только тогда профессиональная подготовка учителя будет способствовать   его самооценке в развитии, поможет ему устанавливать правильные межличностные отношения с детьми как залог успешного  учительского труда. А личность учителя – это центральный момент современной школы, главное условие ее саморазвития и самосовершенствования.

Принято считать, что хороший урок – это урок, где есть какие – то особенные методические приемы, неожиданные параллели, оригинальные сопоставления.

 Современный образовательный процесс сегодня  трудно представить без качественного обеспечения учебными и техническими средствами. И сегодня образованию нужны  такие педагоги, которые не только дают прочные знания  и  развивают  у учеников метапознавательный потенциал, cпособность  самостоятельно мыслить, четко планировать собственные  действия, самостоятельно обучаться   и применять знания. По мнению ученых (А.Е. Петрова, Е.С. М.Ю. Тихонова и др.), одним из показателей высокого профессионализма педагога в настоящее время считается владение информационной компетенцией, основной характеристикой которой является умение профессионально владеть новыми информационными технологиями в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса. При этом под «информационными технологиями» в современной педагогике понимается совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.[4,с.9]

    Современный    педагог, работающий в образовательном учреждении ,  должен уметь создавать собственные ЦОР, отвечающие потребностям  его подопечных.   Собственно созданные ЦОР делают процесс обучения не только более интересным и познавательным, но  гибко адаптируемым к программам  курсов по выбору. Развивая данную тему, можно добавить, что использование в образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет  не только повысить интерес к обучению и решить проблему достаточного количества необходимого учебного материала. Образовательные  ресурсы, создаваемые учителями,   на современном этапе модернизации образования берут на себя роль  эффективного средства индивидуализации целостного педагогического процесса. [1, с. 9]

Преимущества использования собственных  образовательных ресурсов  в образовательном процессе можно обозначить следующим образом:

1.ЦОР создается учителем  в соответствии с индивидуальными  особенностями  учеников  на основе данных педагогической диагностики и собственного  наблюдения педагога.

        2.Собственно созданный   учителем  ЦОР  имеет гораздо больше шансов повысить у учеников   мотивацию к обучению, расширить  их кругозор приемами поискового  характера.

                  3. ЦОР, созданный учителем, ускоряет процесс передачи знаний.

                  4.Вовлекает ученика  в  необходимый процесс собственного   самоконтроля.             

        5.Позволяет  учителю   провести быструю проверку степени усвоения  данной  темы.

        6. Использование в ЦОР проверки степени усвоения  данной  темы ,(например, тестирования), делает  этот процесс  беспристрастным, прозрачным, объективным, справедливым. [2, с. 2]

Имея ряд преимуществ, собственно созданные ЦОР должны иметь и ряд обязательных условий.

1.                      По  содержанию  материала учебного предмета  ЦОР должны соответствовать ГОСТу образования РК.

2.                     

2

 
Материал должен излагаться лаконично, конкретно, доступно для усвоения.

3.                      Учебный материал темы, подаваемый для изучения  учениками,  должен быть логически завершен и закреплен определенными  заданиями и упражнениями, например  в форме тестирования или  рефлексии.

Если созданные цифровые образовательные ресурсы проходят экспертизу и обсуждение  на уровне сетевых профессиональных сообществ, они имеют больше шансов  в своей апробации на   качество.

Но для того, чтобы вовлечь педагога в  процесс создания собственных  образовательных ресурсов, педагог  прежде всего сам должен обладать компетентностью в области создания ЭОР, которая представляет  условия использования дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий при его создании. Проблемы освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ЦОР  для образования. [5, с. 3]  Здесь учитель  чаще всего ориентируется на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Решить проблему может лишь активное участие педагога в мастер – классах, интернет - курсах сетевых профессиональных сообществ известных  образовательных порталов.

Анализ  вышеизложенного вопроса в рамках КГУ «Опорная школа  (ресурсный центр) на базе  гимназии №9 поселка Осакаровка» изложен в таблице 1

  Таблица 1

 

 

индикаторы

Показатели

 

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2014 -2015

уч.год

 

 

1

2

3

4

1

Всего педагогов

44/100%

44/100%

45/100%

2

Количество педагогов начальной школы

7

7

8

3

Количество педагогов, работающих в среднем и старшем звене

37

37

37

4

Количество педагогов начальной школы, имеющих высокий уровень ИКТ - компетенции

5/ 71%

5/ 71%

5/63%

5

Количество педагогов работающих в среднем и старшем звене, имеющих высокий уровень ИКТ - компетенции

12/26%

12/26%

12/26,6%

6

Количество педагогов, использующих в образовательном процессе ЦОР, находящихся в свободном доступе.

20/44%

20/44%

20/62,5%

7

Количество педагогов, применяющих ЦОР, предварительно адаптировав их.

15/32%

15/32%

15/33,3%

8

Количество педагогов, создающих собственные ЦОР и использующие их в образовательном процессе.

10/21%

10/21%

10/22%

9

Количество педагогов, работающих в Ресурсном центре.

8/22%

9/24%

9/24%

10

Количество педагогов, работающих в Ресурсном центре,  создающих собственные ЦОР и использующие их в образовательном процессе.

7/87,5%

7/78%

3

 
7/78%

 

Как видно из таблицы 1 ,число учителей, повышающих свою ИКТ – компетентность , к сожалению, не увеличивается. Причина здесь прежде всего в недостаточных педагогических условиях эффективного использования образовательных ресурсов (степень развития сетевых сообществ) в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения в качестве средства его индивидуализации.

Ведущая роль при комплексном использовании образовательных ресурсов как средства индивидуализации педагогического процесса принадлежит педагогам, которые хорошо знают индивидуальные психофизиологические возможности и психологические особенности детей и являются ретрансляторами новых педагогических знаний родителям.(6,7,8 и 9  позиции).

  На мой взгляд, организация и развитие сетевых профессиональных сообществ в республике Казахстан находится только лишь на стартовой позиции. Считаю, что здесь принципиальной особенностью является личная осознанная потребность каждого педагога в профессиональном дефиците современных методов и приемов преподавания. Создание собственных обучающих цифровых ресурсов – большой  шаг к совершенствованию собственной практики.

На базе гимназии работает Ресурсный Центр, поэтому учителя магнитных школ имеют возможность профессионального общения  и обмена опытом с учителями гимназии и друг с другом. Известно, что зачастую учителя сельских школ находятся в информационном вакууме, и не имеют возможности выезда в школы района  и обратиться  за профессиональной  практической помощью к нам, учителям гимназии. Сайт Ресурсного Центра является реально действующей площадкой для развития профессионального и творческого потенциала педагогов.

Работа с учениками  Ресурсного Центра обязательно  предусматривает проектную и исследовательскую работу через сайт Ресурсного Центра в форме консультирования своих учеников, и здесь  важно  будет отследить результаты своей работы в новом  формате. 

 Рост профессиональной компетенции педагога невозможен в изоляционных и закрытых  для общения и обмена информаций  системах. Главная задача на этом этапе -  вовлечение педагогов района (учителей магнитных школ)  в исследование урока, теоретическая помощь и практическая поддержка, повышение ИКТ – компетенции через дистанционное обучение,  участие в он – лайн мастер – классах и интернет – конкурсах.

На следующем этапе работы в сетевом сообществе  очень важным является  разъяснение коллегам  такого вопроса,  как  важность  создания собственных цифровых  образовательных ресурсов и их формативное оценивание участниками сетевого сообщества.

Работа в сетевом профессиональном обществе должна стать неотъемлемой частью работы  каждого педагога нашего района. Сетевое  профессиональное сообщество педагогов способствует реальной возможности (как с учениками, так и с учителями),  утвердить  статус «значимого учебного заведения» в профессиональном сообществе (эксперта).

4

 
Максимум возможностей имеет наше учебное заведение для  того, чтобы стать экспериментальной  площадкой реализации сетевого профессионального  сообщества  района,  где одним  из обязательных условий  интернет - работы  педагогов должно быть проведение дистанционных курсов ,   мастер – классов,  конкурсов с созданием  ЦОР.  Для достижения данной цели ведущим педагогам гимназии планируется решить следующие задачи:

·          разработка и апробация в условиях реального образовательного процесса электронных образовательных ресурсов;

·          комплексного внедрения новых образовательных технологий, основанных на использовании ИКТ, в деятельность общеобразовательных учреждений с обеспечением методической поддержки и подготовки педагогов, постоянного мониторинга востребованности и эффектов использования ЭОР;

·          широкомасштабного информационного продвижения новых инновационных решений в области информатизации образования среди всех участников образовательного процесса, включая учащихся, преподавателей и администраторов образовательного учреждения, родителей.

На сегодняшний день я имею достаточный профессиональный и педагогический опыт, и этому я обязана своим старшим коллегам. Они научили меня профессиональным «премудростям», методическим тонкостям и вере в собственные силы. Они подняли меня на такой уровень, который не дает мне самоуспокаиваться на достигнутом, не дает быть самодостаточной в собственных  успехах, а заставляет идти вперед. Занималась самообразованием, самостоятельно осваивала дистанционные курсы проектной деятельности, Роwer Paint –  на российском Портале   Сеть Творческих Учителей,  училась у российских коллег. Три  созданных мною ЦОР прошли экспертизу Портала, и мне выданы свидетельства о регистрации в РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ,ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И МОНИТОРИНГА  г.Москва, 2010 – 2011 год.       Издательским домом  «Первое сентября»  (Фестиваль педагогических идей.  « Я иду на урок химии» г.Москва   2011 год) напечатана  статья «Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. Разделение пигментов по Краусу» с приложением ЦОР. ЦОР сертифицирован, кроме того,  отмечен  дипломом.   Собственный опыт открывает мне дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

Таким образом, создание ЦОР в образовательном процессе  раскрепощают  инициативу учителя, открывают  новые горизонты его педагогического поиска.

В педагогической деятельности успех приносит лишь продуманная до мелочей и выстроенная в систему работа, а не отдельные мероприятия. Я думаю, что та работа, которую наш коллектив планомерно реализует через свой сайт Ресурсного центра,  даст свои положительные результаты.

Не отрываясь от реальной ситуации, хочется подчеркнуть главное:  качественное изменение в отношении учителей к своим интеллектуальным возможностям. Работа, проводимая в гимназии по повышению квалификации учителей в рамках нового формата, подкрепленная собственной практической деятельностью, изменяет  позицию  учителя, расширяет круг вопросов, которые он считает значимыми, а значит – стимулирует его творческий поиск.

Высочайшее призвание школы – развивать, учить, давать навыки  - все для того, что бы вырастить завтрашнюю смену прямыми приемниками старших поколений.

Академик Токмухамед Садыков, один из выдающихся организаторов науки и образования Казахстана, считал, что об образовании нужно говорить как о фундаменте будущего.  ИКТ, ЦОР – важная  составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.

 

 

Список литературы

1.                      

5

 
Лубинский Дмитрий Валерьевич СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «Задачник по языку программирования. Циклические алгоритмы»  , 2007   - http://xreferat.ru/33/7589-1-sozdanie-cifrovogo-obrazovatel-nogo-resursa-zadachnik-po-yazyku-programmirovaniya-ciklicheskie-algoritmy.html  ( 15 сентября 2014)

2.                       МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»  Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в системе информационных образовательных ресурсов (ИОР) »    - http://900igr.net/prezentatsii/fizika/TSOR-po-fizike/009-Trebovanija-k-sovremennym-TSOR.html  ( 15 сентября 2014)

3.                       Назарбаев Н.А.Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана 28.01.11. -  http://www.mint.gov.kz/index.php?id=180&lang=ru

(21   сентября 2014)

4.Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

5.Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования / М.: ШколаПресс, 1994.

6

 
 



Скачано с www.znanio.ru

Кондратова Тамара Сергеевна ЦОР как результат работы учителя в интернет – сообществе

Кондратова Тамара Сергеевна ЦОР как результат работы учителя в интернет – сообществе

При этом под «информационными технологиями» в современной педагогике понимается совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации

При этом под «информационными технологиями» в современной педагогике понимается совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации

Анализ вышеизложенного вопроса в рамках

Анализ вышеизложенного вопроса в рамках

Создание собственных обучающих цифровых ресурсов – большой шаг к совершенствованию собственной практики

Создание собственных обучающих цифровых ресурсов – большой шаг к совершенствованию собственной практики

Роwer Paint – на российском

Роwer Paint – на российском
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2022