Кондратова Тамара Сергеевна
ЦОР как результат работы учителя в интернет – сообществе
КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии №9 поселка Осакаровка»
Казахстан
В статье рассматриваются вопросы перспективы развития сетевых сообществ в учебном учреждении с целью повышения профессионального владения педагогом информационных компетенций для создания цифровых образовательных ресурсов, а также для использования их в собственном образовательном процессе. Формирование и развитие данных компетенций - это активно - деятельностное, практико-ориентированное самообразование педагогов, интегрирующее их фундаментальные знания и практические умения .
Вне всякого сомнения, что в любом цивилизованном обществе велика ценность знаний – фундаментальных, глубоких, осмысленных. Ведь качественное образование – это прежде всего национальный прогресс, мировая стабильность, а самое главное – безопасность.
«Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг», - считает Н. Назарбаев.(2011) [3,с.2]
|
Принято считать, что хороший урок – это урок, где есть какие – то особенные методические приемы, неожиданные параллели, оригинальные сопоставления.
Современный
образовательный процесс сегодня трудно представить без качественного
обеспечения учебными и техническими средствами. И сегодня образованию нужны
такие педагоги, которые не только дают прочные знания и развивают у учеников
метапознавательный потенциал, cпособность
самостоятельно мыслить, четко планировать
собственные действия, самостоятельно обучаться и применять знания. По
мнению ученых (А.Е. Петрова, Е.С. М.Ю. Тихонова и др.), одним из показателей
высокого профессионализма педагога в настоящее время считается владение
информационной компетенцией, основной характеристикой которой является умение
профессионально владеть новыми информационными технологиями в целях повышения
эффективности образовательно-воспитательного процесса. При этом под
«информационными технологиями» в современной педагогике понимается совокупность
технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи
информации.[4,с.9]
Современный педагог, работающий в образовательном учреждении ,
должен уметь создавать собственные ЦОР, отвечающие потребностям его
подопечных. Собственно созданные ЦОР делают процесс обучения не только более
интересным и познавательным, но гибко адаптируемым к программам курсов по выбору.
Развивая данную тему, можно добавить, что использование в образовательном
процессе цифрового образовательного ресурса позволяет не только повысить
интерес к обучению и решить проблему достаточного количества необходимого
учебного материала. Образовательные ресурсы,
создаваемые учителями, на современном этапе модернизации образования берут на
себя роль эффективного средства индивидуализации целостного педагогического
процесса. [1, с. 9]
Преимущества использования собственных образовательных ресурсов в образовательном процессе можно обозначить следующим образом:
1.ЦОР создается учителем в соответствии с индивидуальными особенностями учеников на основе данных педагогической диагностики и собственного наблюдения педагога.
2.Собственно созданный учителем ЦОР имеет гораздо больше шансов повысить у учеников мотивацию к обучению, расширить их кругозор приемами поискового характера.
3. ЦОР, созданный учителем, ускоряет процесс передачи знаний.
4.Вовлекает ученика в необходимый процесс собственного самоконтроля.
5.Позволяет учителю провести быструю проверку степени усвоения данной темы.
6. Использование в ЦОР проверки степени усвоения данной темы ,(например, тестирования), делает этот процесс беспристрастным, прозрачным, объективным, справедливым. [2, с. 2]
Имея ряд преимуществ, собственно созданные ЦОР должны иметь и ряд обязательных условий.
1. По содержанию материала учебного предмета ЦОР должны соответствовать ГОСТу образования РК.
2.
|
3. Учебный материал темы, подаваемый для изучения учениками, должен быть логически завершен и закреплен определенными заданиями и упражнениями, например в форме тестирования или рефлексии.
Если созданные цифровые образовательные ресурсы проходят экспертизу и обсуждение на уровне сетевых профессиональных сообществ, они имеют больше шансов в своей апробации на качество.
Но для того, чтобы вовлечь педагога в процесс создания собственных образовательных ресурсов, педагог прежде всего сам должен обладать компетентностью в области создания ЭОР, которая представляет условия использования дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий при его создании. Проблемы освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ЦОР для образования. [5, с. 3] Здесь учитель чаще всего ориентируется на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Решить проблему может лишь активное участие педагога в мастер – классах, интернет - курсах сетевых профессиональных сообществ известных образовательных порталов.
Анализ вышеизложенного вопроса в рамках КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии №9 поселка Осакаровка» изложен в таблице 1
Таблица 1
№ |
индикаторы |
Показатели |
|
|||||||
2012-2013 уч.год |
2013-2014 уч.год |
2014 -2015 уч.год |
|
|||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
1 |
Всего педагогов |
44/100% |
44/100% |
45/100% |
||||||
2 |
Количество педагогов начальной школы |
7 |
7 |
8 |
||||||
3 |
Количество педагогов, работающих в среднем и старшем звене |
37 |
37 |
37 |
||||||
4 |
Количество педагогов начальной школы, имеющих высокий уровень ИКТ - компетенции |
5/ 71% |
5/ 71% |
5/63% |
||||||
5 |
Количество педагогов работающих в среднем и старшем звене, имеющих высокий уровень ИКТ - компетенции |
12/26% |
12/26% |
12/26,6% |
||||||
6 |
Количество педагогов, использующих в образовательном процессе ЦОР, находящихся в свободном доступе. |
20/44% |
20/44% |
20/62,5% |
||||||
7 |
Количество педагогов, применяющих ЦОР, предварительно адаптировав их. |
15/32% |
15/32% |
15/33,3% |
||||||
8 |
Количество педагогов, создающих собственные ЦОР и использующие их в образовательном процессе. |
10/21% |
10/21% |
10/22% |
||||||
9 |
Количество педагогов, работающих в Ресурсном центре. |
8/22% |
9/24% |
9/24% |
||||||
10 |
Количество педагогов, работающих в Ресурсном центре, создающих собственные ЦОР и использующие их в образовательном процессе. |
7/87,5% |
7/78% |
|
||||||
Как видно из таблицы 1 ,число учителей, повышающих свою ИКТ – компетентность , к сожалению, не увеличивается. Причина здесь прежде всего в недостаточных педагогических условиях эффективного использования образовательных ресурсов (степень развития сетевых сообществ) в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения в качестве средства его индивидуализации.
Ведущая роль при комплексном использовании образовательных ресурсов как средства индивидуализации педагогического процесса принадлежит педагогам, которые хорошо знают индивидуальные психофизиологические возможности и психологические особенности детей и являются ретрансляторами новых педагогических знаний родителям.(6,7,8 и 9 позиции).
На мой взгляд, организация и развитие сетевых профессиональных сообществ в республике Казахстан находится только лишь на стартовой позиции. Считаю, что здесь принципиальной особенностью является личная осознанная потребность каждого педагога в профессиональном дефиците современных методов и приемов преподавания. Создание собственных обучающих цифровых ресурсов – большой шаг к совершенствованию собственной практики.
На базе гимназии работает Ресурсный Центр, поэтому учителя магнитных школ имеют возможность профессионального общения и обмена опытом с учителями гимназии и друг с другом. Известно, что зачастую учителя сельских школ находятся в информационном вакууме, и не имеют возможности выезда в школы района и обратиться за профессиональной практической помощью к нам, учителям гимназии. Сайт Ресурсного Центра является реально действующей площадкой для развития профессионального и творческого потенциала педагогов.
Работа с учениками Ресурсного Центра обязательно предусматривает проектную и исследовательскую работу через сайт Ресурсного Центра в форме консультирования своих учеников, и здесь важно будет отследить результаты своей работы в новом формате.
Рост профессиональной компетенции педагога невозможен в изоляционных и закрытых для общения и обмена информаций системах. Главная задача на этом этапе - вовлечение педагогов района (учителей магнитных школ) в исследование урока, теоретическая помощь и практическая поддержка, повышение ИКТ – компетенции через дистанционное обучение, участие в он – лайн мастер – классах и интернет – конкурсах.
На следующем этапе работы в сетевом сообществе очень важным является разъяснение коллегам такого вопроса, как важность создания собственных цифровых образовательных ресурсов и их формативное оценивание участниками сетевого сообщества.
Работа в сетевом профессиональном обществе должна стать неотъемлемой частью работы каждого педагога нашего района. Сетевое профессиональное сообщество педагогов способствует реальной возможности (как с учениками, так и с учителями), утвердить статус «значимого учебного заведения» в профессиональном сообществе (эксперта).
|
· разработка и апробация в условиях реального образовательного процесса электронных образовательных ресурсов;
· комплексного внедрения новых образовательных технологий, основанных на использовании ИКТ, в деятельность общеобразовательных учреждений с обеспечением методической поддержки и подготовки педагогов, постоянного мониторинга востребованности и эффектов использования ЭОР;
· широкомасштабного информационного продвижения новых инновационных решений в области информатизации образования среди всех участников образовательного процесса, включая учащихся, преподавателей и администраторов образовательного учреждения, родителей.
На сегодняшний день я имею достаточный профессиональный и педагогический опыт, и этому я обязана своим старшим коллегам. Они научили меня профессиональным «премудростям», методическим тонкостям и вере в собственные силы. Они подняли меня на такой уровень, который не дает мне самоуспокаиваться на достигнутом, не дает быть самодостаточной в собственных успехах, а заставляет идти вперед. Занималась самообразованием, самостоятельно осваивала дистанционные курсы проектной деятельности, Роwer Paint – на российском Портале Сеть Творческих Учителей, училась у российских коллег. Три созданных мною ЦОР прошли экспертизу Портала, и мне выданы свидетельства о регистрации в РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ,ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И МОНИТОРИНГА г.Москва, 2010 – 2011 год. Издательским домом «Первое сентября» (Фестиваль педагогических идей. « Я иду на урок химии» г.Москва 2011 год) напечатана статья «Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. Разделение пигментов по Краусу» с приложением ЦОР. ЦОР сертифицирован, кроме того, отмечен дипломом. Собственный опыт открывает мне дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.
Таким образом, создание ЦОР в образовательном процессе раскрепощают инициативу учителя, открывают новые горизонты его педагогического поиска.
В педагогической деятельности успех приносит лишь продуманная до мелочей и выстроенная в систему работа, а не отдельные мероприятия. Я думаю, что та работа, которую наш коллектив планомерно реализует через свой сайт Ресурсного центра, даст свои положительные результаты.
Не отрываясь от реальной ситуации, хочется подчеркнуть главное: качественное изменение в отношении учителей к своим интеллектуальным возможностям. Работа, проводимая в гимназии по повышению квалификации учителей в рамках нового формата, подкрепленная собственной практической деятельностью, изменяет позицию учителя, расширяет круг вопросов, которые он считает значимыми, а значит – стимулирует его творческий поиск.
Высочайшее призвание школы – развивать, учить, давать навыки - все для того, что бы вырастить завтрашнюю смену прямыми приемниками старших поколений.
Академик Токмухамед Садыков, один из выдающихся организаторов науки и образования Казахстана, считал, что об образовании нужно говорить как о фундаменте будущего. ИКТ, ЦОР – важная составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Список литературы
1.
|
2. МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в системе информационных образовательных ресурсов (ИОР) » - http://900igr.net/prezentatsii/fizika/TSOR-po-fizike/009-Trebovanija-k-sovremennym-TSOR.html ( 15 сентября 2014)
3. Назарбаев Н.А.Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана 28.01.11. - http://www.mint.gov.kz/index.php?id=180&lang=ru
(21 сентября 2014)
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.